Динамика развития города

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – исследовать особенности динамики развития городов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить преимущества концентрации населения и производства в городах; рассмотреть особенности экономии, обусловленной агломерацией, локализованные общественные блага и внешние познакомиться с основными группами факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию на территории города; изучить функциональный подход к построению типологии городов; рассмотреть город как центр производственной экономической активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДА В ЖИЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ…………………….…….5
1.1. Преимущества концентрации населения и производства в городах………….…..5
1.2. Экономия, обусловленная агломерацией. Локализованные общественные блага и внешние эффекты………………………………………………………….………10
1.3. Основные группы факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию на территории города……………………………………………..……18
2. УРБАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА И РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ………………………...……23
2.1. Функциональный подход к построению типологии городов……………….…23
2.2. Город как центр производственной экономической активности….……29
2.3. Тенденция к доминированию сферы услуг и урбанизация……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………49

Работа содержит 1 файл

Динамика развития города.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     Второй аспект преимуществ горожанина связан с коллективными формами обслуживания, предоставляемого городом. К ним относится система общественного городского пассажирского транспорта, общественного здравоохранения, образования, коммунальных услуг, полиции и т.д. Таким образом, город предлагает среду обитания, которая обеспечивает приемлемые бытовые условия существования, определенный уровень безопасности, образование и возможности насыщенного досуга и т.д. 

     1.2 Экономия, обусловленная агломерацией. Локализованные общественные блага и внешние эффекты    

     Концентрация в городе нескольких предприятий одной отрасли увеличивает суммарный спрос этой отрасли на соответствующие факторы производства, например, на закупаемое сырье, электроэнергию и т.д. Тем самым возникает достаточно емкий рынок сбыта, соответствующий промежуточной продукции, что может стимулировать размещение в городе завода по производству этой продукции. При этом дополнительный рост производства в первой отрасли, увеличивая возможный объем производства для поставщиков промежуточной продукции, создает для них эффект масштаба, приводя к снижению издержек.

     В случае емкого рынка промежуточной продукции в городе размещается достаточно много конкурирующих между собой фирм-поставщиков, что в условиях эффекта масштаба приводит к снижению цен на промежуточную продукцию. Это в свою очередь обеспечивает снижение затрат для фирм, закупающих такое сырье. Таким образом, совместное расширение производства на территории города, благодаря эффектам экономии, обусловленной ростом масштаба производства у поставщиков, приводит в итоге к снижению издержек для фирм, изготовляющих конечную продукцию.

     Именно этот вид экономии называется внешней экономией. Имеется в виду, что экономия достигается благодаря действию достаточно сложного хозяйственного механизма, большинство участников которого являются внешними по отношению к конкретной фирме. Так, например, город может выступать в качестве рынка сбыта по отношению к прилегающей пригородной зоне, специализирующейся на высокоинтенсивном овощеводстве (теплицы, парники и т.п.). Подобная специализация сельского хозяйства в зоне влияния города изучалась еще в XIX веке фон Тюненом, работы которого легли в основу пространственного экономического анализа. Основные идеи подхода Тюнена сохраняют свое значение и для современной теории экономики города [6, c. 219].

     Избыточная продукция может вывозиться за пределы города, однако, это может быть связано с большими потерями, вызванными низкой транспортабельностью овощей и достаточно высоким уровнем тарифа на перевозки. В такой ситуации оказывается экономически выгодным создать консервный завод, используя, в частности, возможные резервы на рынке рабочей силы. Это позволит выйти с переработанной продукцией на другой сегмент рынка продовольствия (продажа консервированных овощей в зимний и весенний периоды). Одновременно снижаются издержки в случае вывоза продукции в другой город.

     Наличие такого завода создает дополнительный спрос, стимулируя дополнительное производство овощей. В подобной ситуации может оказаться рентабельным размещение в этом городе еще нескольких аналогичных заводов. В частности, дополнительным фактором привлекательности является наличие в городе рабочей силы, обученной для выполнения такой деятельности (конкуренция предпринимателей на рынке факторов производства). Если ранее исходный завод был вынужден ввозить из другого города необходимое технологическое оборудование, то теперь несколько заводов формируют суммарный спрос, который может превзойти критический объем, необходимый для рентабельного существования завода по производству такого оборудования.

