Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование доходов населения России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы формирования доходов населения;
Рассмотреть причины неравенства в распределении доходов;
Проанализировать состав и тенденции изменения доходов населения России, а также степень их дифференциации;
Выявить, какие меры предпринимает Правительство Российской Федерации в области заработной платы по поддержанию доходов населения.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования доходов населения……………..5
1.1. Виды и источники формирования доходов………………………….5
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов…………………...9
1.3. Социальная политика государства………………………………….14
2. Проблема распределения доходов в Российской Федерации………….18
2.1. Анализ денежных доходов населения в период с 2006 по 2008 г...18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения………………………22
2.3. Политика государства в области заработной платы……………….26
Заключение………………………………………………………………….. 31
Библиографический список…………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………….35
Степень дифференциации доходов россиян существенно различается по регионам страны. Так, по данным доклада о развитии человеческого потенциала в РФ, самой высокой дифференциацией доходов отличается Москва из-за гигантской концентрации финансовых ресурсов и неравного доступа к ним. По данным Росстата, в 2006 г. 10 % самых богатых москвичей получили доходы в 50,7 раза больше, чем 10 % самых бедных [16].
Усиление дифференциации во многом объясняется отсутствием эффективного механизма перераспределения доходов. Мировой опыт показывает, что в ряде случаев нарушения рыночного механизма, вызванные чрезмерно активным вмешательством государства в его функционирование, приводят к тому, что попытки улучшить положение одной части населения за счет другой приносили вред обеим. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге — к падению производства, снижению его эффективности.
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка. Были взяты данные о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов за 2008 год.
Рисунок
1 – Распределение населения по величине
среднедушевых денежных доходов (в процентах),
2008 год [16].
В 2008 году примерно у 10% россиян денежные доходы не достигали и 4000 рублей в месяц на человека, но примерно столько же располагали денежными доходами около 50000 и выше. Однако большая часть населения имела более скромные денежные доходы: у 35% они составляли от 4000 до 10000 рублей в месяц на человека, еще у 40% - от 10000 до 25000 рублей.
Общая картина динамики доходов россиян скрывает серьёзную региональную и поселенческую дифференциацию. В мегаполисах среднемесячные душевые доходы выше, чем в сёлах. На уровень доходов значимое влияние оказывает и возраст. Нужно учитывать, что различия в доходах определяются не только тем, что россияне пожилого возраста получают меньшую зарплату, а тем, что во-первых, среди них многие уже пенсионеры, доход которых полностью зависит от выплачиваемых им пенсий и пособий. Во-вторых, при равном уровне образования работающие более старших возрастов могут получить более высокие доходы, чем молодёжь. Также уровень доходов населения во многом зависит от проводимой политики государства [13, с. 82].
Дифференциация доходов особенно сильно сказывается на потреблении платных услуг: предоставляющие их учреждения всё больше ориентируются на группы с высокими доходами и становятся недоступными для подавляющего числа граждан. Цены на них растут опережающими темпами. Люди, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, практически не пользуются сферой платных услуг, тратят все деньги только на продовольствие.
У большинства наших сограждан за последние 3 года качество жизни не изменилось, они не смогли добиться чего-либо значимого. Те, кому удалось достичь положительных изменений, отличались изначально более высоким материальным положением, меньшим возрастом и более высоким уровнем образования, т.е. имели заведомо лучшие жизненные шансы. Таким образом, можно говорить о существовании тенденции к дальнейшему увеличению неравенства, так как качество жизни улучшают в основном те, кто и так находится в более благополучном положении. Это означает, что происходит углубление – или, по меньшей мере, консервация – существующего неравенства [9, с. 14].
Изменения
в доходах населения и
Заработная
плата была и остается для большинства
членов общества основным доходом и
основой их благополучия. Но заработная
плата имеет тенденцию к
Ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда [1].
Статья 130 ТК РФ, конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда, т. е. уровень оплаты труда, ниже которого работник, отработавший полностью определенную на конкретный период норму рабочего времени, получать не может. Основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума трудоспособного населения, т. е. стоимостной оценки потребительской корзины, в состав которой входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности [15].
