Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения Республики Беларусь.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифферен-циации доходов населения Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать современные направления политики доходов государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИФФЕРЕН-ЦИАЦИЯ…………………………………………………………………………5
1.1 Доходы населения как экономическая категория………………..5
1.2 Формирование доходов населения………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на дифференциацию доходов…………….11
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………………………………….16
2.1 Структура денежных доходов населения Республики Бела-русь.14
2.2 Оценка дифференциации и распределения доходов…………….18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………...25
3.1 Политика установления минимального уровня
заработной платы………………………………………………………………..25
3.2 Политика льгот и компенса-ций…………………………………...29
3.3 Особенности политики доходов населения в Республике Бела-русь……………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
Во-вторых, —
принятие нормативных актов об
обязательной выплате
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Политика
установления минимального
заработной платы
В условиях монополии государственной формы собственности, когда все занятые в народном хозяйстве рассматривались как работники по найму у государства, когда господствовала единая по принципам построения и взаимоувязанная по отраслям тарифная система, практического смысла в установлении минимальной заработной платы не было. Предприятия не имели права менять государственные тарифные ставки ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот смысл появился при передаче государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а далее — в связи с приватизацией и возникновением многоукладной экономики — потребовалось защитить работников в случае недостаточно эффективной работы предприятия в условиях рынка. Решение данной задачи возлагалось на государство как организатора и проводника экономических реформ, которое, однако, стоит еще раз подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже того, превратив минимальную зарплату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого взимался дополнительный налог, правительство сделало все, чтобы затормозить рост минимума и получать по этой линии больше отчислений в бюджет. Одновременно решалась задача сдерживания роста заработной платы вообще и в бюджетом секторе экономики в особенности. Таким образом, минимальная зарплата из инструмента организации оплаты труда превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и снижения госрасходов на оплату труда работников предприятий бюджетного сектора экономики.
В условиях
же развитой рыночной
Восстановление
покупательной способности
В рыночной
модели экономики развитых
Другой назревший
шаг в восстановлении
Особо значимо
восстановление покупательной
а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора;
б) обесценивается
инфляцией ей гораздо
При этом
большинство бюджетников не
Второе из
рассматриваемых направлений —
содействие государства
а) в обеспечении
необходимой работодателю
б) в создании
определенного стереотипа
Третье направление
состоит в усилении
По данным выборочного
обследования домашних хозяйств, в
январе-сентябре 2011 года располагаемые
ресурсы в расчете на домашнее
хозяйство составили 2430,0 тыс. рублей
в месяц и по сравнению с
январем-сентябрем 2010 года увеличились
на 40% при росте потребительских
цен на товары и услуги за этот период
на 36%.
В январе-сентябре 2011 года располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства составили 1009,6 тыс. рублей в месяц. Cреднедушевые располагаемые ресурсы домашних хозяйств, проживающих в городах и поселках городского типа, превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств на 11% и составили, соответственно, 1061,3 тыс. рублей и 956,0 тыс. рублей в месяц.аботной платы и цен.
В январе-сентябре
2011 года доля домашних хозяйств с уровнем
среднедушевых располагаемых
В структуре
малообеспеченных домашних хозяйств основную
часть (59%) составляют домашние хозяйства,
имеющие детей в возрасте до 18
лет, 27,3% – домашние хозяйства без
детей и 13,7% – домашние хозяйства,
состоящие из одного человека.
Потребительские
расходы в расчете на домашнее
хозяйство составили 1837,6 тыс. рублей
в месяц и по сравнению с
январем-сентябрем 2010 года увеличились
на 44,2%.
В январе-сентябре
2011 года по сравнению с январем-сентябрем
2010 года в структуре потребительских
расходов домашних хозяйств республики
увеличились доля расходов на питание
(с 39,4% в январе-сентябре 2010 года до 39,8%
в январе-сентябре 2011 года) и доля
расходов на покупку непродовольственных
товаров (соответственно – с 35,8% до
38,5%). Доля расходов на оплату услуг
снизилась и составила 19,6% против
22,6% в январе-сентябре 2010 года.
3.2 Политика льгот и компенсаций
Социальные трансферты – это система мер денежной или натураль-ной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Перераспределение
доходов правительство
- «трансфертные
платежи», то есть пособия,
- «регулирование
цен» на социально-важную
- «индексацию»
фиксированных доходов и
- «обязательный
минимум зарплаты» как базы
оплаты труда на всех
- «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.
В настоящее
время возрастает доля
Второй вариант
совершенствования политики
3.3 Особенности
совершенствования политики
Для выделения
особенностей
Беларусь
– страна с переходной
- сокращение льготных категорий населения;
- усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;
- создание частных пенсионных фондов;
- дифференциация пенсий по выслуге лет, по размерам внесенных средств;
- чёткое налоговое
законодательство, но без чрезмерного
использования прогрессивных
- борьба с "теневой экономикой", путём отмены лицензий, демонополизации рынка;
- искоренение
коррупции во властных
Что же
касается механизма
В этом плане задача состоит в том, чтобы минимизировать резкие скачки дифференциации, попытаться ее минимизировать, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными.
К предложенным
выше факторам снижения