Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются частью нашей повседневной жизни и нельзя найти даже самой примитивной цивилизации, где бы они не использовались. Они стимулируют любой экономический и социальный процесс, но обесценивание денег порождает несправедливость и беспорядки. Деньги свидетельствуют об изобретательности человека.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность денежного рынка
1.1 Денежный рынок
1.2 Масса денег в обращении
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке
2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги
2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность
2.4 Предложение на денежном рынке
2.5 Рыночное равновесие и равновесная цена
Глава 3. Анализ государственного регулирования денежного рынка РФ
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовой по эконом теории!!.doc

— 723.50 Кб (Скачать)

 

MD = f(y,r,p),                                                                      (5)

 

где у — номинальный национальный доход;

r — ожидаемая реальная норма процента;

р — ожидаемый темп инфляции.

Учитывая, что номинальная норма процента равна сумме ожидаемой реально нормы процента и ожидаемого темпа инфляции, приведенную формулу можно записать так:

 

MD = F(Y, R),                                                                      (6)

денежный рынок спрос равновесие

где R — ожидаемая номинальная норма процента.

Эту зависимость можно представить графически. Номинальная норма процента на рисунке 2 отложена по оси ординат, а предполагаемый спрос на деньги — по оси абсцисс. По мере снижения ставки процента с r1 до r2 спрос на деньги возрастает с М1 до M2. При увеличении номинального национального дохода происходит сдвиг кривой спроса вправо [13, с.472].


 

Рис. 2. Зависимость спроса на деньги от нормы процента

 

2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность

 

Предложение — это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающие их купить. На объем предложения влияет множество факторов, но одним из главных является цена.

Существует положительная или прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта или услуги: с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения; со снижением — сокращается предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения (Приложение 4).

Минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены товар не может быть продан, ибо в данном случае его производство будет убыточно.

Закон предложения можно выразить в форме таблицы или изобразить на графике в виде кривой (Приложение 5).

Однако, не следует смешивать понятия «изменение величины (объема) предложения» и «изменение предложения». Первое может быть выражено путем передвижения на постоянной кривой от одной точки к другой результате изменения цены данного товара. А «изменение предложения» означает, что кривая предложения может изменять свое положение, сдвигаясь влево вверх (предложение уменьшается) или вправо вниз (предложение увеличивается). На смещение кривой предложения оказывают влияние следующие неценовые факторы:

Изменение цен на ресурсы, что сказывается на изменении издержек производства, а в итоге и на предложении (снижение цен на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы).

  1. Изменение технологии (создание более эффективного средства против колорадского жука увеличивает предложение картофеля).
  2. Изменение налогов и дотаций (повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; увеличение дотаций фермерам приведет к росту предложения сельскохозяйственной продукции).
  3. Изменение цен на другие товары (снижение цен на баранину и свинину увеличивает предложение говядины).
  4. Изменение ожиданий (ожидание снижения в будущем цен на алкогольные напитки заставит их производителей увеличить текущее предложение этой продукции).
  5. Изменение числа поставщиков (увеличение количества фирм, проводящих обувь, увеличит предложение данной продукции).

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и «неэластичное». Эластичность предложения по цене — это степень реагирования объема (величины) предложения на изменения цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле:

 

К.эл.п.ц. = процентное изменение объема предложения : процентное изменение цены.


Следует отметить, что более привлекательная для продавца ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены. Поэтому они стремятся стать монополистами в производстве данного товара и искусственно ограничить объем выпуска, а следовательно, и величину предложения.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены. Чем больше времени имеется в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на изменения в спросе, тем сильнее будут соответствующие изменения в области производства.

В пределах текущего (мгновенного) рыночного периода производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства, поэтому реализуется уже произведенный товар по установившейся рыночной цене, т.е. предложение подстраивается под спрос. Так что предложение оказывается совершенно неэластичным, т.е. К.эл.п.ц. = 0, а кривая предложения будет иметь вертикальный вид.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности остаются неизмененными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования и за счет изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов, товарных запасов и т.д.). Поэтому предложение становится боле эластичным (К.эл.п.ц > 0) и кривая предложения отклоняется от вертикального положения.

На протяжении долгого (долгосрочного) периода могут быть приняты все желательные меры (включая изменения мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и предложение становится еще более эластичным, достигая максимальной величины, а кривая предложения принимает более пологое, и наконец, горизонтальное положение (Приложение 6) [4, с.165].

 

2.4 Предложение на денежном рынке

 

Нормальное функционирование рынка обеспечивается, когда предложение денег Ms соответствует спросу на них. Любое отклонение от равновесия дестабилизирует не только сам денежный рынок, но и все национальное хозяйство в целом.

Предположим, что спрос на деньги не удовлетворяется, т.е. спрос на деньги Md превышает предложение денег Ms (Md > Ms). В этом случае сокращается кредитование, уменьшаются покупки, так как владельцы дохода не получают своих ликвидных средств. Последующее сокращение объема реализации ведет к падению производства и сокращению ВНП.

При другой ситуации, когда Ms превышает Md, избыток денег попадает на рынок, увеличиваются спрос и цены: в стране начинается инфляция.

