Дискреционная фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы. Один из таких инструментов – фискальная политика. Она является ключевым элементом государственного экономического управления.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..3
2. Понятие, структура фискальной политики……………………..5
3. Направления в трактовке фискальной политики………………8
4. Кейсианский подход, механизмы действия
дискреционной фискальной политики………………………...11
5. Политика встроенных стабилизаторов………………………..18
6. Эффективность фискальной политики, ее внутренние
и внешние ограничения………………………………………....23
7. Фискальная политика в России………………………………...28
8. Заключение……………………………………………………….32
9. Список литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Фискальная.docx

— 487.05 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования Российской Федерации


Рыбинская государственная авиационная технологическая  академия им. П. А. СОЛОВЬЕВА

 

 

 

 

 

Факультет                      Заочного обучения

(Наименование  факультета)

 

Кафедра                            ЭМ и ЭИС

(Наименование кафедры)

 

 

 

Курсовая работа

 

по  дисциплине 

Макроэкономика

(Наименование дисциплины)

 

на тему

«Дискреционная политика »

 

 

Студент группы   ЗЭВ1-10 _________________  Соболева М.В.

(Код)   (Подпись, дата)   (Фамилия И. О.)

 

Преподаватель       профессор_________________Саксонова Е.Л

(Уч. степень, звание) (Подпись, дата)   (Фамилия И. О.)

 

 

 

 

 

 

Рыбинск  2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Понятие, структура фискальной политики……………………..5
  3. Направления в трактовке фискальной политики………………8
  4. Кейсианский подход, механизмы действия

дискреционной фискальной политики………………………...11

  1. Политика встроенных стабилизаторов………………………..18
  2. Эффективность фискальной политики, ее внутренние

и внешние ограничения………………………………………....23

  1. Фискальная политика в России………………………………...28
  2. Заключение……………………………………………………….32
  3. Список литературы……………………………………………...33

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с организациями, предприятиями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны посредством уплаты налогов. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Государство выбирает тот или иной налоговый курс в зависимости от экономического положения в стране, социального благосостояния общества.

 Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы. Один из таких инструментов – фискальная политика. Она является ключевым элементом государственного экономического управления.

 Цель данной работы – изучение закономерностей фискальной политики государства, её целей, структуры, роли в регулировании экономики, а также, изучение некоторых особенностей фискальной политики нашей страны.

Актуальности  исследования не вызывает сомнений.

Задачи  работы:

  1. Изучить понятие и механизма действия фискальной политики, выявить различные подходы в ее трактовке.
  2. Выявить специфику дискреционной и недискреционной фискальной политики, показать ее преимущества и недостатки.
  3. Определить роль фискальной политики в формировании государственного бюджета (налоги, государственные расходы), в регулировании национального производства.
  4. Выявить некоторые особенности фискальной политики в России.

 

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении и систематизации знаний по данной проблеме, изложенных в научных трудах.

 

Понятие, структура фискальной политики

Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика – совокупность финансовых мероприятий государства с целью воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Основными задачами фискальной политики являются:

  1. ликвидация безработицы;
  2. борьба с инфляцией;
  3. стабилизация экономического развития;
  4. антициклическое регулирование экономики;
  5. стимулирование экономического роста;
  6. достижение внешнеторговой сбалансированности.

Фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом, поскольку осуществление государственных расходов основывается на средствах государственного бюджета, основу которого составляют налоги. Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования  экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

а) затраты  на расширенное воспроизводство;

б) непроизводительные расходы государства;

в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

 г)  проведение структурной политики;

д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью  косвенных методов оказывается  воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения.

В зависимости  от характера использования прямых и косвенных методов различают  два вида фискальной политики государства:

  1. дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;
  2. недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Основой дискреционной фискальной политики государства являются следующие положения, разработанные в кейсианской теории:

– рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и,

следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Уменьшение правительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы;

– увеличение налогов сокращает  располагаемый доход и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость.

Выделяют  два вида дискреционной политики (рис.1):

    1. стимулирующая (экспансионистская),
    2. рестриктивная (контрактивная, сдерживающая).

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в  период спада, депрессии, включает повышение  государственных расходов для увеличения объема ВНП, понижение налогов с целью увеличения объема производства  и занятости.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в  период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение  налогов и приводит к избытку  госбюджета. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Политика  автоматических (встроенных) стабилизаторов основывается на действии экономических механизмов, которые без содействия государства стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

Рисунок-схема 2. Виды фискальной политики

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства: кейсианский подход и теория «экономики предложения».

Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются

на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому более действенной они считают налогово-бюджетную политику. Кейсианцы рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

В дальнейшем последователи  Дж.Кейнса предложили разделить объекты налогообложения  по их  отношению к потреблению  и сбережению. В первом случае налогообложению  подвергается конечная стоимость потребляемых продуктов. Во втором – только процентная ставка по вкладам. Отсюда возникла идея налога на потребление, который рассматривается  с одной стороны, как средство борьбы с инфляцией, а с другой – как метод поощрения сбережений. В результате налогового давления предполагается переключить денежные ресурсы либо прямо на инвестиции, либо на сбережения, которые с помощью той же бюджетной  политики изъятия сбережений трансформируются в капиталовложения. Сбережения долгосрочного  характера – фактор будущего экономического роста.

При этом предполагается проявление закономерности в динамике потребления и доходов  в фазе спада: расходы на рынке  потребления сокращаются медленнее. Чем снижаются доходы, что провоцирует  дополнительный (ажиотажный) спрос. Следовательно, ставки на лога на потребление должны быть боле высокими, чем при обложении  подоходным налогом. Поэтому, такая  налоговая система не может быть встроенным стабилизатором. Предполагается, что налог на потребление. Веденный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для товаров первой необходимости, будет более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.

Сторонники  теории «экономики предложения» («supply-side economics») рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов населения, а следовательно, к росту сбережений, и бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы. Наглядно эти положения иллюстрирует рис.3:

Рис. 3. Влияние фискальной политики на совокупное предложение.

 

Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос – AD1, совокупное предложение - AS 1) достигалось при объеме производства Q, и уровне цен Р1. Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного предложения c AD1 до AD2. При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно - Q2 и Р2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения с AS1 до AS2. Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос - AD2, совокупное предложение - AS2) при объеме производства Q3 и уровне цен Р3.

Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами, причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.

 

Рассмотрим  подробнее механизмы действия дискреционной фискальной политики кейсианского метода.

 

Кейсианский подход,

механизмы действия дискреционной  фискальной политики

 При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на величину ВНП (совокупный спрос) важнейшими являются следующие показатели:

1)  действие 3х мультипликаторов: государственных расходов налогового, и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор  государственных расходов (рис. 2) показывает, насколько возрастет объем ВНП при увеличении государственных расходов на 1 дополнительный руб. и определяется по формуле:

,

где ∆ Y прирост объема ВНП,∆ G прирост государственных  расходов;

MPC предельная  склонность к потреблению. 

Действие  этого мультипликатора хорошо иллюстрируется графиком кейнсианского «креста». Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства воз растает от Y 1 до Y 2 на величину ∆ Y , определяемую из уравнения:

Информация о работе Дискреционная фискальная политика