Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление знаний в области денежного обращения, сущности и функций денег в государстве, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопроса «Сущность и функции денег».
Введение
1.Сущность денег
1.1. Происхождение денег
1.2. Денежные теории
1.3. Понятие и функции денег в экономике
1.4 Свойства денег (ликвидность, универсальность, легкость распознания, трудность подделки)
1.5 Денежные агрегаты
2.Денежный рынок
2.1. Спрос на деньги
2.2. Предложение денег в экономике. Закон денежного обращения
2.3. Равновесие на рынке денег
3.Денежная система Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
3. Денежная система Российской Федерации.
Виды денежных знаков.
Официальной денежной единицей РФ является
рубль. Состоит из 100 копеек.
В России 2 вида денежных знаков - банкноты
и монета. Их подделка
преследуется по закону. Банкноты и монета
являются безусловными
обязательствами Банка России и обеспечиваются
всеми его активами.
Эмиссия - такой выпуск денег в оборот,
который приводит к общему
увеличению денежной массы в обращении.
Эмиссия бывает наличная (на нее в
1997 г. приходилось 15-20% всей эмиссии Банка
России) и безналичная.
Функции Банка России по эмиссии денег:
прогнозирование и организация производства,
перевозки и хранения банкнот
и монеты;
утверждение правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для
кредитных организаций;
создание резервных фондов банкнот и монеты;
установление признаков платежеспособности
денежных знаков, порядка
замены поврежденных денежных знаков
и их уничтожение;
определение порядка ведения кассовых
операций.
С 1 января 1998 г. в 1000 раз изменилась нарицательная
стоимость
российских денежных знаков и масштаб
цен. Причины деноминации
заключались в необходимости сокращения
издержек на печатание денег. К
тому же употребление цен со многими нулями
вызывало определенные
неудобства.
Деноминация денежных знаков была произведена
путем постепенной замены
денежных знаков через нормальные каналы
денежного обращения (банки,
места реализации товаров и услуг). Основной
принцип деноминации -
недопущение каких-либо потерь для владельцев
денег.
Методы регулирования денежного обращения.
Регулирование денежного обращения в
РФ возложено на Банк России. В
соответствии с Федеральным законом «О
центральном банке Российской
Федерации» от 12 апреля 1995 г. основные
инструменты денежно-кредитной
политики Банка России:
- процентные ставки по операциям Банка
России;
нормативы обязательных резервов;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
депозитные операции;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной
массы;
прямые количественные ограничения.
Процентные ставки по операциям Банка
России. Последний может
устанавливать одну или несколько процентных
ставок по различным видам
операций. Процентные ставки Банка России-
это минимальные ставки, по
которым он осуществляет свои операции.
Это ставки рефинансирования,
ставки по депозитным операциям, ломбардные
ставки, ставки «репо» и др.
Банк России использует процентную политику
для воздействия на рыночные
процентные ставки. Примером могут служить
депозитные операции этого
банка, которые осуществляются с 1997 г.
Свободные средства коммерческих
банков принимались в депозит в январе-сентябре
1999 г. по фиксированной
ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная
ставка составила
18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции
осуществлялись на
стандартных условиях на один день, на
одну неделю, на дне недели. Банк
России ежедневно объявляет рынку процентные
ставки по привлечению
средств в депозиты и заключает депозитные
сделки.
Нормативы обязательных резервов - это
беспроцентные обязательные
вклады кредитных организаций в Банке
России. Размер обязательных
резервов устанавливается Советом директоров
Банка России в процентах к
обязательствам кредитных организаций.
Нормативы не могут превышать 20%
обязательств кредитной организации и
не могут быть единовременно
изменены более чем на 5 пунктов.
В 1999 г. Банк России дважды принимал решение
о повышении норматива
обязательных резервов:
в марте 1999 г. с 5 до 7% по привлеченным средствам
юридических лиц;
в июне 1999 г. с 7 до 8,5% по привлеченным средствам
юридических лиц, с
5 до 5,5% - по привлеченным средствам физических
лиц в валюте РФ.
