Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:40, курсовая работа
Цель написания работы – исследовать особенности динамики развития городов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить преимущества концентрации населения и производства в городах; рассмотреть особенности экономии, обусловленной агломерацией, локализованные общественные блага и внешние познакомиться с основными группами факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию на территории города; изучить функциональный подход к построению типологии городов; рассмотреть город как центр производственной экономической активности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДА В ЖИЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ…………………….…….5
1.1. Преимущества концентрации населения и производства в городах………….…..5
1.2. Экономия, обусловленная агломерацией. Локализованные общественные блага и внешние эффекты………………………………………………………….………10
1.3. Основные группы факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию на территории города……………………………………………..……18
2. УРБАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА И РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ………………………...……23
2.1. Функциональный подход к построению типологии городов……………….…23
2.2. Город как центр производственной экономической активности….……29
2.3. Тенденция к доминированию сферы услуг и урбанизация……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49
Исходная классическая модель функциональной типологии относит каждый город к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, город-порт, административный центр, культурный центр, туристический центр и т.д. Подобная классификация, бывшая достаточно популярной в довоенной урбанистике, разумеется, несколько примитивна, однако она позволяет выразить некоторые функциональные доминанты, характерные для многих средних и некоторой части крупных городов. В основе ее лежит еще более упрощенная схема, впервые предложенная для экономического анализа А. Фишером (1934) и впоследствии уточненная К. Кларком (1940) в рамках его исследований по экономике города.
По исходной типологии Фишера выделяются три сектора экономики. К первичному (primary, primaire) сектору относится деятельность, связанная с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с факторами производства типа «земля» (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность). Ко вторичному (secondary, scondaire) сектору относятся отрасли обрабатывающей промышленности. Третичный (tertiary, tertiaire) сектор охватывает сферу услуг (которые Фишер относил к «нематериальным» благам). Фактически этот сектор был выделен по остаточному принципу, что характерно и для подхода Кларка. С общих позиций экономической теории отделение услуг от деятельности, осуществляемой в обрабатывающей промышленности, представляется несколько условным. С одной стороны, конечную продукцию можно рассматривать в качестве материального носителя, обеспечивающего реализацию соответствующей потребительской функции, которую можно рассматривать как услугу, предоставляемую производителем данной вещи. С другой стороны, некоторые виды услуг, например ремонтные работы, имеют своим результатом некоторую исправно работающую вещь. Исходная, нуждающаяся в ремонте вещь при этом может рассматриваться как полуфабрикат, предоставляемый заказчиком [17, c. 183].
Однако в рамках более конкретного подхода пространственной экономики можно выделить важные технологические особенности, существенно влияющие на размещение предприятий сферы услуг. Для большинства видов обслуживания существенным моментом является личный контакт с клиентом, что делает значимым фактор доступности (относительно системы пассажирского транспорта). Для услуг, предоставляемых по телефону, существенным фактором размещения являются затраты на телефонную связь. Массовое промышленное производство покидает современные крупные города, что является следствием существенного снижения издержек на дальнюю транспортировку грузов.
Учитывая некоторое сходство производственных операций, существенное при изучении функционирования городов, Кларк предложил включить в третичный сектор также строительство и некоторые виды ремесленной деятельности (например, булочные, швейные ателье и ремонт обуви).
Подобное описание экономики, при всей его огрубленности, в целом соответствовало эпохе индустриальной цивилизации, порожденной промышленной революцией. С позиций современного общества технологические процессы той эпохи представляются еще недостаточно развитыми, различия между производством товаров и услуг весьма отчетливо выражены. Подобный подход представлялся приемлемым для исследования систем городов развитых стран еще в начале 60-х годов, город представал как особое место размещения предприятий третичного сектора. Типология отраслей этой сферы позволяла определить иерархию городов, ориентируясь на доминирующие в них виды услуг.
