Дифференциация доходов населения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения Республики Беларусь.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифферен-циации доходов населения Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать современные направления политики доходов государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИФФЕРЕН-ЦИАЦИЯ…………………………………………………………………………5
1.1 Доходы населения как экономическая категория………………..5
1.2 Формирование доходов населения………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на дифференциацию доходов…………….11
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………………………………….16
2.1 Структура денежных доходов населения Республики Бела-русь.14
2.2 Оценка дифференциации и распределения доходов…………….18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………...25
3.1 Политика установления минимального уровня
заработной платы………………………………………………………………..25
3.2 Политика льгот и компенса-ций…………………………………...29
3.3 Особенности политики доходов населения в Республике Бела-русь……………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Работа содержит 1 файл

курсач 2.docx

— 55.56 Кб (Скачать)

 Во-вторых, —  принятие нормативных актов об  обязательной выплате начисленной  работникам заработной платы  деньгами или натурой на основе  мобилизации всех активов предприятия,  включая обязанность работодателя  получить на эти цели кредит  банка. Действие этого акта, предусматривающего  обязательную выплату работникам  очередной заработной платы (при  постепенной выплате накопившейся  ранее задолженности), надлежит распространить  на работодателей как бюджет-ной, так и внебюджетной сфер экономики.  

 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

 ПОЛИТИКИ  ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

3.1 Политика  установления минимального уровня 

 заработной  платы 

В условиях монополии государственной формы собственности, когда все занятые в народном хозяйстве рассматривались как работники по найму у государства, когда господствовала единая по принципам построения и взаимоувязанная по отраслям тарифная система, практического смысла в установлении минимальной заработной платы не было. Предприятия не имели права менять государственные тарифные ставки ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот смысл появился при передаче государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а далее — в связи с приватизацией и возникновением многоукладной экономики — потребовалось защитить работников в случае недостаточно эффективной работы предприятия в условиях рынка. Решение данной задачи возлагалось на государство как организатора и проводника экономических реформ, которое, однако, стоит еще раз подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже того, превратив минимальную зарплату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого взимался дополнительный налог, правительство сделало все, чтобы затормозить рост минимума и получать по этой линии больше отчислений в бюджет. Одновременно решалась задача сдерживания роста заработной платы вообще и в бюджетом секторе экономики в особенности. Таким образом, минимальная зарплата из инструмента организации оплаты труда превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и снижения госрасходов на оплату труда работников предприятий бюджетного сектора экономики.

 В условиях  же развитой рыночной экономики  (или хотя бы попыток ее строительства)  минимальная заработная плата,  прежде всего, несет на себе  задачу воспроизводства рабочей  силы. А в настоящее время об  этом не идет даже речь. Минимальная  ставка имеет скорее формальный, чем реальный характер.

 Восстановление  покупательной способности тарифной  заработной платы работников  средней, а затем высокой и  высшей квалификации — таким  представляется следующий важнейший  ориентир при решении задачи  гальванизации воспроизводственной  функции заработной платы. Постановка  этого вопроса связана с тем,  что ранее практиковавшаяся в  нашей стране модель и модель  рыночная существенно различаются  по роли тарифной системы в  организации заработной платы. 

 В рыночной  модели экономики развитых стран  тарифные ставки и должностные  оклады представляют собой формы  проявления цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад)  работник и выполняет свои  трудовые обязанности; доля тарифной  заработной платы в заработке  достигает 80— 100%. В ранее действовавшей  у нас модели тарифная оплата  играла совершенно иную роль  – не столько оплаты за выполнение  трудовых обязанностей, сколько  гарантированной работнику части  заработка при далекой от совершенства  организации производства.

 Другой назревший  шаг в восстановлении покупательной  способности тарифной части оплаты  труда — переход к регулированию  ее доли в составе заработка  работника во внебюджетном секторе  экономики. Данное требование  к организации заработной платы  может достаточно эффективно  реализовываться в различного рода территориальных соглашениях.

 Особо значимо  восстановление покупательной способности  тарифной оплаты для работников  бюджетного сектора экономики  (за исключением категории государственных  служащих, то есть работников  государственных органов власти, у которых проблема восстановления  покупательной способности заработной  платы остро не стоит). Специфика  организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:

 а) изначально  намного ниже, чем на предприятиях  внебюджетного сектора; 

 б) обесценивается  инфляцией ей гораздо значительнее, чем это происходи во внебюджетном  секторе. 

 При этом  большинство бюджетников не могут  ответить на падение покупательной  способности своего заработка  снижением трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких категорий работников, как, например, врачи, учителя  и воспитатели детских садов  резко возросла, ибо они вынуждены  выполнять работу уволившихся  коллег, а нередко и искать  дополнительные доходные источники,  чтобы обеспечить жизнь себе  и своим семьям (вторичная занятость  работников бюджетной сферы достигает  50—60% и выше). В связи с этим  приходится признать "ползучий" процесс разрушения всей бюджетной  сферы, порождающий деградацию  экономики в целом. 

 Второе из  рассматриваемых направлений —  содействие государства выполнению  заработной платой своей стимулирующей  функции. Последняя состоит: 

 а) в обеспечении  необходимой работодателю трудовой  отдачи от наемного работника; 

 б) в создании  определенного стереотипа поведения  работников в процессе реализации  ими в производственной деятельности  своих физических и духовных  способностей.