С 11 января 2000 г. нормативы обязательных
резервов снова были повышены:
по привлеченным средствам юридических
лиц в валюте РФ и привлеченным
средствам юридических и физических лиц
в иностранной валюте - 10%;
по денежным средствам физических лиц,
привлеченным во вклады в валюте
РФ, - в размере 7,0%.
Эти резервы используются при отзыве лицензии
для погашения обязательств
кредитной организации перед вкладчиками
и кредиторами. Однако основное
назначение нормативов обязательных резервов
- регулирование денежного
обращения.
Операции на открытом рынке - это купля
- продажа Банком России
государственных ценных бумаг, краткосрочные
операции с ценными бумагами
с совершением затем обратной сделки.
Лимит операций на открытом рынке
утверждается Советом директоров. Несмотря
на временное прекращение
функционирования рынка ценных бумаг
после августа 1998 г. Банк России не
отказался от этого метода регулирования
денежного обращения. В сентябре
1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение
облигации Банка России
и начал операции с ними.
В 1999 г. Банк России продолжил работу по
развитию операций на открытом
рынке. Целью этих операций было использование
временно свободных
денежных средств на межбанковском кредитном
рынке для выдачи
межбанковских кредитов без использования
кредитов со стороны Банка
России.
Рефинансирование банков -это кредитование
Банком России коммерческих
банков, в том числе и переучет векселей.
Банк России устанавливает
процентную ставку рефинансирования.
В 1996 г. ставка рефинансирования
была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997 г.
- с 48 до 21%. В связи с
финансовым кризисом ставка рефинансирования
была увеличена в ноябре
1997 г. до 28% и в феврале 1998 г. до 42%. В мае
1998г. она достигла
максимума - 150%, с июня 1998 г. действовала
ставка в размере 60%, с 10
июня 1999 г. - 55%. Причины таких резких скачков
ставки рефинансирования
кроются в финансовом кризисе, начавшемся
в ноябре 1997 г. Финансовый
кризис сопровождался сбросом государственных
ценных бумаг нерезидентами,
их уходом с российского рынка ценных
бумаг. Чтобы удержать нерезидентов,
Банк России увеличивал доходность государственных
ценных бумаг, повышая
ставки рефинансирования, что в свою очередь
привело к росту расходов по
обслуживанию государственного долга
и в конечном счете к краху пирамиды
государственных ценных бумаг. Выпуск
ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле
1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.
До середины июня 1998 г. Банк России выдавал
коммерческим банкам три
вида кредитов:
ломбардные - под залог государственных
ценных бумаг, включенных в
Ломбардный список Банка России;
внутридневные - предоставлялись банкам
в течение операционного дня при
наличии неисполненных платежных поручений;
однодневные расчетные кредиты - предоставлялись
для завершения расчетов
в конце операционного дня путем зачисления
кредита на корреспондентский
счет банка в расчетном подразделении
Банка России.
Кредиты выдавались в пределах лимитов,
определенных Банком России. С
марта 1998 г. коммерческим банкам стали
выдаваться только обеспеченные
кредиты - под залог государственных ценных
бумаг.
После 17 августа 1998 г. Центральный банк
РФ стал предоставлять
кредитным организациям кредиты следующих
видов:
кредит банку- сенатору, осуществляющему
санацию кредитной организации
(до 1 года);
кредит в поддержку мер по погашению обязательств
перед вкладчиками (до 6
месяцев);
кредит на поддержку ликвидности (от 1
- 2 месяцев до 1 года);
кредит в поддержку мер по повышению финансовой
устойчивости банка (до 1
года);
стабилизационный кредит (до 1 года);
Депозитные операции. Это операции по
привлечению в депозиты (вклады)
средств банков. Они позволяют Банку России
привлекать временно свободные
денежные средства банков и тем самым
нейтрализовать их возможное
давление на валютный рынок. В 1999 г. Банк
России начал привлекать
денежные средства банков РФ на более
длительные сроки - на 1 - 3 месяца.
С августа 1999 г. Банк России начал проводить
депозитные операции «спот»
с датой привлечения депозита: «спот -
некст», «спот - 1 неделя», «спот -
2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил
к проведению
депозитных аукционов со сроками депозитов
1 неделя, 2 недели, 1 месяц.
