Дипломатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.
Дипломатическая служба - это особая сфера государственного управления в области обеспечения суверенитета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц РФ за рубежом.

Содержание

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
2. Курс «Дипломатия» в системе подготовки современного специалиста-международника
3. Система государственной службы РФ: общая характеристика
4. Дипломатическая служба в системе гос.службы РФ
5. Профессиональные навыки и личные качества современного дипломата.
6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. и дипломатия Нового времени.
10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость США 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода ХВ.
12. Дипломатия в условиях глобализации.
13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
15. Понятие и источники дипломатического права.
16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений РФ.
19. МИД РФ – структура и функции.
19. МИД РФ – структура и функции.
20. Министры иностранных дел РФ 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
Основное место работы, должность
Основные этапы биографии
21.Современная дипломатия США. Госдепартамент США.
22. МИД Франции:
23. Foreign Office – структура, функции…..
24. Федеральное Министерство иностранных дел ФРГ: структура и полномочия
25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
30. Дипломатические ранги vs должности в центральном аппарате МИД и зарубежных представительствах РФ
31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах РФ при международных организациях.
32. История становления консульских представительств.
33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
36. Информационно-аналитическая функция.
37. Экономическая и культурная дипломатия МИД РФ
38. Департамент информации и печати, пресс-центр МИД: функции и полномочия
39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
41. Типология, структура и функции переговоров
42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
46. Сущность и значение дипломатического протокола.
47. Задачи ДГП МИД РФ.
48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.

Работа содержит 1 файл

konspekt_po_diplomatii.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

История средневековой Европы открывается падением За­падной Римской империи и нашествий «варварских» племен. В Европе образовался ряд «варварских» государств, в которых в течение последующих столетий складывается фео­дальный строй.

Цели внешней политики государств опреде­лялись интересами военно-землевладельческой знати, приоб­ретавшей все большую силу в феодализировавшемся обществе.

Международная обстановка была неустойчивой. Международные столкновения разрешались не только силой, но и путем переговоров и соглашений. Так складывалась дипломатия «варварских» государств, соединяв­шая черты примитивности, характерные для этих новых поли­тических образований, с некоторыми элементами римской тра­диции.

Значительное влияние на дипломатию молодых варварских государств оказала Византия, где сохранились дипломатиче­ские традиции Поздней Римской империи. Высокоразвитая организация этой восточной дипломатии, ее торжественный церемониал, изворотливость, коварство, умение изобретать всякого рода комбинации, разъединять своих врагов, исполь­зовать в своих целях торговые, культурные и религиозные связи — все это оказало сильное воздействие на дипломатию средневековья. Другим мощным проводником влияния римских традиций на дипломатию средних веков была католическая церковь в лице папства с его широкими международными свя­зями.

Напрямую короли встречались крайне редко, договаривались специальные люди – послы. 1й постоянный посол 1450г. Италия: герцог Миланский отправил оратора-резидента в Венецию и Флоренцию (он был гражданином своего государства, но служил в другой стране всю жизнь). Послы занимались заключением договоров на конференциях, встречах, которые затем утверждались Папой Римским.

В условиях раннего средневековья не могли установиться более или менее прочные политические образования, границы непрерывно менялись, государства быстро создавались и рас­падались. Даже наиболее крупные и сильные объединения ран­него средневековья не имели прочной экономической базы и представляли временные и не­прочные военно-административные объединения.

Дипломатия периода политической раздробленности сред­невековой Европы соответствует характеру сложившегося фео­дально-крепостнического строя. Сеньория отождествляется с государством. Крупный землевладелец является государем. Различие между государством и частным владением стирается; исчезает также различие между публичным и частным правом, отношениями частными и международными. Несмотря на существование «феодальной лестницы», каждая крупная сеньория ведет более или менее самостоятельную внешнюю политику. Провозгла­шается право «частной войны».

Деятельность дипломатии этого периода была направлена главным образом на урегулирование споров и столкновений, которые возникали между государями-вотчинниками из-за грабежа соседних владений или захвата чужих подданных ради увеличения числа плательщиков феодальной ренты. По­рой, однако, эта дипломатия разрешала и более крупные вопросы, возникавшие между государями-вотчинниками перед лицом какого-либо общего врага — мусульман для Западной Европы, половцев и татар для феодальной Руси.