     Само возникновение подобного завода, параллельно с увеличением общего рынка достаточно квалифицированной рабочей силы, может привлечь в город новых предпринимателей, ориентированных на производство овощных консервов. При этом расширяется район поставок сырых овощей. Достигаемая экономия масштаба для производителя консервирующего оборудования обеспечивает снижение производственных издержек при дальнейшем росте спроса на такое оборудование. Это может привлечь в город и других предпринимателей данной отрасли, что, создавая конкурентную среду, будет способствовать снижению цены на оборудование. В свою очередь, город становится еще более привлекательным для размещения новых консервных заводов. Однако это заставляет расширить зону закупок, что ведет к росту издержек по транспортировке сырья, который в конечном счете лимитирует развитие города как подобного центра консервной промышленности [11, c. 132].

     Некоторые виды преимуществ могут достигаться за счет экстерна-лизации тех или иных операций, выполняемых фирмой. Наиболее ярко это видно на примере вспомогательных операций, предназначенных для обслуживания основного производства (в частности, в обрабатывающей промышленности). Так, для решения правовых вопросов фирма может нанять на постоянную работу адвоката, при этом не исключено, что значительную часть времени он не будет обеспечен производственными заданиями, так как юридические проблемы возникают у фирмы не каждый день. В то же время подобные услуги могут быть необходимы многим фирмам, работающим в самых разных отраслях. Концентрация в городе большого числа фирм делает рентабельным возникновение в нем достаточно крупных адвокатских контор, при этом себестоимость такого внешнего юридического обслуживания будет гораздо ниже, чем при использовании внутрифирменного адвоката.

     Для большинства видов производства весьма большую роль играют виды производственного обслуживания, обеспечиваемые самим городским хозяйством: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, обеспечение теплом, телефонная связь, канализация, работа службы очистки и т.д. Как правило, эти ресурсы обеспечиваются либо предприятиями, непосредственно подчиненными городским властям и относящимися к общественному сектору, либо предприятиями, работающими под жестким контролем этих властей (что характерно для таких естественных монополистов, как, например, телефонные компании). Подобные службы города являются важным источником внешней экономии, в совокупности они формируют инфраструктуру города. В рамках современного экономического анализа в эту инфраструктуру принято включать и независимые частные фирмы, ориентированные на обслуживание бизнеса (в том числе банки и прочие финансовые учреждения, размещенные в городе) [3, c. 203].

     В современных условиях эти виды обслуживания, требующие специализированных экспертных знаний и технологически сложного оборудования, являются важнейшей частью инфраструктуры, по типу деятельности они относятся к так называемому четвертичному сектору. В то же время высокий уровень развития этого сектора повышает привлекательность города для дальнейшего размещения в нем предприятий четвертичного сектора. Таким образом, здесь мы наблюдаем ярко выраженный кумулятивный эффект, усиливающий роль важнейших мегаполисов (таких как Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио). В России столь высокий уровень инфраструктуры характерен для Москвы.

     Весьма существенна роль городов как центров распространения важной деловой информации и инновационных знаний. Система сложившихся внутри города каналов распространения подобной информации, которая обеспечивает ее доступность при весьма низких затратах, по существу, является некоторой инсрормационной инфраструктурой.

     К этому же типу преимуществ размещения, обусловленных развитием инфраструктуры, относится и экономия, связанная с достаточно высоким уровнем квалификации рабочей силы, сконцентрированной в городе. Здесь может оказаться существенным общеобразовательный и культурный уровень, обусловленный эффективным функционированием в городе системы образования, которая является частью его инфраструктуры. Могут также быть существенными и узкоспециализированные аспекты квалификации, связанные с традиционным размещением в данном городе соответствующих видов производства (в рассмотренном выше примере - заводы по консервированию овощей). Подобная местная традиция является элементом инфраструктуры города в рамках системы подготовки рабочей силы [9, c. 186].

     Итак, экономия агломераци связана с совместным размещением достаточно большого числа фирм, одной или нескольких отраслей. Некоторые авторы проводят детальный анализ, разделяя эти два случая. Однако для нужд обобщенного анализа преимуществ концентрации удобно рассматривать эти два случая под общим названием. Этот тип экономии связан с возможностью для таких фирм получать более дешевые ресурсы благодаря эффектам масштаба, реализуемым фирмами-поставщиками. Достаточно низкая цена на подобные факторы производства стимулирует размещение в этом городе и других фирм, ориентированных на те же ресурсы (например, на электроэнергию), при этом фирмы-потребители могут относиться к самым различным отраслям.

     Таким образом, город сформирует весьма сложное специализированное экономическое пространство, определенные слои которого выступают в качестве инфраструктуры. Они обеспечивают промежуточной продукцией (товарами или услугами) фирмы более высокого слоя, находящиеся ближе к конечному потребителю.