Валютное регулирование осуществлялось
с помощью валютной интервенции,
под которой понимается купля-продажа
Банком России иностранной валюты на
валютном рынке для воздействия на курс
рубля, суммарный спрос и
предложение валюты. Если спрос на валюту
был больше предложения, то Банк
России продавал валюту из своих золотовалютных
резервов.
Если предложение валюты превышало спрос,
то Банк России покупал валюту.
Эти операции стали возможными благодаря
значительным накоплениям
валютных ресурсов у Банка России. Валютные
резервы должны
соответствовать мировому уровню, равному
финансированию трехмесячных
объемов импорта.
Установление ориентиров роста денежной
массы. Банк России устанавливал
минимальные и максимальные границы прироста
денежной массы на
контрольный срок. Начиная с 1995 г., Банк
России устанавливал ежегодно
две промежуточные цели - предельные темпы
прироста М2 и предельные
границы девальвации обменного курса
рубля на доллары США.
Прямые количественные ограничения - установление
лимитов на
рефинансирование банков, проведение
кредитными организациями отдельных
банковских операций. Примером могут служить
ограничения на проведение
валютных операций. Валютные операции
могут производить только
уполномоченные банки, получившие от Банка
России лицензию на проведение
таких операций.
Наличное и безналичное денежное обращение.
Налично-денежный оборот, представляющий
совокупность платежей за
определенный период времени, отражает
движение наличных денег как в
качестве средства обращения, так и в качестве
средства платежа. Сфера
использования наличных денег в основном
связана с доходами и расходами
населения.
Налично-денежный оборот между предприятиями
незначителен, так как
основная часть расчетов совершается
безналичным путем.
Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ
предусматривают применение
на территории Российской Федерации платежей
в наличной и безналичной
формах и раскрывают сущность и порядок
осуществления основных форм
безналичных расчетов.
Установлен различный порядок расчетов
с участием граждан в зависимости
от связи этих платежей с их предпринимательской
деятельностью. С
участием граждан, не занимающихся предпринимательской
деятельностью,
разрешено осуществлять расчеты как наличными
деньгами без ограничения
сумм, так и в безналичной форме. Однако
расчеты с гражданами, связанными
с предпринимательской деятельностью,
должны производиться, как правило,
в безналичном порядке.
В настоящее время юридические лица вправе
рассчитываться между собой
наличными деньгами, если суммы по одному
платежу не превышают 10 тыс.
руб., а с предприятиями потребительской
кооперации - если суммы не выше
15 тыс. руб. Платежи между юридическими
лицами сверх указанной суммы
должны осуществляться в безналичном
порядке.
Важную роль в стабилизации денежного
обращения в нашей стране сыграло
утверждение Банком России 5 января 1998
г. Положение «О правилах
организации наличного денежного обращения
на территории Российской
Федерации».
В соответствии с этими правилами организации,
предприятия, учреждения не
зависимо от организационно-правовой
формы (далее - предприятия) хранят
свободные денежные средства в учреждениях
банков на соответствующих
счетах на договорных условиях. Наличные
денежные средства, поступающие в
кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения
банков для последующего
зачисления на счета этих предприятий.
Денежная наличность сдается ими
непосредственно в кассы учреждений банков
через объединенные кассы на
предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться
предприятиями на
договорных условиях через инкассаторские
службы, имеющие лицензию Банка
России на осуществление соответствующих
операций по инкассации денежных
средств и других ценностей.
Предприятия могут иметь в своих кассах
наличные деньги в пределах
лимитов, установленных банками по согласованию
с руководителями
предприятиями. Лимит остатка наличных
денег в кассе устанавливается
учреждениями банков ежегодно всем предприятиям
имеющим кассу и
осуществляющим налично-денежные расчеты,
независимо от
организационно-правовой формы и сферы
деятельности.