Делается попытка установления не только церковного, но и политического господства пап над всеми странами католического Запада с целью распростране­ния папской теократии на «весь мир». На этой почве разгоре­лась долгая борьба между императорами и папами, в которую был втянут ряд стран Европы. Борьба велась как силой ору­жия, так и дипломатическим путем. В отличие от империи, вечно страдавшей от внутренних несогласий, возглавлявшаяся папами католическая церковь представляла наиболее органи­зованную силу в раздробленной Европе. Папство являлось но только религиозной, но и государственной силой. Разжи­гая существовавшие противоречия, чтобы использовать их в интересах своего владычества, папство развивало активнейшую дипломатическую деятельность. В ней применялись все доступ­ные папскому престолу средства, начиная от испытанных ме­тодов политики великодержавного Рима, вплоть до отлучений от церкви, интердиктов, подкупа, шпионажа и тайных убийств.

Внешняя политика и дипломатия крупных феодальных мо­нархий — Франции, Англии, Испании, Московской Руси — направлены были на преодоление политической раздробленно­сти, объединение и расширение государственной территории, борьбу с соперниками за военное и торговое преобладание, на поиски союзников, необходимых для разрешения этих задач. В такой обстановке дипломатическая работа все более приобре­тает значение особой отрасли государственной деятельности. В ее организации и приемах проявляются черты, сближающие ее с дипломатией нового времени.

Особую роль в истории дипломатии средневековой Европы играли итальянские города. В Италии раньше других стран начали развиваться капиталистические отношения. Здесь тор­говые и промышленные независимые города находились в со­стоянии непрерывного соперничества и постоянной борьбы за внешние рынки. Необходимость регулировать сложные внешние отношения итальянских городов, которые вели интенсивную международную торговлю, вызвала к жизни их искусную и тонкую дипломатию, многое позаимствовавшую от Востока и особенно от Византии. В свою очередь диплома­тия итальянских городов оказала сильнейшее влияние на дип­ломатическую практику складывавшихся в Европе абсолютных монархий.

 

9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. и дипломатия Нового времени.

Это поворотное время в истории МО: отношения между государствами меняются.

Встречаются первые попытки профессионализации дип.службы.

Построению прочных дипломатических связей мешали следующие проблемы:

1.        зачаточное состояние государственных интересов;

2.        отсутствие прочно сложившегося аппарата государственной и дипломатической службы;

3.        отсутствие должного уровня коммуникаций, транспортных путей.

После 1648 года складывается система МО и МП. Вестфальская система, основные тезисы МП:

1) субъектом МО является суверенное национальное государство;

2) государства – светские (папство исчезло как наднациональная сила);

3) все государства суверенны и независимы;

4) все государства равноправны.

Изменения коснулись и дипломатической деятельности. Эти изменения выражены в труде Гуго Гроция «О праве войны и мира».

Решающее значение имеют 2 мысли:

1.        посол представляет не себя лично, а высшую суверенную власть государства, которое облачило его в полномочия.

2.        если принимающая сторона признает его таковым, то посол, не будучи резидентом страны пребывания, не обязан подчиняться его законам + его семья и имущество.

Формы и методы дипломатии того периода не отличаются последовательностью и чистоплотностью. Основной инструменты дипломатических функций: коррупция, интриги, подкуп, шантаж. У Франции и Испании имелся специальный фонд для подкупа представителей различных стран.

Постепенно понятие государственного интереса как инструмента защиты и реализации своего суверенитета находит все большее распространение у правителей после 1648г.

С 16 до середины 18 века – период насыщенных политических процессов общеевропейского развития – борьба за влияние в различных сферах.

3 узла противоречий:

     колониальный вопрос – начало борьбы за колонии (Сев., Центр. Америка, Ю-В Азия)

     начало складывания восточного вопроса (Зап. государства vs Турция, которая приходит в упадок)

     борьба за гегемонию в Прибалтике, становление России как европейской державы

Основные войны этого периода:

Северная война (1700-21),

Испанское наследство (1707-14),

Тридцатилетняя (1618-48),

Семилетняя (1756-63).

