Дискреционная фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы. Один из таких инструментов – фискальная политика. Она является ключевым элементом государственного экономического управления.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..3
2. Понятие, структура фискальной политики……………………..5
3. Направления в трактовке фискальной политики………………8
4. Кейсианский подход, механизмы действия
дискреционной фискальной политики………………………...11
5. Политика встроенных стабилизаторов………………………..18
6. Эффективность фискальной политики, ее внутренние
и внешние ограничения………………………………………....23
7. Фискальная политика в России………………………………...28
8. Заключение……………………………………………………….32
9. Список литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Фискальная.docx

— 487.05 Кб (Скачать)

Мультипликационный  процесс в данном случае проявляется  в том, что при возрастании  государственных расходов на ∆ G доход  первоначально увеличивается на ту же самую величину. Далее, возросший  совокупный доход приводит к росту  располагаемого дохода, который, в свою очередь, увеличивает потребительские  расходы населения.

Функция потребления, как мы знаем, имеет  вид:

С = а + МРС  х Yd ,

где а величина автономного потребления, не зависящего от уровня дохода, а Yd располагаемый  доход.

При росте Yd увеличится только зависящая от дохода часть потребительских расходов на величину ∆ С = МРС х ∆ Yd.

При неизменных налоговых ставках можно принять, что ∆ Yd = ∆ Y . Так как рост государственных  расходов увеличивает доход на ту же самую величину, можно записать, что ∆ Y = ∆ G , а это значит, что  увеличение потребления можно представить  в виде: ∆ С = МРС х ∆ G . Этот рост потребления вновь увеличивает  доход и снова приводит к росту  потребления на величину МРС2 х ∆ G и т.д. Совокупный мультипликационный эффект роста государственных расходов на величину ВНП можно рассчитать, таким образом, как сумму всех последующих приростов ВНП по формуле:

∆ Y = ∆ G (1 + МРС + МРС 2 + МРС 3 +...)= ∆ G х 1/(1 MPC ).

А мультипликатор государственных расходов будет, таким  образом, равен:

 

Рис.4. Мультипликатор государственных расходов.

 

Аналогичное мультипликативное воздействие  на равновесный уровень дохода окажет и снижение суммы налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются  на величину ∆ T , то располагаемый доход Y d = Y Т возрастает на величину ∆ T (см. рис.14.2.). Потребительские расходы, соответственно, увеличиваются на величину ∆ T х МРС, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства от Y 1 ДО Y 2 , Рост совокупного дохода, в свою очередь, повышает и располагаемый доход, а значит и потребительские расходы (на величину ∆ T х МРС2) , что снова вызывает рост ВНП. Его общий прирост может быть определен по следующей формуле:

 

Рис.5. Налоговый мультипликатор

 

Если  для увеличения государственных  расходов правительству требуется  увеличить и величину налоговых  поступлений в государственный  бюджет, т. е. когда величины государственных  расходов и налоговых поступлений  изменяются в одном направлении (либо обе увеличиваются, либо обе  уменьшаются), то возникает эффект мультипликатора  сбалансированного бюджета.

Действие  этого мультипликатора состоит  в следующем: при возрастании  государственных расходов и налоговых  поступлений на одну и ту же величину (∆ G = ∆ T ), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т.е. ∆ Y = ∆ G = ∆ T ).

 

Приведем  пример.

Допустим, правительство для покрытия дополнительных государственных расходов ужесточило налоговую политику, повысив налоговые  ставки. В результате осуществления  этих мер и государственные расходы, и налоговые поступления в  бюджет возросли на 100 руб. Предельная склонность к потреблению составила 0,75. Нужно определить величину изменения  равновесного ВНП, вызванного указанными действиями правительства.

Рассчитаем  мультипликаторы государственных  расходов и налогов:

В этом случае прирост ВНП за счет роста государственных  расходов составит:

∆ Yg = mg х  ∆ G = 4 х 100 = 400,

а снижение ВНП в результате роста налогов  окажется равным:

∆ Yt = m t  х ∆ Т = (3) х 100 = 300,

Тогда общее  изменение ВНП составит:

∆ Y = ∆ Yg + ∆ Yt = 400300 = 100,

то есть ту же самую величину, что и первоначальный прирост государственных расходов и налогов.

Взаимозависимость налоговых поступлений и ВВП  наглядно продемонстрировано на рис. 6 . Государственные расходы (G) в этой схеме считаются величиной постоянной и независимой от размера ВВП. Величина налоговых поступлений измеряется в том же направлении, что и уровень ВВП, которого реально достигает экономика. Прямую зависимость налоговых поступлений от уровня ВВП отражает восходящая линия Т.


 

 

 

 

 

                  

Валовой внутренний продукт, ВВП.

 

Рис.6. Зависимость государственных расходов от налоговых поступлений в бюджет.

