Дискреционная фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы. Один из таких инструментов – фискальная политика. Она является ключевым элементом государственного экономического управления.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..3
2. Понятие, структура фискальной политики……………………..5
3. Направления в трактовке фискальной политики………………8
4. Кейсианский подход, механизмы действия
дискреционной фискальной политики………………………...11
5. Политика встроенных стабилизаторов………………………..18
6. Эффективность фискальной политики, ее внутренние
и внешние ограничения………………………………………....23
7. Фискальная политика в России………………………………...28
8. Заключение……………………………………………………….32
9. Список литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Фискальная.docx

— 487.05 Кб (Скачать)

Рис.7. Кривая Лаффера.

 

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога 50%, при которой налоговые поступления максимальны (LS). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

 Смысл  «эффекта Лаффера» состоит в  том, что уменьшение налоговых  ставок вызовет сокращение доходов  государства, но это сокращение  будет носить кратковременный  характер, в длительной перспективе  снижение налогов вызовет рост  сбережений, инвестиций и занятости.

 

Аналогичное налогам воздействие на экономику  оказывает система пособий по безработице и бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Выплата этих пособий способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Однако, встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной. В развитых странах экономика регулируется с помощью смешанного типа фискальной политики: фискальной – на 2/3, за счет действия встроенных стабилизаторов – на 1/3.

 

 

Эффективность фискальной политики,

ее внутренние и внешние  ограничения.

 

 Проведение фискальной политики государства связано с определенными трудностями различного характера.

Временные проблемы (временной лаг).

  1. Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений, несмотря на достаточно развитую систему экономического прогнозирования.
  2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются.
  3. Функциональный разрыв. Кроме того, существуют также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

Эффект  вытеснения.

 Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

 Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.

 Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.

 Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.

Эффекта инфляции.

 Он состоит в том, что  рост цен существенно ослабляет  эффективность стимулирующей политики. Предположим, что безинфляционный реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд. руб., как показано на рис. 7а. Для упрощения из кривой совокупного предложения исключен промежуточный отрезок, отражающий реальное состояние экономики. Уровень цен остается неизменным вплоть до точки полного использования производственных возможностей и ресурсов. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой AS приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.

  Начнем с совокупного спроса на уровне AD1 который дает нам равновесный реальный объем производства 495 млрд. руб. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд. руб. — к AD2. Таким образом, экономика достигает безинфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд. руб. Из предшествующих рассуждений о дискреционной фискальной политике известно, что увеличение государственных расходов на 5 млрд. руб. или сокращение налогов на 6,67 млрд. руб. приведет к такому значительному росту при условии, что мультипликатор равен 4. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой стимулирующей фискальной политике в чистом виде экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов и возможностей и значительному увеличению занятости.

 На рис. 7б ситуация несколько усложнена добавлен эффект вытеснения. В то время как фискальная политика направлена на экономический рост и сдвиг совокупного спроса от AD1 до AD2, часть инвестиций может оказаться вытесненной, так что совокупный спрос установится на уровне AD'2. Равновесный ВВП возрастет только до 505 млрд. руб., а не до искомых 515 млрд. руб. Эффект вытеснения может ослабить воздействие фискальной политики.

 На рис. 7в. перейдем к более реалистичной кривой совокупного предложения, в которую включен промежуточный отрезок. Отвлечемся здесь от эффекта вытеснения и предположим, что стимулирующая фискальная политика успешно справляется с перемещением совокупного спроса от ADl до AD2. Если бы кривая совокупного предложения выглядела, как на рис. 6а и 6б, полная занятость не достигалась бы при ВВП равном 515 млрд. руб., а цены оставались бы на уровне Р1. Но мы обнаружим, что на восходящем промежуточном отрезке кривой совокупного предложения часть прироста совокупного спроса «подавляется» более высокими ценами, в результате чего реальный ВВП возрастает на меньшую величину. В частности, уровень цен повышается от Р1 до Р2 и реальный объем производства увеличивается только до 505 млрд. руб.

Рис.7.Эффект инфляции

 

Эффект  чистого экспорта.

Он обусловлен тем, что воздействия мировой  конъюнктуры могут снизить и  обесценить эффективность   фискальной политики. Так при осуществлении  стимулирующей политики государство  в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому  повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта и АЕ. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

 

Дефицит бюджета.

Противники  кейнсианских методов регулирования  экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители  неоклассического направления в  экономической теории считают дефицит  государственного бюджета одним  из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами  стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных  закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к  росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые  предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

 Особенно  остро проблема бюджетного дефицита  проявилась в большинстве развитых  стран, использовавших после П  мировой войны кейнсианские методы  регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник  так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит  государственного бюджета сочетался  с дефицитом платежного баланса.  В связи с этим проблема  финансирования дефицита государственного  бюджета превратилась в одну  из важнейших макроэкономических  проблем. 

 

Фискальная политика в России

 Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.

 Переход  к рыночной экономике изменил  и структуру доходной части  государственного бюджета, которая  в значительной мере формируется  за счет налоговых поступлений.  На сегодняшний день налоговая система в России несовершенна:  чрезвычайно высокое налогообложение доходов фирм (общая сумма налогов и взносов в различные фонды доходила подчас до 85—90%), значительные расходы по сбору налогов, сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательную базу налогообложения. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой

В современных  условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для  переходного периода становится важной разработка концепции повышения  стимулирующей функции налогообложения  в развитии предпринимательства  и формировании инвестиций.

 Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности.

 

 

К этим мерам  относятся:

- обеспечение  стабильного налогового законодательства, недопустимость любых изменений  в налоговой схеме в течение  всего хозяйственного года. Более  того, предполагается продолжительный  по горизонту мораторий на  внесение поправок, усиливающих  налоговое бремя;

- отказ  от неоправданной множественности  налогов, число которых только  в России с учетом местных  налогов приблизилось к 100;

- устранение  имеющейся дискриминации в дифференциации  налогоплательщиков в зависимости  от форм собственности;

- установление  низких налогов на производителей  и «удешевление» кредита;

- усиление  целенаправленности налоговой системы.  В условиях спада производства  важно поставить в привилегированное  положение предприятия (фирмы), реально  увеличивающие объемы производства  и осуществляющие инвестирование  средств в его рост. Сделать  это можно разными способами,  например, освободив от налогов  часть прибыли, полученной от  увеличения объема реализации  в сопоставимых ценах. Желательно  также полностью освободить от  налогообложения вклады инвесторов  и прибыль предприятий, направляемую  на развитие производства, НИОКР,  содержание объектов социальной  сферы;

- придание  действенного и конкретного характера  налоговым льготам, которые теперь  в большинстве носят декларативный и показной характер, в результате чего теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы с момента не их регистрации, а получения первой прибыли.

 Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивная активность, инфляция.

 Такова общая концепция перестройки налоговой системы переходной экономики в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

 В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

 Функции налогообложения в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения этого процесса по разработанным программам. Это связи прямого характера.

Информация о работе Дискреционная фискальная политика