Дифференциация доходов населения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения Республики Беларусь.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифферен-циации доходов населения Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать современные направления политики доходов государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИФФЕРЕН-ЦИАЦИЯ…………………………………………………………………………5
1.1 Доходы населения как экономическая категория………………..5
1.2 Формирование доходов населения………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на дифференциацию доходов…………….11
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………………………………….16
2.1 Структура денежных доходов населения Республики Бела-русь.14
2.2 Оценка дифференциации и распределения доходов…………….18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………...25
3.1 Политика установления минимального уровня
заработной платы………………………………………………………………..25
3.2 Политика льгот и компенса-ций…………………………………...29
3.3 Особенности политики доходов населения в Республике Бела-русь……………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Работа содержит 1 файл

курсач 2.docx

— 55.56 Кб (Скачать)

- удовлетворения  духовных и материальных потребностей  человека;

- выполнения  требований, определяющих материальный  и ду-ховный быт отдельных личностей и всего общества;

- обеспечения  условных стандартов жизнедеятельности  отдельных граждан и всего  общества.

 Обобщающим индикатором, позволяющим сравнивать уровень человеческого развития отдельных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который дает возможность комплексно оценить достижения каждого государства по трем основным направлениям: продолжительность жизни населения; уровень его образования, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; уровень жизни, оцениваемый производством ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС).

 По итогам  социально-экономического развития  в январе-ноябре 2006 г. рост валового  внутреннего продукта (ВВП) составил 109,9% к аналогичному периоду 2005 г. при прогнозе на год 107-108,5%.

 Основной  вклад в ВВП обеспечен такими  отраслями, как промышленность (27,7%), транспорт и связь (9,3%), сельское  хозяйство (7,9%), торговля и общественное  питание (9,8%), строительство (6,9%).[20]

 При подготовке  Доклада в 2004 г. Всемирный Банк  проводил расчет ВВП на душу  населения от раунда 2003 г., а сопоставление  для стран СНГ (кроме Украины) осуществляли Госкомстат России и Статкомитет СНГ. В результате такой методологии и различной структуры экономики России и Беларуси ВВП по ППС на душу населения в Беларуси в 2004 г. стал на 31% ниже, чем при сопоставлении, сделанном Австрией. По уточненным данным, в 2003 г. ВВП на душу населения по ППС в Беларуси уменьшил-ся с 7620 долл. США до 5220, а в Российской Федерации повысился с 7100 до 7810, в Украине - с 4350 до 4630 долл.

 Это существенно повлияло на ИРЧП отдельных стран и обусловило снижение ранга Беларуси уже в 2001 г. с 53 до 62 места, а ранг Российской Федерации повысился с 63 до 60, Украины - с 80 до 75 места. По данным Доклада о развитии человека 2004, в котором приведены показатели ИРЧП за 2003 г., Беларусь осталась на 62 месте, а Российская Федерация переместилась с 63 места на 57, Украина - с 75 на 70.  

2.2 Оценка дифференциации  и распределения доходов 

 В странах  бывшего социалистического лагеря  наблюдается резкая дифференциация  доходов: быстрый рост доходов  у 5-10% верхних слоев общества  сопровождался ухудшением уровня  жизни большинства населения.  Децильный и квинтильный коэффициенты, индекс Джини, ха-рактеризующие этот процесс, в ряде стран с переходной экономикой достигли уровня стран Латинской Америки и Африки, отличающихся крайней социальной нестабильностью.