10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость США 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)

США:

4 июля 1776 года – Декларация независимости, которая основывалась на идеи естественных прав (на жизнь, равенство по факту рождения и т.д.) Они были первыми, кто закрепил суверенитет народа, а не суверена. Идут военные действия с Англией. На Континентальном конгрессе 1781 года было принято решение отказаться от принципов дипломатии британской империи. Была создана Комиссия по иностранным делам Конгресса. Это день рождения центрального дипломатического ведомства США. В 1789 году создается Государственный департамент. Вопрос о профессиональной дипломатической службе не встает. Вопрос международного признания в тот момент стоит достаточно остро, и внешнюю политику берут в свои руки Франклин и Джефферсон. Именно им удается добиться договоренностей с Францией и пописать мирный договор с Англией.

Франция:

1789 – Декларация прав и свобод человека, подготовка к Конституции. Идет отторжение всего старого, пережитков прошлого режима. До этого МИД был королевским ведомством, где высшие посты занимали аристократы. Революционеры выступают за уничтожение сословного неравенства и за отмену принципа преемственности в ведении иностранных дел. МИД полностью упраздняется. Создается специальная комиссия по иностранным делам. В условиях революционного террора профессиональных дипломатов старой школы не было, это были непрофессионалы, случайные люди. Не были сформированы четкие внешнеполитические интересы и принципы дипслужбы. Одновременно идет противостояние со стороны Англии и Австрии. Поэтому постоянные представители остаются только в Швейцарии и Голландии, которые нейтральны к Франции.

В 1797 году режим директории пал. Толеран восстанавливает МИД, дипломатические ранги, постоянные представительства. Его обвиняли в беспринципности, коррупции, азарте, но как политик, оратор и дипломат он был выдающейся личностью

Россия:

С момента начала революции идет отказ от профессиональной дипломатической службе и отторжение старых принципов и норм. Делается ставка на мировую революцию. Троцкий ведет активные взаимоотношения с пролетарскими силами в других странах. С назначением Наркомом иностранных дел Чичерина подписывается ряд договоров, включая Локарнские соглашения. Но Чичерин – это скорее исключение, так как он имел дворянское образование. Идет мощная идеологизация системы госслужбы, невнимание к протоколу. Отличительные черты: незрелость дипслужбы, поголовная чистка в рядах дипломатов, бывшие крестьяне заняли эти должности. Главное - это преданность власти.

Общие черты:

     Полное разрушение прежних принципов организации дипломатической деятельность

     Стихийный характер формирования новых дипломатических органов

     Отсутствие детально продуманного внешнеполитического курса. Народ требовал быстрых решений.

     Усугубление ситуации военными действиями с др. государствами

     Кадровый кризис

     Возвышение отдельных выдающихся революционных деятелей, которые и возглавляют «внешнеполитическую деятельность» страны в этот период.

 

Различия:

     В России формирование внешнеполитических ведомств носило изначально более идеологизированный и жесткий характер.

     Для России менее важен был факт признания другими государствами.

     Во время американской войны за независимость факт скорейшего прекращения войны не был столь критичным, как во Франции или России, которым мир был нужен даже с потерями для стабилизации внутриполитической ситуации. В США таких противоречий в самом обществе не было. Это формирование национальной идентичности с чистого листа. В России же этот факт усугублялся тем, что война ассоциировалась с политикой царской власти.

 

11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода ХВ.

Уже в ходе Второй Мировой войны встал вопрос о реформе внешнеполитических ведомств. После I МВ дипломатию снова стали обвинять в неспособности выполнить свою основную задачу, а именно - предотвратить мировую бойню.Корень зла усматривали в элитарности дип. службы.

Разлиия в дипломатии СССР и США:

1. в СССР более жёсткая и идеологизированная дипломатия. 2. Амер. Дипломатия продолжала традиции, а советская нет, не было факта преемственности.

Общее:

1. идеологизированность;

2. создание блоков противостояния с чёткой иерархией.

Основные тенденции того времени:

1. возникновение большого количества новых государств—расширение количества диппредставителей для распространения влияния, они очень многочисленны, чтобы обеспечить поддержку строя—возрастают штаты—возрастают издержки—у ГосДепа возникают проблемы с парламентом из-за отказе в выделении средств,

2. гонка вооружений - необходимо получать секретную информацию. возрастает роль разведки, работающей под дипломатическим прикрытием.

3. возрастает роль международных организаций и др. акторов - сложно вести переговоры старинными способами;

Информация о работе Дипломатия