Предприятия должны сдавать в банк всю
денежную наличность сверх
установленных лимитов остатка наличных
денег в кассе. Они могут хранить
в кассах наличные деньги сверх установленных
лимитов только для выдачи
заработной платы, выплат социального
характера и стипендии не более 3
рабочих дней.
Важное значение имеет согласование предприятиями
с обслуживающими
учреждениями банков сроков выдачи денежной
наличности на заработную
плату, выплаты социального характера
и на стипендии. Для равномерного
использования кассовых ресурсов и упорядочения
выдач наличных денежных
средств в учреждениях банков ежегодно
составляется календарь выдач
наличных денег на заработную плату, выплаты
социального характера и
стипендии на основании сведений предприятий
о размерах и сроках выплаты
зарплаты.
Территориальные учреждения Банка России
на основании получаемых от
учреждений банков материалов ежегодно
составляют календарь выдач
наличных денег на заработную плату, выплаты
социального характера и
стипендии по республике, краю, области
(по месяцам) и в срок до 29 марта
и 29 сентября высылают Банку России для
свода в целом по РФ.
Выдачи наличных денег предприятиям производятся,
как правило, за счет
текущих поступлений денежной наличности
в кассы кредитных организаций.
Для обеспечения своевременной выдачи
кредитными организациями наличных
денег со счетов предприятий, а также со
счетов по вкладам граждан
территориальные учреждения Банка России
или по их поручению
расчетно-кассовые центры устанавливают
для каждой кредитной организации
и их филиалов сумму минимально допустимого
остатка наличных денег в
операционной кассе на конец дня.
В целях максимального привлечения наличных
денег в свои кассы за счет
своевременного и полного сбора денежной
выручки от предприятий
учреждения банков не реже одного раза
в два года проверяют соблюдение
определенного Банком России порядка
ведения кассовых операций и работы с
денежной наличностью.
Территориальные учреждения Банка России
контролируют работу учреждений
банков по организации наличного денежного
оборота, соблюдению
предприятиями порядка ведения кассовых
операций и работы с денежной
наличностью в соответствии с указанным
выше Положением.
Безналичный денежный оборот. В России
установлено несколько форм
безналичных расчетов, которые предприятия
могут выбирать по своему
усмотрению. Это расчеты платежными поручениями,
платежными требованиями
- поручениями, аккредитивами, чеками и
векселями.
Расчеты платежными поручениями. Платежное
поручение - это поручение
хозяйствующего субъекта о перечислении
определенной суммы с его счета на
счет другого хозяйствующего субъекта.
Платежное поручение действительно в
течение 10 дней со дня выписки (день
выписки в расчет не принимается). Поручения
принимаются банком только
при наличии средств на счете. Расчеты
платежными поручениями
используются при равномерных и постоянных
поставках товаров, при
авансовых платежах, частичных платежах
по крупным сделкам, для перевода
денежных средств через предприятия связи
(пенсии, заработная плата и
т.п.), по нетоварным операциям (платежи
в бюджет, погашение банковских
ссуд и т.п.) и др.
Расчеты платежными требованиями - поручениями.
Платежное требование -
поручение - это расчетный документ, содержащий
требование продавца к
покупателю оплатить стоимость поставленных
по договору товаров на
основании направленных ему расчетных
и отгрузочных документов.
Расчеты аккредитивами. Аккредитив - условное
денежное обязательство
банка, выдаваемое им по поручению покупателя
в пользу продавца, по
которому банк - эмитент может произвести
платеж продавцу при выполнении
им условий аккредитива. Аккредитивы бывают
документарные и денежные.
Денежный аккредитив - именной документ,
адресованный банком - эмитентом
другому банку и содержащий приказ о выплате
денег в определенный срок.
Документарный аккредитив используется
для расчета за товары.
Расчеты чеками регламентируются Положением
о чеках, утвержденном
постановлением Верховного Совета РФ
от 13.02.1992 г. Расчетный чек -
документ, содержащий приказ владельца
счета банку о выплате указанной в
нем суммы определенному лицу. Чек обязательно
должен иметь покрытие. Чек
является ценной бумагой.
