Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:16, контрольная работа
В самом деле, массовая безработица во время охватившей весь мир депрессии 30-х годов является достаточным эмпирическим доказательством правоты Кейнса. Его основная рекомендация правительству, поразившая всех в то время, состояла в том, что оно должно увеличить расходы , чтобы стимулировать производство и вернуть безработных на рабочие места.
В настоящей работе мы постараемся осветить основные вопросы Кейнсианской “теории эффективного спроса”.
Как мы уже видели ранее, между кривой потребления и уровнем цен существует обратная зависимость. Повышение уровня цен служит причиной сдвига вниз графика потребления, а соответственно и графика расходов, и наоборот. Исходной же причиной является эффект реальных кассовых остатков, или эффект богатства. Повышение уровня цен приводит к снижению реальной стоимости богатства, или покупательной способности населения. Для восстановления стоимости своего богатства люди должны больше сберегать и соответственно меньше потреблять. При повышении уровня цен график потребления и соответственно график совокупных расходов смещаются вниз, а реальный ЧНП падает. И наоборот, снижение уровня цен повышает реальную стоимость богатства населения. Когда индивидуумы богаты, они более склонны к потреблению и меньше к сбережению. При более низком уровне цен кривые потребления и совокупных расходов смещаются вверх и реальный ЧНП повышается.
Во-вторых, существует обратная связь между уровнем цен и графиком инвестиций. С ростом уровня цен, при прочих равных условиях, повышается процентная ставка, что в свою очередь ведет к смещению вниз графиков инвестиций и совокупных расходов. Так называемый эффект процентной ставки действует следующим образом: при более высоком уровне цен требуется большее количество денег на покупки, а при фиксированном предложении денег расширение спроса на деньги резко повышает процентную ставку и уменьшает расходы на инвестиции. Наоборот, радение уровня цен вызывает сокращение спроса на деньги, снижение процентной ставки и перемещение вверх графиков инвестиций и совокупных расходов.
Наконец, следует отметить что существует обратная связь между уровнем цен и графиком чистого экспорта.
Аналогичное влияние инфляция оказывает на мультипликатор, действие которого сводится на нет в следствие инфляции.
Из всего вышесказанного следует два вывода:
Для каждого данного исходного прироста совокупного спроса связанное с этим увеличение реального ЧНП будет тем меньше, чем больше рост уровня цен.
Модель “совокупные расходы- объем производства” недостаточна для объяснения ситуации, когда изменения в совокупных расходах (а отсюда и совокупного спроса) вызывает изменение уровня цен.
Дефицитное финансирование.
При определенной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита.
Займы или выпуск новых денег. Существуют два различных способа, которыми правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различным.
При заимствовании будет иметь место тенденция к повышению уровня процентной ставки и, таким образом, будет “выталкивать” некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.
Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы будут увеличиваться, не оказывая пагубного влияния на инвестиции и потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов, по сравнению с расширением займов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Антология экономической мысли. Под редакцией
Столярова И.А. - М.”ЭКОНОВ”, 1993 г.
2. Кейнс Дж. М. “Общая теория занятости, процента и денег”. М. Экономика, 1993 г.
3. Макконел К.Р., Брю С.Л. “Экономикс”. Т.1 гл. 11, 12, 13,14, Москва, 1992 г.
Информация о работе Джон Мейнард Кейнс: теория эффективного спроса