Однако технологическая и организационная революция, породившая постиндустриальное общество, привела и к существенному размыванию границ между вторичным и третичным секторами. Произошло выделение особого вида услуг, которые по существу являются промежуточными факторами производства, такими, как финансовое обслуживание предприятий, исследование и оформление патентов, организация труда, реклама, управление человеческими ресурсами. Они становятся необходимыми компонентами в производственных материальных преобразованиях вторичного сектора. В то же время по типу деятельности они все же ближе к таким традиционным отраслям третичного сектора, которые ориентированы на обслуживание частных лиц (торговля, образование, медицина). Некоторые из этих услуг предоставляются предприятиям теми же фирмами, которые одновременно оказывают подобные услуги и населению (банки, адвокатские конторы и т.п.) [11, c. 138].
В существующей системе статистической отчетности эту группу отраслей продолжают относить к третичному сектору, однако при изучении функций городов многие авторы предпочитают выделять их в особый четвертичный сектор, к которому относят финансовое и юридическое обслуживание, информационные услуги, специфическую группу услуг для бизнеса и т.д. Некоторые даже идут далее и предлагают выделить в особый пятеричный сектор услуги для населения, требующие особенно высокого уровня квалификации персонала (образование, медицина, административное обслуживание и т.п.).
В современных условиях происходит усложнение общественной жизни и производственных процессов, это сопровождается дальнейшей специализацией деятельности. Усиление международной конкуренции приводит к более жесткой конкуренции на национальных рынках рабочей силы. Нарастает неустойчивость многих предприятий и тем самым сложившейся системы рабочих мест. Складываются новые формы организации труда, ориентированные на большую гибкость форм найма (в том числе более широкое использование частичной занятости). Увеличивается неравенство в заработной плате, уменьшается роль профсоюзов, наблюдается заметная феминизация рабочих мест в развитых странах.
Этому усложнению экономической жизни соответствует нарастающая специализация урбанизированных территорий как в масштабах систем городов, так и в пределах самого города. Выделяются наиболее престижные и обеспечивающие наиболее высокий удельный доход (в расчете на единицу площади городской земли) виды деятельности, относящиеся преимущественно к четвертичному сектору и к связанным с обслуживанием его персонала наиболее престижным видам услуг. Они захватывают стратегически важные крупнейшие города (прежде всего имеющие международное значение).
На территории этих городов такие услуги, в свою очередь, захватывают центральные зоны или порождают очень престижные специализированные компактные зоны в их пригородах. В свою очередь традиционные виды производства вторичного и отчасти третичного сектора, ориентированные на более экстенсивные формы землепользования (промышленные предприятия, склады, железнодорожные грузовые терминалы и т.п.), оказываются отброшенными в города второго эшелона, либо в дальние пригородные зоны мегаполисов [9, c. 171].
Эта
центробежная тенденция дезиндустриализации
(вытеснения традиционных отраслей) меняет
функциональную ориентацию городов и
соответственно распределение специальностей
на рынке труда, что порождает потоки миграции.
В городах возникают проблемы переобучения
рабочей силы. Все эти изменения резко
меняют ситуацию в сфере занятости, что
объясняет существенную заинтересованность
городских властей в определении перспективного
функционального профиля города. В частности,
это весьма важно для стагнирующих промышленных
городов России.
2.2
Город как центр
производственной
экономической активности
В рамках урбанистической традиции первой половины XX века сложился подход к изучению жизни города и перспектив его развития, основанный на попытках выявления тех отраслей города, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки, соответствующие товарному потоку этой продукции, идущему из предприятий города в другие города. По аналогии с терминами внешней торговли в экономике города такой поток принято называть «экспортным», хотя в данном случае речь не идет о пересечении национальных границ. Именно такие отрасли в рамках данного подхода рассматриваются как основные, градообразующие (или структурообразующие), с их развитием связывают возможности дальнейшего развития города. Эту концепцию называют иногда моделью «экспортной базы».
Особенно ярко такой подход проявился в рамках политики новых городов, которые создавались для реализации некоторой доминирующей функции. Эти идеи функционализма 20-30-х годов (связанные, в частности, с именами Ле Корбюзье и его последователей) оказали большое влияние на общие принципы формирования системы городов Советского Союза. В рамках советской системы планирования уже в довоенный период возникло довольно много новых городов, большинство из которых были спроектированы под одну единственную отрасль. Типичным примером такого города является Магнитогорск, изначально ориентированный на черную металлургию. Подобная монофункциональность создает существенную неустойчивость в функционировании города, делая его чрезмерно зависимым от конъюнктуры одной отрасли.