 Далее, согласно  примерам в законодательстве  ряда государств, даже при малейшем (в пределах десятых долей процента) изменении цен включается механизм  индексации заработной платы  и других форм доходов населения.  Авторы соответствующих актов,  очевидно, исходят из того, что  в противном случае снижение  покупательского спроса неизбежно  приведет к не реализации части  произведенных товаров и неполучению  производителями ожидаемой прибыли.  Да и сами товаропроизводители  индексируют денежную заработную  плату и денежные доходы вовсе  не в силу своей озабоченности  снижением реальных доходов основной  массы населения. Они идут на  это, дабы не пострадали, в конечном  счете, их собственные интересы, понимая, что индексация денежных  доходов является экономической  необходимостью, средством преодоления  негативного влияния инфляции  на экономику в целом, на  доходы и работников, и работодателей.  При разработке индексационного механизма важно вычленить следующие аспекты проблемы: как часто стоит проводить индексации и что должно быть их базой. В мировой практике их частота обычно увязывается с достижением определенного по-рога роста цен, причем в развитых странах этот порог устанавливается на довольно низком уровне: 0,2%, 1,0%, 2,0%. Индексация — не следствие инфляции, а инструмент ее остановки, и чем оперативнее он задействуется, тем легче против нее бороться. При небольшой инфляции частные работодатели легче находят средства на ее нейтрализацию, они либо снижают затраты, либо уменьшают долю своей прибыли. В любом случае их действия сразу сказываются на экономических процессах — в плане роста эффективности работы предприятий или перераспределения дохода. Коль скоро же порог инфляции высок, частным предпринимателям затруднительно принять соответствующие меры; в результате компенсация если и происходит, то далеко не полная, а отсюда и сужение покупательского спроса населения, и падение объемов производимой продукции. Низкие индексационные пороги облегчают ситуацию и в бюджетном секторе. При прочих равных условиях рост цен ведет к росту отчислений в бюджет — по линии НДС и налоге на прибыль — тех, у кого выросли цены, то есть большинства предприятий. Если проведена индексация заработной платы, отчисления увеличиваются и по линии подоходного налога, а также во внебюджетные фонды. Это и создает условия для осуществления индексации в бюджетном секторе экономики. При высоких индексационных порогах затруднения, возникающие во вне-бюджетном секторе, сокращают поступления в бюджет и во внебюджетные фонды. Если же для покрытия инфляции в бюджетном секторе приходится прибегать к эмиссии, то чем она менее масштабна, тем экономике, разумеется, легче к ней приспособиться.

 Поэтому возникает  объективная необходимость в  иной форме распределения материальных  благ, отличающейся от их распределения  в форме заработной платы. Такой  формой и являются общественные (социальные) фонды потребления,  в ряде стран их называют  социальными фондами. Каково их  содержание?

 Общественные (социальные) фонды потребления —  это часть нацио-нального дохода общества (валового дохода фирмы), которая распределяется между людьми в значительной мере независимо от количества и качества труда.

 Источником  образования заработной платы  является основная часть необходимого  продукта. Общественные фонды потребления  черпаются из оставшейся части  национального (валового) дохода. При  этом источником общественных фондов потребления, идущих работникам материального производства и членам их семей, служит оставшаяся часть необходимого продукта. А источником общественных фондов потребления, идущих работникам непроизводственной сферы и членам их семей служит прибавочный продукт. В целом источником общественных фондов потребления является часть стоимости продукта, равная и представляющая в денежной форме чистый доход фирмы.

 Распределение  общественных фондов потребления  осуществляется в двух формах:

1) в форме  денежных выплат, которые используются  в основном в индивидуальном  порядке. Сюда относятся расходы  на материальное обеспечение  детей и учащихся, престарелых  и инвалидов, выплаты по временной  нетрудоспособности, оплата отпусков;

2) в форме  бесплатного или льготного обслуживания, средства которого используются  в основном в коллективном  порядке. Сюда относятся расходы  на образование, на медицинское  обслуживание и физическую культуру, культурно-просветительные расходы,  дотации на жилье. 

 Социальные  фонды существуют во многих  странах. За их счет выплачиваются  тринадцатые оклады, наградные, семейные  пособия. При этом основная  часть социальных фондов формируется  за счет заработной платы работников. Например, для получения пенсии  работники платят в фонд социального  обеспечения: в Германии 13% заработной  платы; в Бельгии — 10%; в Италии, Франции, Японии — 6-7%; в США — 4%.

 Потребительские  блага и услуги, предоставляемые  из общественных фондов потребления,  делятся на три группы:

1) продукты и  услуги, направляемые на удовлетворение  ряда интеллектуальных потребностей;

2) блага, связанные  с охраной здоровья, с обеспечением  длительной трудоспособности и  формированием физически совершенного  человека;

3) блага, которые  не могут потребляться по своему  характеру индивидуально. 

 Общественные  фонды потребления не являются  непосредственным стимулом к  труду, поскольку они распределяются  независимо от его производственной  результативности. В связи с этим  общественные фонды потребления ослабляют материальную заинтересованность в труде, порождают иждивенчество, которые могут перерасти в элементы социального паразитизма и загнивания.

