Дифференциация доходов населения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения Республики Беларусь.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифферен-циации доходов населения Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать современные направления политики доходов государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИФФЕРЕН-ЦИАЦИЯ…………………………………………………………………………5
1.1 Доходы населения как экономическая категория………………..5
1.2 Формирование доходов населения………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на дифференциацию доходов…………….11
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………………………………….16
2.1 Структура денежных доходов населения Республики Бела-русь.14
2.2 Оценка дифференциации и распределения доходов…………….18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………...25
3.1 Политика установления минимального уровня
заработной платы………………………………………………………………..25
3.2 Политика льгот и компенса-ций…………………………………...29
3.3 Особенности политики доходов населения в Республике Бела-русь……………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Работа содержит 1 файл

курсач 2.docx

— 55.56 Кб (Скачать)

 В прогнозируемом  периоде основной целью социальной  политики является обеспечение  устойчивого роста уровня жизни  населения и сокращение бедности.

 Для достижения  цели необходимо:

 – обеспечить  рост денежных доходов населения  и их реального содержания  как условия повышения платежеспособного  спроса населения; 

 – значительно  повысить размер заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;

 – повысить  роль государственных минимальных  социальных гарантий, поэтапно приблизив  их к бюджету прожиточного  минимума, снизить необоснованную  дифференциацию отдельных групп  населения по уровню доходов  на основе совершенствования  налогообложения доходов граждан; 

 – обеспечить  повышение защищенности социально  уязвимых слоев населения, проведение  пенсионной реформы. 

 Политика  в области оплаты труда будет  формироваться с учетом того, что заработная плата должна  стать важнейшим фактором экономического  роста и повышения эффективности  производства. Для этого необходимо  обеспечить повышение доли заработной  платы в валовом внутреннем  продукте и денежных доходах  населения. Основными задачами  реформирования оплаты труда  в предстоящем пятилетии станут:

 – усиление  стимулирующей роли заработной  платы в увеличении производства  продукции, работ (услуг) и повышении  его эффективности; 

 – значительное  повышение удельного веса оплаты  по тарифным став-кам и окладам в среднемесячной заработной плате;

 – регулирование  цены рабочей силы на основе  поэтапного приближения размера  тарифной ставки первого разряда  к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному  потребительскому бюджету; 

 – обеспечение  дифференциации оплаты труда  по профессионально-квалификационным  группам в зависимости от сложности  выполняемых ра-бот и уровня квалификации;

 – повышение  роли социального партнерства  при регулировании оплаты труда  в реальном секторе экономики; 

 – реализация  принципа равной оплаты равносложного  труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации  в оплате труда работников  предприятий и организаций различных  форм собственности. 

 Регулирование  оплаты труда работников бюджетной  сферы государством предусматривается  осуществлять путем выработки  обоснованной политики в определении  минимальной заработной платы,  размера тарифной ставки первого  разряда; упорядочения системы  надтарифных выплат и совершенствования параметров Единой тарифной сетки; разработки более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.

 В реальном секторе экономики политика государства, связанная с трудовыми отношениями, будет реализовываться через расширение сферы действия и повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы налогов и платежей с целью повышения стимулирующей роли заработной платы в результатах труда и тем самым восстановления функции у заработной платы расширенного воспроизводства рабочей силы, что позволит поднять престиж труда.

В январе-мае 2011 г., по предварительным данным, общий  объем денежных доходов населения  составил 52 трлн. рублей и по сравнению  с январем-маем 2010 г. увеличился на 34,6%. В результате реальные денежные доходы увеличились на 14,4%, реальные располагаемые денежные доходы –  на 12,4%.

Как последний  пункт данного параграфа, следует  выделить проблему формирования дохода из внешнего сектора. В настоящее  время большие объёмы денежных средств в виде зарплаты ввозится из-за границы. Их стараются не регистрировать (и, надо сказать, в большинстве случаев достаточно успешно), так как они облагаются достаточно большим налогом. Регулирование законодательства и снижение налоговой ставки поможет учитывать и получать налоги с этого вида доходов. Кроме того, исчезнет, связанный с «отмыванием» этих средств сектор «теневой экономики».  

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 После рассмотрения  комплекса проблем связанных  с распределением дохода в  обществе необходимо сделать  непростой вывод. Ситуация за  по-следние время изменилась только в сторону еще большего расслоения. Однако для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима – более того, она является фактором прогресса.