 Третье направление  состоит в усилении госрегулирования  макроэко-номических процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной зар  

По данным выборочного  обследования домашних хозяйств, в  январе-сентябре 2011 года располагаемые  ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 2430,0 тыс. рублей в месяц и по сравнению с  январем-сентябрем 2010 года увеличились  на 40% при росте потребительских  цен на товары и услуги за этот период на 36%. 

В январе-сентябре 2011 года располагаемые ресурсы в  расчете на члена домашнего хозяйства  составили 1009,6 тыс. рублей в месяц. Cреднедушевые располагаемые ресурсы домашних хозяйств, проживающих в городах и поселках городского типа, превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств на 11% и составили, соответственно, 1061,3 тыс. рублей и 956,0 тыс. рублей в месяц.аботной платы и цен.

В январе-сентябре 2011 года доля домашних хозяйств с уровнем  среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 4,9%, в городах и поселках городского типа – 4,1%, в сельских населенных пунктах – 7,2%. 

В структуре  малообеспеченных домашних хозяйств основную часть (59%) составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 27,3% – домашние хозяйства без  детей и 13,7% – домашние хозяйства, состоящие из одного человека. 

Потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 1837,6 тыс. рублей в месяц и по сравнению с  январем-сентябрем 2010 года увеличились  на 44,2%. 

В январе-сентябре 2011 года по сравнению с январем-сентябрем 2010 года в структуре потребительских  расходов домашних хозяйств республики увеличились доля расходов на питание (с 39,4% в январе-сентябре 2010 года до 39,8% в январе-сентябре 2011 года) и доля расходов на покупку непродовольственных  товаров (соответственно – с 35,8% до 38,5%). Доля расходов на оплату услуг  снизилась и составила 19,6% против 22,6% в январе-сентябре 2010 года. 

3.2 Политика  льгот и компенсаций 

 Социальные трансферты – это система мер денежной или натураль-ной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

 Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

 Перераспределение  доходов правительство осуществляет  прямым и косвенным способами,  включающими: 

- «трансфертные  платежи», то есть пособия, выплачиваемые  мало-обеспеченным группам, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработ-ным;

- «регулирование  цен» на социально-важную продукцию; 

- «индексацию»  фиксированных доходов и трансфертных  платежей при определенном законом  проценте инфляции;

- «обязательный  минимум зарплаты» как базы  оплаты труда на всех предприятиях;

- «прогрессивное  налогообложение», при котором налоговая  ставка увеличивается по мере  роста размеров номинального  дохода.

 В настоящее  время возрастает доля пенсионного  населения , и поэтому налоги на социальное страхование растут темпами превышающими темпы роста собственно трансфертных выплат. К тому же множество льгот остаются невостребованными и буквально выбрасываются на ветер средства из госбюджета. Решение этих проблем нам подсказывает весь цивилизованный мир, а с недавнего времени и РФ Законом о замене льгот на выплаты. Действительно, сложно найти страны где еще существуют, скажем, льготы на транспорт. Разработка механизмов льгот гораздо сложнее механизма выплат.

 Второй вариант  совершенствования политики льгот  состоит в пере-смотре критериев зачисления к льготникам. Поскольку эти критерии, будучи изжитками социализма, изрядно добавляют расходов к балансу бюджета.  

3.3 Особенности  совершенствования политики доходов  в Респуб-лике Беларусь

 Для выделения  особенностей совершенствования  политики доходов необходимо  обозначить особенности экономической  ситуации в Беларуси.

 Беларусь  – страна с переходной экономикой, занимающая 62- место в мире по  ИРЧП, с достаточно высокой долей  государственного сектора в экономике.  Но, для формирования заработной  платы по законам рынка необходимо  «запустить» рыночную систему,  а для этого продолжать реформирование  государственного устройства от  административно-планового типа  экономики. Здесь можно выделить  несколько подпунктов:

- сокращение  льготных категорий населения; 

- усиление методов  по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;

- создание частных  пенсионных фондов;

- дифференциация  пенсий по выслуге лет, по  размерам внесенных средств; 

- чёткое налоговое  законодательство, но без чрезмерного  использования прогрессивных налоговых  ставок;

- борьба с  "теневой экономикой", путём  отмены лицензий, демонополизации  рынка; 

- искоренение  коррупции во властных структурах.

 Что же  касается механизма дифференциации  и формирования доходов, то  можно сделать вывод о том,  что определенная степень дифференциации  доходов и заработков необходима  экономике. Она играет роль  экономического стимулятора, так  как формирует материальную заинтересованность  человека в повышении эффективности  труда, в поиске более эффективных  вариантов приложения своих возможностей. Это объясняется тем, что существует  непосредственная зависимость между  мерой труда, мерой его оплаты  и, соответственно, мерой потребления. 

 В этом  плане задача состоит в том,  чтобы минимизировать резкие  скачки дифференциации, попытаться  ее минимизировать, а также уменьшить  количественный разброс между  очень богатыми слоями и очень  бедными. 

 К предложенным  выше факторам снижения напряжённости  в диффе-ренциации населения можно добавить еще один – рост реальных денежных доходов населения. На выполнение показателя роста реальных денежных доходов населения оказала влияние не только политика по формированию доходов, но и ценовая политика государства. При реализации данного шага необходимо учитывать, что на современном этапе экономического развития Республики Беларусь повышающее давление регулируемых цен и тарифов на потребительские цены составляет почти пятую часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста покупательской способности населения за счет инфляции могло быть значительно меньшим, если бы отсутствовало повышающее давление со стороны органов государственного управления по пересмотру регулируемых цен и тарифов опережающими темпами.

Информация о работе Дифференциация доходов населения в РБ