 В экономической  действительности существует противоречие  между двумя формами распределения  материальных благ: заработной платой  и общественными фондами потребления.  Могут возникнуть такие ситуации, когда вполне здоровым людям  окажется значительно выгоднее  болеть или находиться в санатории,  нежели работать. Поэтому общество  и фирма осуществляют расширение  общественных фондов потребления  лишь в рамках сохранения и  укрепления принципа личной экономической  заинтересованности в результатах  труда. Заработная плата остается  основной формой распределения  материальных благ и услуг. 

 Различия  в уровне потребления работников  все более увеличиваются в  зависимости от величины получаемой  заработной платы. И одновременно  различия в уровне жизни все  более уменьшаются в зависимости  от состава семьи, числа иждивенцев, нетрудоспособных лиц и пенсионеров.  Отсюда нетрудно сделать вывод,  что общественные фонды потребления  должны уменьшать различия в  уровне доходов как раз в  этом направлении, не подрывая  принципа материальной заинтересованности  в форме заработной платы. 

 При формировании  структуры совокупного фонда  потребления материальных благ  и услуг необходимо, прежде всего,  соблюдать обоснованную пропорцию  между заработной платой и  общественными фондами потребления. 

 Действительность  такова, что общественные фонды потребления растут быстрее, чем заработная плата. Это объясняется следующими причинами:

1) численность  иждивенцев и нетрудоспособных, особенно детей и престарелых,  растет быстрее, чем число работающих;

2) трудоспособные  пользуются все большими выплатами из общественных фондов потребления. С ростом заработной платы увеличивается объем социального страхования. В результате в период общественного иждивения обеспечивается уровень потребления, близкий к заработку. Достигается это за счет роста оплаты отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, единовременных выплат.

 Важно отметить, что не все члены общества  пользуются общественными фондами  потребления в равной мере. Существует  различный уровень пенсий, пособий,  различные больницы, санатории и  пансионаты. Не все бывают в  библиотеках, больницах и домах  отдыха, далеко не все учатся  в вузах. Значительно меньше  доходов из общественных фондов  потребления получают сельские  жители в связи с неразвитостью  на селе объектов социальной  инфраструктуры.

 Таким образом,  распределение через общественные  фонды потребле-ния вносит дифференциацию в уровень жизни населения на другой экономической основе по сравнению с заработной платой.

 Распределение  населения по уровню дохода  в СССР и в Республике Беларусь  в период, предшествовавший переходу  от административно-командных отношений  к рыночным, был достаточно стабильным – большая часть домашних хозяйств входила в среднюю по уровню доходов группу. Но, в течение 80-х годов происходили весьма существенные изменения в перераспределении доходов между разными группами населения, сформировался огромный по обороту «чёрный рынок», и изжившая себя советская система не могла контролировать товарооборот в стране. Поэтому и расходятся оценки бюджетных исследований 1980-х годов и вывод, сделанный в известной монографии А.Аткинсона и Дж. Миклрайта.

 Действия  государства по организации оплаты  труда соответственно существующим  рыночным условиям можно условно  разбить на два направления: 

 Первое направление  можно было бы обозначить как  активное блоки-рующее вмешательство государства в процесс дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы. Это вполне достижимо при консолидации усилий органов исполнительной и законодательной власти в центре и на местах на разработке, принятии и строгом обеспечении исполнения пакета правовых актов, включающего первоочередную задачу индексации сред¬ней заработной платы. Содержательная сторона данного пакета документов представляется следующей. Во-первых, правительство за месяц до начала очередного квартала определяет ожидаемый размер инфляции. Исходя из фактических данных о средней заработной плате за три последних месяца, работодатель устанавливает размер компенсационных сумм на фактическую численность персонала, и выплачивает их работникам в форме, учитывающей как необходимость компенсации, так и задачи совершенствования организации заработной платы. Если фактические темпы инфляции оказались выше или ниже определенных правительственными инстанциями, соответствующая сумма компенсации в следующем квартале уменьшается (увеличивается) на переплаченную (недоплаченную) величину.

Информация о работе Дифференциация доходов населения в РБ