     При изучении функционирования рынка вводится понятие внешних эффектов, связанных с потерями или преимуществами, которые являются побочными результатами функционирования рыночного механизма. Действие многих подобных в большинстве случаев эффектов существенно убывает с расстоянием. Так, например, загрязнение воздуха работающими предприятиями ощутимо проявляется в зоне, сопоставимой с размерами города. Подобные обстоятельства часто оказываются существенными при изучении отдельных участков территории города. В рамках пространственного экономического анализа такие внешние эффекты называют локализованными [21, c. 182].

     Аналогично при рассмотрении общественных благ, предоставляемых в городе, обращают внимание на локальный характер их действия, в большинстве случаев ограниченного территорией самого города, называя их соответственно локальными общественными благами. Весьма наглядный пример такой общественной услуги дает система внешнего оформления города, важнейшей частью которой является уличное освещение. Жителям других городов услуги этой системы доступны лишь в те моменты времени, когда они пребывают на территории данного города. Таким образом, хотя формально они не исключены из числа пользователей этой службы, она доступна им лишь частично. Тем не менее, с точки зрения экономических интересов города, значение этой услуги для данной группы потребителей весьма существенно.

     Локальный характер данного блага проявляется не в форме жесткого ограничения по расстоянию, а косвенно, через частотность посещения соответствующей территории. Еще нагляднее это видно в рамках более детального анализа функционирования такой системы по территории города. Наиболее интенсивно подобное обслуживание обеспечивается в важнейших центральных кварталах. Живущие и работающие вне данной зоны не исключены полностью из услуг этой престижной центральной подсистемы, именно центральное положение делает ее наиболее посещаемой частью города. Однако в привилегированном положении здесь оказываются жители центра, работники центральных офисов, а также туристы, для которых вероятность пребывания в этой зоне гораздо выше. Соответствующие пространственно-временные модели позволяют описывать подобные ситуации локализованного обслуживания. Их использование весьма характерно для детального пространственного экономического анализа города.

     Проблемы эффективного обеспечения жителей городов локальными общественными благами (с учетом конкретной специфики типов благ) выделяют особую область теории экономики города, которая бурно развивается в последние десятилетия [13, c. 96].

     Концентрация населения и предприятий в городе создает также и отрицательные внешние эффекты, которые часто называют внешней дезэкономией. Переполненность улиц, станций, вагонов метро, транспортные пробки на магистралях, перегруженность телефонных линий, шум, различные виды загрязнения городской среды, психическое напряжение и нервная усталость - типичные примеры подобных эффектов. Все они носят локальный характер, они связаны, прежде всего, с территорией города и на этой территории локализованы преимущественно в его центральной зоне и на некоторых других участках, функционально подобных центру. Соответственно все эти отрицательные эффекты относятся к типу локальных эффектов.

     Соответствующие неблагоприятные воздействия могут быть отражены в рамках экономического анализа в форме вмененных социальных издержек городской жизни, которые должны быть рассчитаны отдельно для каждой категории экономических агентов. Проведение исследований, обосновывающих подобные расчеты, - одно из важных направлений экономики города, которое позволяет интегрировать в эту теорию социальные аспекты феномена города. Рост спроса на рабочую силу города ведет к повышению издержек на заработную плату. Рост спроса на урбанизированную территорию (особенно в центральных зонах города) приводит к повышению цен на земельные участки и соответственно к повышению арендной платы за жилье и производственные помещения. Это весьма существенно для тех фирм, производство которых базируется на высокоинтегрированных непрерывных технологических процессах, размещаемых в огромных одноэтажных корпусах. Такие фирмы нуждаются в больших участках территории и поэтому предпочитают размещаться в малых городах пригородной зоны. В этих примерах внешняя дезэкономия концентрации проявляется в весьма наглядной экономической форме.

     Все эти отрицательные эффекты стимулируют миграцию значительных групп населения в пригородную зону, соответственно эти эффекты рассматривают как факторы пространственной дезинтеграции, действующие на территории города. Отмеченная выше тенденция субурбанизации является подтверждением мощного нарастания сил, действие которых в целом уже соизмеримо с действием сил притяжения, связанных с преимуществами проживания и ведения бизнеса в центральных ядрах современных мегаполисов. В центральных зонах происходит пространственно-экономическая сегрегация территории, на отдельных стагнирующих участках силы дезинтеграции явно преобладают [1, c. 175].

Информация о работе Динамика развития города