Чеки действительны в течение десяти дней,
не считая дня выписки. Чек,
выписанный в иностранном государстве,
подлежит оплате на территории
России в течение 70 дней, а чек, выписанный
на территории государств -
членов СНГ, - в течение 20 дней.
Расчеты векселями. Операции с векселями
регламентируются Положением о
переводном и простом векселе, утвержденным
постановлением ЦИК и СНК СССР
«О введении в действие Положения о переводном
и простом векселе» от
7.08.1937 г. №104/1341 и Федеральным законом «О
переводном и простом
векселе» от 11.03.1997 г. №48-ФЗ.
Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая
ничем не обусловленное
обязательство векселедателя выплатить
векселедержателю определенную
сумму при наступлении предусмотренного
векселем срока.
Вексель может быть выписан в любой валюте.
Если он выписан в иностранной
валюте, то попадает в разряд валютных
ценностей.
Новая денежно-кредитная политика на
2001 г. – здесь уместнее говорить
о 2012-2015 гг
21 сентября 2000 г. на заседании Правительства
РФ был рассмотрен вопрос
«О проекте основных направлений единой
государственной денежно-кредитной
политики на 2001 г.». На последовавшем затем
брифинге заместитель
председателя Банка России Т.В. Парамонова
рассказала о главных
особенностях проводимой ЦБ линии в денежно-кредитной
сфере.
Было отмечено, что Основные направления
представлены в Правительство
раньше, чем обычно. По Закону о ЦБ, подобный
документ должен быть
представлен в Госдуму до 1 октября, а окончательный
вариант - к 1
декабря. Представленный документ - лишь
вариант того сценария развития
денежно-кредитной политики, который может быть реализован
в 2001 г.
Такое раннее представление документа
дает то преимущество, что при
рассмотрении совместно с проектом бюджета
на следующий год обеспечивает
возможность лучше проанализировать макроэкономическую
ситуацию в трех ее основных аспектах:
денежном фискальном и структурном.
Если коротко охарактеризовать итоги
проведения денежно-кредитной
политики в 2000 г., то следует отметить,
что темпы инфляции ожидаются в
пределах запланированных 18%. Темп роста
ВВП, первоначально
прогнозируемый в пределах 1,5%, ожидается
более высоким. Соотношение
основных макроэкономических показателей
складывается значительно более
благоприятное, чем предполагалось в прогнозе
на 2000 г. Кроме того,
проявился и ряд других положительных
факторов - повысилась занятость и
доходы населения, возросли инвестиции
- все это отмечалось не только
российскими аналитиками, но и международными
экспертами.
Вместе с тем различные средства массовой
информации дают противоречивые
оценки результатам проводимой в текущем
году кредитно-финансовой
политики - росту денежной массы, уровню
ликвидности банковской системы и
т. д. Поэтому Т.В.Парамонова остановилась
на основных моментах, которые
помогут понять позицию Банка России при
реализации денежно-кредитной
политики.
Первое - это плавающий курс рубля, введенный
Банком России и
Правительством после кризиса 1998 г. и в
наибольшей степени
соответствующий тем процессам, которые
должны быть поддержаны в нашей
стране. Плавающий валютный курс означает,
что Правительство и ЦБ не
берут на себя обязательство обозначить
курс, заранее его объявить, а
лишь сглаживают наиболее резкие его колебания,
происходящие под
воздействием различных факторов конъюнктурного
характера. Видно, что в
текущем году поддерживается весьма стабильный
курс рубля, происходит
некоторое укрепление его по отношению
к доллару, растут золото -
валютные резервы ЦБ и Минфина - их уровень
находится на рекордных
значениях за многие годы. Поэтому денежная
база обеспечена золото -
валютными резервами и те инфляционные
ожидания, которые наблюдались в
экономике, постепенно снижаются и, несмотря
на то, что ряд условий для
инфляции (в том числе некоторые немонетарные
факторы) сохраняются, будет
проводиться политика последовательного
снижения темпов инфляции.
Следующий момент - изменение структуры
денежной массы. В первую очередь
происходит увеличение срочных депозитов,
что очень важно, ускоряется
обращение денег. Это положительно скажется
и на темпе инфляции, и на
макроэкономической политике в целом.