Предприятия такой ведущей отрасли обеспечивают рабочие места для основной части активного населения города. Повседневные нужды работников этих предприятий формируют спрос на потребительские товары и обычные услуги для частных лиц. Параллельно предприятия ведущей отрасли создают спрос на некоторые услуги производственного характера и на материальные факторы производства. Существенная часть этих видов спроса (личного и производственного характера) удовлетворяется предприятиями, возникающими на территории города. В частности, это относится к предприятиям городской инфраструктуры (система электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, городского пассажирского транспорта, строительства и т.д.), розничной торговли, хлебопекарной промышленности и т.д. Отрасли, к которым относятся все эти предприятия, в рамках данной концепции принято называть градообслуживающими. Они обеспечивают нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли, иногда их называют еще резидентными отраслями. Становление этой теории связывают с именами Хойта и Александерсона.
Предприятия, обеспечивающие основную отрасль сырьем и полуфабрикатами, могут располагаться либо в данном городе, либо в других городах. Даже если они располагались в самом городе, их не было принято относить к числу градообслуживающих, они рассматривались вместе с предприятиями основной отрасли как единый производственный комплекс [7, c. 128].
В эпоху становления этого подхода в качестве ведущих обычно рассматривались отрасли промышленности, хотя даже в тот период индустриального общества были отдельные города, специализирующиеся на выполнении административных функций, города, ориентированные натуризм, и т.д. Соответственно, одно из важных направлений критики данной концепции связано с игнорированием ею градообразующей роли некоторых видов услуг.
В современных условиях именно услуги четвертичного сектора оказываются наиболее важными для развития мегаполисов. В свою очередь привлекательность города для развития в нем высших управленческих видов деятельности во многом зависит от рынка высококвалифицированной рабочей силы. Ее достаточное предложение связано с привлекательностью города для проживания соответствующих слоев населения. Среди важных аспектов этой привлекательности отмечают такие виды деятельности, как образование, культура, индустрия досуга. Их развитие, таким образом, во многих случаях опережает последующее становление города как четвертичного центра. Столь важная роль этих видов услуг ставит вопрос о включении их в список градообразующих отраслей.
Использование данной концепции для функционального анализа городов концентрирует внимание исследователей исключительно на градообразующих отраслях, которые в рамках такого подхода и определяют типологические особенности города. Подобная техника анализа базируется на весьма простом и стройном теоретическом описании, однако попытки практического использования этой концепции наталкиваются на некоторые методологические трудности.
Так, например, если в городе существует завод по производству легковых автомобилей, то часть этих автомобилей продается жителям этого города (некоторые их них могут даже работать на этом самом заводе). Таким образом, соответствующая часть выпуска завода не покидает территории города и предназначается для «обслуживания» его жителей. Строго следуя данному подходу, необходимо было бы частично отнести этот завод к группе градообслуживающих отраслей, в то время как основная его часть была бы отнесена к градообразующему сектору (т.е. необходимо мысленно произвести искусственное расщепление его на основную и вспомогательную части). С другой стороны, можно рассмотреть в городе магазин, торгующий предметами роскоши, часть клиентов которого приезжает из других городов. Соответственно такой магазин, осуществляя «экспорт» услуг, частично должен быть отнесен к градообразующему сектору.
Становление функционализма породило увлеченность идеей функциональной специализации городов, которая рассматривалась как инструмент пространственной оптимизации. Предполагалось, что такая специализация позволит обеспечить наилучший выбор места приложения инвестиций (с учетом близости их к источникам сырья, энергии, рабочей силы и рынкам сбыта). Наибольший простор для подобных «оптимизированных» проектов развития системы городов открывался в социалистических странах, где все инвестиционные решения определялись плановыми органами. Однако именно эта свобода экспериментирования открывала широкий простор для излишне жесткого внедрения «оптимальных» решений, получаемых в рамках упрощенных схем [20, c. 168].