 

 С  ростом ВВП в периоды процветания  налоговые поступления автоматически возрастают и, поскольку они сокращают расходы, сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка.

 Если  объем налоговых поступлений  изменяется прямо пропорционально  величине ВВП, то бюджетный  дефицит, который, как правило,  автоматически образуется в периоды  спада, помогает его преодолеть. Напротив, бюджетный избыток, автоматически  возникающий в периоды экономического  роста, содействует преодолению возможной инфляции. Напротив, когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведет к росту расходов и тем самым смягчает экономический спад. То есть с понижением уровня ВВП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от излишка к дефициту. Из рис. 4 видно, что на низком уровне национального дохода ВВП1 автоматически создается благоприятный для экономического роста бюджетный дефицит; а на высоком и, возможно, инфляционном уровне ВВП3 автоматически формируется сдерживающий бюджетный излишек.

Прогрессивная налоговая система. Рис. 4 отчетливо демонстрирует, что величина автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и достигнутая стабильность зависят от восприимчивости налогов к изменениям уровня ВВП. Если налоговые поступления стремительно меняются вслед за изменениями ВВП, то наклон линии T на рисунке будет крутым и вертикальный отрезок между T и G, то есть размер дефицитов или излишков, большим. Если же при изменении уровня ВВП налоговые поступления меняются очень мало, то наклон линии будет пологим, а достигнутая автоматически стабильность — незначительной.

Подобное  действие мультипликатора сбалансированного  бюджета связано с тем, что  мультипликативный эффект от роста  налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Налоговая  политика относится поэтому к  мерам косвенного воздействия на величину ВНП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при  выборе инструментов фискальной политики: для преодоления циклического спада  в экономике увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий  эффект), а для сдерживания инфляционного  подъема увеличиваются налоги (что  является относительно мягкой ограничительной  мерой).

Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового национального продукта. В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

Следовательно, можно прогнозировать дискреционную фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла (спад и подъем). В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов, сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов). Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом инфляционный рост, сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из уменьшения государственных расходов, увеличения налогов, сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и   механизм фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы. Понятно, что выработка оптимальной фискальной политики - задача сверхсложная.

 

Вторая  составляющая фискальной политики государства  – автоматическая фискальная политика, или политика «встроенных» стабилизаторов. Рассмотрим подробнее механизм их воздействия на экономику.

 

Политика встроенных стабилизаторов.

Как уж было сказано выше, к встроенным стабилизаторам относятся налоги и социальные пособия, а именно:

1) подоходный  налог (включающий в себя и  налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные  налоги (в первую очередь, налог  на добавленную стоимость);

3) пособия  по безработице; 

4) пособия  по бедности.

Налоги  и налоговые ставки являются наиболее действенным и эффективным инструментом бюджетной политики, с помощью  которого охватываются довольно большие  сектора народного хозяйства  и экономики в целом. Грамотное налоговое законодательство и практики сбора налогов – задача любого государства.

Подоходный налог устанавливается на доходы физических лиц и прибыль фирм. Он рассчитывается как разница между валовым доходом, полученным из разных источников и разрешенными в законодательстве вычетами (производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы; различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.).

Налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)). При неизменной налоговой ставке во время спаде величина налоговых поступлений уменьшается, поскольку уровень деловой активности (Y) сокращается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов, поэтому при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, налицо стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Немаловажным  фактором налоговой политики является установление оптимальной налоговой  ставки (размер налога на единицу обложения). При чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.

Различаются следующие ставки налога:

• прогрессивные, которые возрастают с увеличением  доходов;

• пропорциональные — единый процент уплаты налогов  независимо от размеров доходов;

• регрессивные, которые снижаются в большей  мере в сторону меньших доходов.

Предельная  налоговая ставка показывает долю налоговых  поступлений в каждом дополнительном рубле совокупного дохода:

t предельная  ставка налогообложения; 

∆ T прирост  суммы вносимого налога;

∆ Y прирост  дохода.

Средняя налоговая ставка показывает долю налоговых  поступлений в общей сумме  совокупного дохода.

где Т  сумма налоговых поступлений;

Y величина  совокупного дохода.

Различают процентные и твердые налоговые  ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к  налоговой базе (уровню дохода, стоимости  имущества и т.п.). Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу измерения  объекта налога. На практике используются денежные (рубли, доллары, экю) и натуральные (лошадиная сила, тонна, литр и т.п.) единицы обложения. Налоговая база это количественная оценка объекта  налогообложения, под которым понимается то, что облагается налогом.

Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит  экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции  «экономической теории предложения» Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис..), с помощью которой  показал воздействие изменения  ставки налога на общую величину налоговых  поступлений в государственный  бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа  статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений  и теоретического умозаключения).

Информация о работе Дискреционная фискальная политика