Еще один важный, часто дискутируемый
вопрос - это вопрос об «избыточной
денежной ликвидности». Т.В. Парамонова
отметила, что уровень свободных
остатков средств на счетах (ежедневной
действительно свободной
ликвидности) стабилен, он сложился в последние
годы после кризиса 1998
года в пределах 13-14% к уровню остатков
по корсчетам и соответствует
уровню трансакционных денег, которые
необходимы банкам для осуществления
платежей и соответствуют тому уровню
рисков, которые реально существуют в
коммерческих банках. Поэтому уровень
ликвидности, по мнению Банка России, адекватен
реальному положению вещей.
ЦБ применяет много различных инструментов
при проведении своей политики,
но ведущими инструментами в последнее
время являются те, которые
направлены на связывание избыточной
ликвидности, прежде всего, депозиты.
Размер депозитов в ЦБ определяется силой
платежного баланса; поскольку
платежный баланс является достаточно
сильный, то размер депозитов
увеличивается, одновременно заметно
снизился уровень процентных ставок.
Как известно, уровень ставки рефинансирования
ЦБ заметно снизился,
понизился уровень ставок межбанковского
рынка, уровень ставок
коммерческих банков при предоставлении
кредитов своим клиентам также
упал и находится на достаточно низком
уровне.
Перечисленные факторы в основном предопределили
выводы при анализе
положения, которое может сложиться в 2001 году.
Конечно, в учет
принимались и возможные изменения мировых
цен на нефть и основные
экспортные товары. Оценки Банка России
в отношении возможностей роста
ВВП совпадают с оценками Правительства
(до 5%). Предусматривается
сохранить плавающий режим курсообразования,
но изменится характер
денежно-кредитной политики, в рамках
которой применяется плавающий курс.
Имеется в виду, что раньше перед страной
стоял вопрос и накопления
резервов, и недопущения излишнего укрепления
рубля (чтобы не снизить
конкурентоспособность российской экономики),
и избежание слишком сильной
девальвации в начале года (потому что
возобладали некоторые временные
факторы), что потребовало от ЦБ проведения
гибкой, взвешенной политики.
В будущем году политика станет более
точной, поскольку инфляционные
ожидания имеют тенденцию к снижению,
и темп инфляции в 2001 году
прогнозируется в диапазоне 12-14%. Это вполне
достижимый уровень при
осуществлении мер по координации деятельности
ЦБ и Правительства в
проведении денежно-кредитной политики,
бюджетной и структурной политики.
ЦБ считает, что структурные меры должны
быть в значительной мере
активизированы и в будущем году, необходимо
также усилить роль
финансовых посредников в трансформации
элементов денежно-кредитной
политики и доведении ее до реального
сектора. Не только банки, но и
пенсионные и страховые фонды должны сыграть
более значимую роль.
В будущем году будут применяться уже
действующие инструменты
денежно-кредитной политики. Возможно
расширение того эксперимента,
который проводится в Санкт-Петербурге
по рефинансированию банков под
залог векселей первоклассных эмитентов-предприятий,
хотя, не ожидается,
что таких примеров будет много. Но сам
механизм будет отрабатываться.
В отношении облигаций можно сказать с
уверенностью, что такой инструмент
должен быть у Банка России. В каких количествах,
когда они будут
применяться - это вопросы конкретного
регулирования денежно-кредитной
сферы. Безусловно, этот инструмент будет
обращаемым на рынках, сможет
служить залогом при операциях кредитования
между банками.
На заседании Правительства была поддержана
идея внесения законопроекта
об освобождении ценных бумаг ЦБ от налогообложения.
Если все это будет
реализовано, будет поддержано право выпуска
Центробанком ценных бумаг,
то появится возможность проводить более
гибкую денежно-кредитную
политику, чем в текущем году, а методы
регулирования в этой сфере станут
более тонкими и эффективными.
Заключение – с нового листа бумаги
Рассмотрев тему «Происхождение, сущность и функции денег», я сделала следующие выводы:
Информация о работе Деньги - происхождение, сущность и функции