Две точки зрения на проблему государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.
Таким образом , это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2002 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени(за год).

Работа содержит 1 файл

курсач макра.docx

— 72.47 Кб (Скачать)

  1.Понятие  государственного  долга.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

  Таким образом , это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2002 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени(за год).

  Причиной  появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  и внешнего  займов (неслучайно они  называются долговыми способами  покрытия бюджетного дефицита).

  Соответственно  различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

  Внутренний  государственный  долг (internal debt) – это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

  Внешний государственный  долг (external debt) – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

  По  абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной  экономической проблемой он является. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение  абсолютной величины долга (D)к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП)

                                 

  Или более точный показатель  отношения  темпов роста долга (gD) к темпам роста ВВП (gY) 

  При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный  долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

  Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что  правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строим финансовую пирамиду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги и выпустить в обращение дополнительные деньги.

  Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга  заключаются в  том, что:

  • снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

  • перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

  • усиливается неравенство в доходах;

  • создается угроза  высокой инфляции в будущем;

  • необходимость выплаты процентов  по долгу может стать причиной повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

  • дефицит государственного бюджета  может стать постоянным явлением;

  • может появится двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса.  Эти два вида дефицитов связаны. Из тождества инъекций и изъятий

    следует, что

  При невозможности финансирования роста  дефицита государственного бюджета  за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

  Негативные  последствия большого государственного внешнего долга обусловлены  необходимостью возвращения  долга и его  обслуживания и состоят  в том, что:

  • выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП  за рубеж, в результате снижаются  производительные способности и  эффективность национальной экономики.

  • бремя выплаты долга перекладывается  на будущее поколение, что может  привести к снижению уровня их благосостояния.

  • возникает угроза долгового кризиса. 
 
 
 

  2.Бюджетный  дефицит и государственный  долг.

  2.1 Основные определения, показатели и проблемы количественной оценки.

      Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные издержки).

  Бюджетный дефицит представляет собой разницу  между государственными расходами  и доходами. С ростом суммы неуплаченного  государственного долга, растет перспектива  бюджетного дефицита, в следствии чего рост государственного долга может уменьшить запас капитала в экономике, процентные платежи станут очень большими,  в следствии чего вырастут налоги или правительству придется прибегать к новым займам.

  Правительство может  очень долго находиться в состоянии государственного долга  не сталкиваясь с серьезными проблемами ,но только если дефицит будет небольшим. Для того, чтобы распознать объемы государственного долга проводится количественная оценка, но и она усложняется некоторыми факторами:

  1. При оценке государственных расходов не учитывается амортизация, что приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
  2. Амортизация долга, т.е. выплата процентов для погашения основной суммы долга.
  3. Оценивая дефицит государственного бюджета, не берут в расчет состояние бюджетов субъектов и областей данного государства.
  4. Не учитывается скрытый дефицит, хотя именно он занижает величину фактического бюджетного дефицита ( часто это делается целенаправленно).
 

  2.2 Причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга.

      

          Один из главных вопросов – это каковы причины бюджетного дефицита и увеличения государственного долга.

  1. Рост государственных расходов во время политических и социальных конфликтов (во время войны).
  2. Циклические спады и встроенные стабилизаторы экономики ( это инструменты величина которых не меняется но само их наличие стабилизирует экономику). Одним из отрицательных качеств стабилизаторов  является дефицит бюджета. Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
  3. В целях стимулирования экономики – сокращение налогов, без соответствующей корректировки государственных расходов (государственные закупки и трансферты).

  Налоговые  поступления в государственный  бюджет  T   и показатель налогового бремени (где Y – совокупный выпуск)    в долгосрочном периоде снижаются, так как:

  1. Для стимулирования экономики специально сокращается налоговой клин (налоги, относимые предприятиями к издержкам производства и включаемые в цену производимой продукции)
  2. Значительное количество льгот  в системе налогообложения
  3. Вследствие неудовлетворительной организации налогообложения, налоговые сборы снижаются.

  2.3 Механизм самовоспроизводства государственного долга.

       Не стоит забывать и про экономический рост, т.к. одним из факторов экономического роста является соотношение долга и ВНП. Темпы роста или спада это зависимости так же зависят он некоторых вещей:

  • от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;

  • от темпов роста реального ВНП;

  • от величины первичного дефицита госбюджета.

  Так же известно, если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга. 

  Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется зависимость: 

   

  Dl - изменение соотношения долг/ВНП,

  l - исходное значение соотношения долг/ВНП,

  RR - реальная ставка процента,

  - темп роста реального ВНП,

  σ- доля первичного бюджетного излишка в ВНП. 

  Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:

  1) реальная ставка процента должна  быть ниже, чем темп роста реального  ВНП;

  2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным.  

  2.4 Увеличение налогов.

  Одним из самых простых способов получения  необходимых доходов для погашения  долга или процента является увеличение налога. Для того, чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую, чем N. Это означает, что соотношение N/ВНП является нижней границей ставки подоходного налога: 

  Y- совокупный доход (или ВНП)

  N - выплаты по обслуживанию долга

  Так как, кроме обслуживания долга, правительство  должно финансировать и другие расходы (в частности, государственные закупки  и трансфертные выплаты), то ситуация, когда 

   

  свидетельствует о нарастании напряженности в  бюджетно-налоговой сфере.

  Увеличение  налогов для погашения и уменьшения растущего долга может привести к снижению труда, к инновациям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга ограничивает возможности экономического роста.

  Для того, чтобы избежать этих ограничений  и не увеличивать налоги, правительство может рефинансировать долг, то есть выпустить новый государственный займ и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по "старым" долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности практически отсутствует.

  Долговое  финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост государственных расходов "вытесняет" производство инвестиционных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения (социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).

  2.5 Государственные  инвестиции.

    Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост правительственных расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в "человеческий капитал" в системе образования и здравоохранения), тогда производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит возможности текущего потребления населения.

Информация о работе Две точки зрения на проблему государственного долга