 Задача состоит  в том, чтобы минимизировать  ее резкие скачки, а также уменьшить  количественный разброс между  очень богатыми слоями и очень  бедными. 

 Таким образом,  в результате необходимо предпринять  несколько конкретных шагов в  экономической и социальной сфере: 

 – принятие  и неукоснительное соблюдение  реальных бюджетов, как государственных,  так и областных, что обеспечит  соответствие реальных и номинальных  заработных плат;

 – способствование  образованию "среднего класса" путем поддержки мелкого предпринимательства,  а также бюджетных категорий  населения; 

 – сокращение  льготных категорий населения; 

 –усиление  методов по контролю над рациональным  использованием средств из социальных  фондов;

 –создание  частных пенсионных фондов;

 –дифференциация  пенсий по выслуге лет, по  размерам внесенных средств; 

 –чёткое  налоговое законодательство, но  без чрезмерного использования  прогрессивных налоговых ставок;

 –борьба  с "теневой экономикой", путём  отмены лицензий, демонополизации  рынка; 

 –искоренение  коррупции во властных структурах.

 Дабы подвести  окончательный итог следует сказать,  что тема доходов тесно вплетена  в экономическую систему общества. Это широкое поле для исследований, и проводить их возможно только  исследуя все сферы макроэкономики. Предложенные способы решения  проблем политики доходов достаточно  поверхностны, и помогают решить  лишь насущные, а не глобальные  проблемы. Для решения глобальных  необходим коренной пересмотр  всей экономической системы и  внесения в неё существенных  изменений.  

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  

1. Закон Республики  Беларусь от 28 декабря 2002 г. №170-З  «О бюджете Республики Беларусь  на 2005 год». // Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 2/918.

2. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса… // Вопросы экономики. 2002. №7. С. 28-32.

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-М, 2003.

4. Денисов Н.  Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры  по ограничению. // Экономист. 2003. №1. С. 73-82.

5. Заико Л.  Бюджет 2003: мифы и реалии нового  времени. // Вестник Ассоциации белорусских  банков. 2003. № 47. С. 30-31.

6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.

7. Курс экономической  теории: Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров. - Издательство АСА, 1998. – 432с.

8. Масинкевич Н. Бремя станет легче? // Национальная экономическая газета. 2002. 06 сент. С. 13.

9. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы… // Вопросы экономики. 1999. №2. С. 85-89.

10. Самуэльсон П.А. Экономика. Вводный курс Т. 1. – М.: Алфавит, 1993. – 550с.

11. Основные  направления социально-экономического  развития Рес-публики Беларусь на период до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта, 2002.

12. План по  доходам выполняется. // Финансы.  Учет. Аудит. 2002. № 6. С.3-5.

13. Платонов  О.А. Концепция качества жизни:  теория и практика // Труд за  рубежом. 2003. № 3. С. 33-35.

14Расходы и  доходы населения в Республике  Беларусь[статистический бюллетень] / Министерство статистики и анализа РБ – Минск, 2006.-93с.

15. Республика  Беларусь в цифрах: краткий статистический  сборник. / В.И. Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. -Мн.: Министерство статистики и анализа, 2004.

16. Экономическая  теория : учебное пособие для Вузов экономической направленности./ В.М.Соколинский, Т.М.Неровная,- Москва 2005г.-462с.

17. Основы рыночной  экономики: Производственно-практическое  из-дание. – К.: РВО «Полиграфкнига», 1993. – 203с.

18. Беларусь: выбор  пути. Национальный отчет о человеческом  развитии 2003. Мн.: UNDP,2003.

19. Численность  и заработная плата населения  Республики Беларусь за 2005 г./ Министерство  статистики и анализа РБ- Минск, 2006 г.

20. Статистические  данные Министерства Экономики  РБ.

21. Белорусский  Рынок №21(656), 6 - 13 июня 2006.

22. Никифорова  А.А. Оплата труда руководителей  фирм (предприятий) в странах с  развитой рыночной экономикой. //Труд  за рубежом 2004 г. 

23. Постановление  Министерства труда РБ 21 января 2000 г. N 7 «Рекомендации по применению  ЕТС работников РБ»

Информация о работе Дифференциация доходов населения в РБ