Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения Республики Беларусь.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифферен-циации доходов населения Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать современные направления политики доходов государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИФФЕРЕН-ЦИАЦИЯ…………………………………………………………………………5
1.1 Доходы населения как экономическая категория………………..5
1.2 Формирование доходов населения………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на дифференциацию доходов…………….11
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………………………………….16
2.1 Структура денежных доходов населения Республики Бела-русь.14
2.2 Оценка дифференциации и распределения доходов…………….18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………...25
3.1 Политика установления минимального уровня
заработной платы………………………………………………………………..25
3.2 Политика льгот и компенса-ций…………………………………...29
3.3 Особенности политики доходов населения в Республике Бела-русь……………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
- удовлетворения
духовных и материальных
- выполнения требований, определяющих материальный и ду-ховный быт отдельных личностей и всего общества;
- обеспечения
условных стандартов
Обобщающим индикатором, позволяющим сравнивать уровень человеческого развития отдельных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который дает возможность комплексно оценить достижения каждого государства по трем основным направлениям: продолжительность жизни населения; уровень его образования, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; уровень жизни, оцениваемый производством ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС).
По итогам
социально-экономического
Основной вклад в ВВП обеспечен такими отраслями, как промышленность (27,7%), транспорт и связь (9,3%), сельское хозяйство (7,9%), торговля и общественное питание (9,8%), строительство (6,9%).[20]
При подготовке Доклада в 2004 г. Всемирный Банк проводил расчет ВВП на душу населения от раунда 2003 г., а сопоставление для стран СНГ (кроме Украины) осуществляли Госкомстат России и Статкомитет СНГ. В результате такой методологии и различной структуры экономики России и Беларуси ВВП по ППС на душу населения в Беларуси в 2004 г. стал на 31% ниже, чем при сопоставлении, сделанном Австрией. По уточненным данным, в 2003 г. ВВП на душу населения по ППС в Беларуси уменьшил-ся с 7620 долл. США до 5220, а в Российской Федерации повысился с 7100 до 7810, в Украине - с 4350 до 4630 долл.
Это существенно
повлияло на ИРЧП отдельных стран и обусловило
снижение ранга Беларуси уже в 2001 г. с 53
до 62 места, а ранг Российской Федерации
повысился с 63 до 60, Украины - с 80 до 75 места.
По данным Доклада о развитии человека
2004, в котором приведены показатели ИРЧП
за 2003 г., Беларусь осталась на 62 месте,
а Российская Федерация переместилась
с 63 места на 57, Украина - с 75 на 70.
2.2 Оценка дифференциации и распределения доходов
В странах
бывшего социалистического
Далее, согласно
примерам в законодательстве
ряда государств, даже при малейшем
(в пределах десятых долей
Поэтому возникает
объективная необходимость в
иной форме распределения
Общественные (социальные) фонды потребления — это часть нацио-нального дохода общества (валового дохода фирмы), которая распределяется между людьми в значительной мере независимо от количества и качества труда.
Источником
образования заработной платы
является основная часть
Распределение
общественных фондов
1) в форме
денежных выплат, которые используются
в основном в индивидуальном
порядке. Сюда относятся
2) в форме
бесплатного или льготного
Социальные
фонды существуют во многих
странах. За их счет
Потребительские
блага и услуги, предоставляемые
из общественных фондов
1) продукты и
услуги, направляемые на
2) блага, связанные
с охраной здоровья, с обеспечением
длительной трудоспособности и
формированием физически
3) блага, которые
не могут потребляться по
Общественные
фонды потребления не являются
непосредственным стимулом к
труду, поскольку они
В экономической
действительности существует
Различия
в уровне потребления
При формировании
структуры совокупного фонда
потребления материальных благ
и услуг необходимо, прежде всего,
соблюдать обоснованную
Действительность такова, что общественные фонды потребления растут быстрее, чем заработная плата. Это объясняется следующими причинами:
1) численность
иждивенцев и нетрудоспособных,
особенно детей и престарелых,
растет быстрее, чем число
2) трудоспособные пользуются все большими выплатами из общественных фондов потребления. С ростом заработной платы увеличивается объем социального страхования. В результате в период общественного иждивения обеспечивается уровень потребления, близкий к заработку. Достигается это за счет роста оплаты отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, единовременных выплат.
Важно отметить,
что не все члены общества
пользуются общественными
Таким образом,
распределение через
Распределение
населения по уровню дохода
в СССР и в Республике
Действия
государства по организации
Первое направление можно было бы обозначить как активное блоки-рующее вмешательство государства в процесс дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы. Это вполне достижимо при консолидации усилий органов исполнительной и законодательной власти в центре и на местах на разработке, принятии и строгом обеспечении исполнения пакета правовых актов, включающего первоочередную задачу индексации сред¬ней заработной платы. Содержательная сторона данного пакета документов представляется следующей. Во-первых, правительство за месяц до начала очередного квартала определяет ожидаемый размер инфляции. Исходя из фактических данных о средней заработной плате за три последних месяца, работодатель устанавливает размер компенсационных сумм на фактическую численность персонала, и выплачивает их работникам в форме, учитывающей как необходимость компенсации, так и задачи совершенствования организации заработной платы. Если фактические темпы инфляции оказались выше или ниже определенных правительственными инстанциями, соответствующая сумма компенсации в следующем квартале уменьшается (увеличивается) на переплаченную (недоплаченную) величину.