В таблице приведены данные о минимальном размере оплаты труда за период с 2006 по 2008 г.
Таблица 3 – минимальный размер оплаты труда [4].
2006 | 2007 | 2008 | |
Минимальный размер оплаты труда (рублей в месяц) | 800,0 |
1100,0 |
2300,0 |
В 2006 году МРОТ составил 800 руб. Увеличение размера минимальной оплаты труда проводилось 20.04.2007, когда вступил в силу Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». МРОТ был установлен в сумме 2300 руб. в месяц. Предыдущий размер МРОТ составлял 1100 руб. в месяц. Таким образом, произошло повышение в 2,09 раза.
Если сравнивать увеличение МРОТ с тем, как независимые учёные оценивают рост цен на товары и услуги первой необходимости, оказывается, что на самом деле минимальная зарплата практически не растёт.
Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2008 г. составила 17 847 руб. и возросла по сравнению с сентябрём 2007 г. на 29,4%. В августе 2008 г. наиболее высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечались по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (140,1%), финансовая деятельность (135,4%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (134%). Наиболее низкие темпы роста заработной платы отмечаются по таким видам экономической деятельности, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (111,8%), производство кокса и нефтепродуктов (118%) [12 с. 30, 42].
Продолжается оставаться высокой дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики. Среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы в январе-августе 2008 г. отмечался в финансовой деятельности – 40 241 руб. (превышение общероссийского уровня в 2,4 раза), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 36 963 руб. (в 2,2 раза), транспортирование по трубопроводам – 34 604 руб. (в 2,1 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 7718 руб. (47% от общероссийского уровня), в текстильном и швейном производстве – 7888 руб. (48%), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 9063 руб. (55%). В январе – августе 2008 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к её уровню в обрабатывающих производствах 80%, работников образования – 68% (в январе-августе 2007 г. – соответственно 77 и 66%) [12 с. 42, 50].
Средняя заработная плата значительно отличается от МРОТ, следовательно необходим ускоренный рост МРОТ по сравнению со средней заработной платой и осуществление мер по переходу на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии (пересмотренной), согласно которой минимальная заработная плата не может быть ниже 60% от средней [11, с. 21].
Необходимо проводить политику «зарплатного паритета, равновесия» между работниками бюджетной и внебюджетной сферы (сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами зарплаты во внебюджетной сфере) [11, с. 22].
Увеличение оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников будет способствовать намечаемое с 1 января 2009 г. повышение минимального размера оплаты труда до 4330 руб. (Федеральный закон № 91 – ФЗ от 24 июня 2008 г.).
В соответствие с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2009 – 2011 г. будет выполнено решение о переходе на новую систему оплаты труда федеральных бюджетных учреждений с соответствующим финансовым обеспечением за счёт средств федерального бюджета. В этих целях с 1 декабря 2008 г. увеличены соответствующие расходы федерального бюджета на 30%.
В
2008 года проводилась работа по подготовке
нормативной правовой базы, необходимой
для перехода работников федеральных
государственных учреждений на новые
системы оплаты труда. Было принято
постановление Правительства
По
оценкам учёных, при сохранении нынешних
тенденций функционирования экономики
и дальнейшем усилении неравномерного
развития производительных сил, наблюдающегося
в стране за последние 15 лет, дифференциация
заработной платы и доходов населения
в ближайшие 3-4 года возрастёт ещё на 40
– 60%, что усилит антагонизм в обществе.
Преломить существующую дифференциацию
заработной платы можно только с помощью
радикальных мер. Для этого необходимо
создать систему взаимосвязанных социальных
институтов, которые могли бы реально
обеспечить работающих достойной заработной
платой, гарантирующей работнику и членам
его семьи приемлемые уровень и качество
жизни (размер МРОТ следует приблизить
к величине не ниже 40% средней заработной
платы по стране, последняя же должна быть
не менее пятикратной величины ПМ, а доля
зарплаты в ВВП – достичь за 5 лет 35%) [13
с. 15].
Заключение
Библиографический список
Информация о работе Доходы населения России и их дифференциация