Доходы и их распределение в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность

Содержание

Введение.
Сущность доходов, источники их формирования.
Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Дженни
Проблема справедливого распределения доходов в современной России и путь ее решения

Работа содержит 1 файл

чистовик курсовой.docx

— 71.60 Кб (Скачать)

· многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от

государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп ;

·многосубъектность  социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать : государство ( в лице ведомств и министерств ), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления ;

· многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты – предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

     Социальная политика в области  заработной платы должна

реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство  осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы.

Это главным  образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда ( допустим, каждые 14 дней или ежемесячно ). В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней  и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса. Социальная политика на рынке труда.

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная  политика применительно к рынку  связана прежде всего с

возможностями государства влиять на спрос на рабочую  силу. Кроме того,

воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки  правовых норм,

касающихся  использования в стране иностранной  рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда ( например, с помощью сокращения пенсионного возраста ). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий  социальной политики в области рынка  труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с  этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения ( пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

     Жилищная политика.

Политика  обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в

современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль

государства в этом случае сводится к тому, что  оно бесплатно предоставляет

строительным  организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно : изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Изменения происходящие в последние годы показывают, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.

Социальное  государство обязано проводить  активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение  своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится  право на труд и его достойную  оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение  и др., т.е. на определенный уровень  благосостояния.

     В этой связи важнейшее теоретическое  и практическое значение приобретает  разработка и реализация государственной  политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

Усиление  неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного  большинства населения. Здоровый и  устойчивый рост экономики не может  опираться только на богатое и  сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

     Отсутствие  нормальных экономических условий  жизнедеятельности значительной части  населения страны снижает качество человеческого капитала.

Обесценение труда понижает экономическую ответственность  работника за выполненный труд, негативно  влияет на производительность общественного  труда.

     Несмотря  на предпринимаемые усилия, хронической  остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется  при каждом повышении минимальных  размеров оплаты труда.

Именно бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи.

Низкий уровень  доходов значительной части семей  в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному  развитию страны, определяют демографический  кризис и кризисные процессы в  семье и обществе.

Рассмотренная мною тема носит актуальный характер, так как по моему мнению вопрос неравенства будет существовать всегда, он будет иметь постоянное отражение в одной из сторон нашей  жизни независимо от того времени  когда мы живем. 

Список  литературы:

1. Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении [Текст] / М.К. Горшков // Мир России. - М., 2009.

2. Литвинов, В.А. Социальная стратификация и уровень жизни в современной России [Текст] /В.А. Литвинов // Россия в Современном мире. - 2008.

3. Литвинцева, Г.П. Денежные доходы населения регионов России с учетом покупательской способности рубля и скрытых доходов [Текст] /Г.П.

4. Литвинцева // Вопросы статистики. - 2008.

5. Куликов Л.М. Экономическая теория: Уч. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

6. Курс экономической теории: Уч./ Под ред. М. Н. Чепурина.- Киров: АСА, 2006

7. www.goskomstat.ru

8. Социальная политика : реформа социального страхования      Общество и

экономика - 1995 г.

9. Российский экономический журнал - 1996 г.

10. Белова Т.Н. О выборе формы средней оценки для уровня жизни населения // Вопросы Статистики. – 2006.

11. Новикова В.О. Возможно ли справедливое распределение доходов? // Экономист. – 2003.

12. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2004.

Информация о работе Доходы и их распределение в современной экономике