Доходы и их распределения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Прибыль выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).
Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).

Содержание

1. Теоретические аспекты доходов и их роль в рыночной экономике 2
1.1 Понятие и экономическая сущность доходов 2
1.2 Классификация доходов и прибыли 3
1.3 Значение доходов в деятельности предприятия 6
2. Анализ распределения рыночных доходов 14
2.1 Распределение доходов и уровень дифференциации 14
2.3. Перераспределение доходов 22
3 Социальная природа рыночной экономики и распределение доходов 22
3.1 Проблема социальной ориентации экономики и ее зависимость от экономической эффективности рынка 23
3.2 Формирование доходов в рыночной экономике и их распределительная политика государством 29
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Доходы и их распределение в рыночной экономике.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

    Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

    Социальные  трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

    Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

    Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

    Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

    Главный аргумент в пользу равного распределения  доходов заключается в том, что  оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).

    Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил  с «дырявым ведром», т.е. этот процесс  неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

    2.3. Перераспределение доходов

    3 Социальная природа рыночной  экономики и распределение доходов

    3.1 Проблема социальной ориентации экономики и ее зависимость от экономической эффективности рынка 

    Социальная  ориентация экономики предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:

    • задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности;

    • научно-технической революцией, главным двигателем которой является творческий труд, немыслимый без удовлетворения разумных потребностей работника;

    • необходимостью создания нормальных условий  жизнедеятельности людей, когда  уровень экономического развития многих стран позволяет удовлетворить их основные потребности.

    Социально ориентированная экономика сформировалась в странах Северной Америки и  Западной Европы. Что касается России, то ее экономика при господстве административно-командной  системы в сравнительно спокойный  период 1953—1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни, но в целом она не обеспечивала возможности раскрытия творческого потенциала личности, а многие разумные потребности не могли быть удовлетворены из-за постоянного дефицита потребительских товаров и услуг и выделения средств на развитие социальной сферы по «остаточному принципу».

    Тем не менее административно-командная  система имела и ряд достижений в социальной области: бесплатные образование  и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости. Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятельности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, административно-командная система опережала рыночную в перечисленных социальных моментах. Поэтому переходная экономика — это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью рыночной экономики.

    Создание  социально ориентированной переходной экономики означает:

    • достижение рационального уровня потребления  для большинства населения, что предполагает, в частности, сокращение дифференциации в уровне потребления благ и услуг до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству;

    • создание условий для квалифицированного творческого труда, что тесно связано с качественным изменением структуры экономики (прежде всего сокращение до минимума применения тяжелого физического труда и экологически вредных производств);

    • переход от хронического дефицита потребительских  товаров и услуг к широкому предложению их на рынке;

    • формирование эффективной системы  социальной защиты, которая должна включать защиту от безработицы, обеспечение  пособий для нетрудоспособных групп  населения, соединение государственной  и страховой систем социальной защиты.

    В России создание социально ориентированной экономики затруднено в силу следующих обстоятельств:

    1) сильного отставания от современного  технического уровня в ряде  отраслей, особенно в сельском  хозяйстве, что не позволяет  быстро удовлетворить на высоком  уровне потребности преобладающей части населения;

    2) крайне нерациональной структуры  экономики со слабым развитием  отраслей, ориентированных на потребительский  рынок;

    3) сохранения бюрократических традиций  управления, ведущих к значительной  роли в экономической политике отраслевых интересов в ущерб социальным задачам:

    4) преобладания в общественном  поведении пассивных форм социальной  адаптации (иждивенческие настроения  некоторых социальных слоев);

    5) необходимости при возобновлении  экономического роста значительных инвестиций для технологического перевооружения экономики.

    Социальная  справедливость в сфере экономики  — это соответствие системы экономических  отношений (преимущественно отношений  распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой.

    Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью — это отражение противоречия между производством и потреблением.

    В современных условиях применяется более широкое понятие социально-экономической эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

    Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань — до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

    Развитие  современной рыночной экономики  предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе- и трудосберегающих технологий.

    В переходной экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными размерами общественного «пирога», что сдерживает перераспределительные процессы.

    Социальная  политика направлена на решение следующих  задач:

    1 ) стабилизация жизненного уровня  населения и недопущение массовой  бедности;

    2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

    3) поддержание стабильного уровня  реальных доходов населения   путем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов-

    4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение,  жилищное хозяйство, культура  и искусство).

       Таким образом, политика доходов  представляет собой составную  часть социальной политики государства.  Последняя направлена, в частности,  на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной  экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

      Поэтому важной задачей социальной  политики является адресная (т.е.  предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь,  слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами   активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан  через механизм налогов и социальных трансфертов.    Социальная политика в переходный период отличается не  столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

    Как уже отмечалось, для переходной экономики  характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

Информация о работе Доходы и их распределения в рыночной экономике