Столь серьезные болезни макроэкономики, возникшие в результате неравновесия денежного рынка, вызывают настоятельную потребность обеспечить сбалансированность рынка, при которой предложение денег строго уравновешено спросом на них. Решение этой сложной задачи потребовало от экономической науки выявить количество денег, необходимое для обращения, и тем самым — требуемую величину объема предложения денег.

Кейнсианцы исходят из того, что изменение денежного предложения зависит от уровня процентной ставки, а монетаристы считают, что оно определяется уровнем предложения денег.

В экономической науке в современных условиях преобладает монетаризм, который опирается на уравнение И. Фишера, о котором упоминалось в главе 1.:


М • V = P • Q,                                                        (7)

 

где V — количество оборотов одной денежной единицы.

Для периода, когда возникла количественная теория денег, она не являлась достаточно корректной, поскольку не учитывала того, что и деньги имеют собственную реальную ценность. Парадоксом этой теории является нарастание ее актуальности в наши дни, когда деньги потеряли прямую связь с золотом, ушел в прошлое «золотой стандарт» денежного обращения и отменены обязательства государства по обмену банкнот на золото.

Экономисты кембриджской школы (А. Маршалл, А. Пигу) поставили перед собой задачу определить сумму ликвидных средств, включающую кроме наличности активы, способные превращаться в деньги и выполнять их функции.

Если Фишер делает упор на взаимосвязь количества денег с ценами, то М. Фридмен увязывает изменение количества денег с номинальным ВНП. Поскольку произведение (Р • Q) — это номинальный ВНП, уравнение можно представить как:

 

M = ВНП/V                                                                      (8)

 

Монетаристы считают, что величина V стабильна, т.е. не меняется в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде меняется плавно, и эти изменения предсказуемы.

На основе количественной теории денег М. Фридмен выдвинул «денежное правило», согласно которому государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении и она должна расти пропорционально росту ВНП.

М. Фридмен в формуле Фишера обратил внимание на то, что ценовое выражение проданных товаров (р • Q) есть не что иное, как созданный в обществе доход Y, или ВНП. При допущении, что скорость оборота денежной единицы V в краткосрочном периоде мало меняется, денежная масса должна строго соответствовать ВНП.

В странах с рыночной экономикой доходы ежегодно индексируются, поэтому формула Фридмена приобретает следующий вид:

 

М=р'Y,                                                                      (9)

 

где р' — индекс цен.

Согласно «денежному правилу» Фридмена, если ВНП дал прирост 3%, то денежная масса М может возрасти только на 3%. Если темп прироста денежной массы превысит этот ограничитель, то страна погрузится в инфляцию. Анализ предложения денег предполагает не только выявление величины денежной массы, которая должна быть на денежном рынке. Необходимо выяснить, как она должна там появиться, т.е. определить механизм предложения денег.

Ориентируясь на определяемую необходимую денежную массу, центральный банк эмитирует деньги. Это его монопольное право. Однако он имеет и иные возможности увеличить предложение денег, не прибегая к печатному станку. К ним относятся:

• предоставление части своих резервов коммерческим банкам, которые получают дополнительные кредитные ресурсы, а затем используют их для предоставления ссуд;

• покупка у бизнеса ранее приобретенных государственных долговых обязательств. Обменивая ценные бумаги на деньги, бизнес пополняет свои ликвидные средства;

• уменьшение нормы обязательного резервирования, которое автоматически увеличивает кредитные ресурсы банков, так как они сокращают долю средств, передаваемых центральному банку.

Изменение денежной массы, т.е. предложения денег в соответствии со спросом на них, дает возможность поддерживать денежный рынок в равновесии.

Денежный рынок может быть представлен в виде графика (рис. 3) [13, с. 474].

 

Рис. 3. Равновесие денежного рынка:

 

MS — предложение денег — представлено в виде вертикальной прямой, поскольку предполагается, что денежно-кредитные и финансовые учреждения создали определенной количество денег, не зависящее от величины номинальной ставки процента; MD — кривая спроса на деньги, зависящая от процента R; точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная ставка процента, или «цена» денег

 

Представим, что меняется предложение денег, а спрос на них остается постоянным. Если предложение денег выросло, то кривая предложения денег перемещается вправо; происходит движение вдоль кривой спроса вправо вниз, ставка процента снижается.

При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов путем покупки различных финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются, процентная ставка падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.

При уменьшении предложения денег равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным.

Если спрос на деньги вырос, то кривая спроса на деньги сдвигается вправо вверх, а процентная ставка повышается (рис. 4) [13, с. 476].

 

Рис. 4. Сдвиг кривой спроса на деньги

 

При уменьшении спроса на деньги будут происходить обратные явления. Пусть спрос на деньги вырос вследствие роста номинального ВНП, т.е. население и фирмы хотят держать больше активов в виде наличных денег и чековых вкладов, продавая для этого иные авуары (например, облигации). Но при неизменном предложении денег равновесие на денежном рынке может быть установлено только при росте «цены» денег, или номинальной ставке процента.

При уменьшении спроса на деньги (предложение неизменно) равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

Информация о работе Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке.