Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются частью нашей повседневной жизни и нельзя найти даже самой примитивной цивилизации, где бы они не использовались. Они стимулируют любой экономический и социальный процесс, но обесценивание денег порождает несправедливость и беспорядки. Деньги свидетельствуют об изобретательности человека.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность денежного рынка
1.1 Денежный рынок
1.2 Масса денег в обращении
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке
2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги
2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность
2.4 Предложение на денежном рынке
2.5 Рыночное равновесие и равновесная цена
Глава 3. Анализ государственного регулирования денежного рынка РФ
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовой по эконом теории!!.doc

— 723.50 Кб (Скачать)

М × V = Р × Q,                                                                      (1)

 

где М – количество денег (или денежная масса) в обращении;

V – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров и услуг);

Р – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг);

Q – реальный объем национального производства.

Простые преобразования позволяют получить формулу количества

денег, необходимых для обращения:

 

М = (Р × Q) : V.                                                                      (2)

 

Из этой формулы ясно, что чем больше созданный в стране национальный продукт, тем больше денег должно находиться в обращении. С увеличением физического количества товаров приходится наращивать и денежную массу.

Поскольку скорость обращения денег определяется неденежными факторами, то она может рассматриваться как постоянная величина. Разделив обе части уравнения на V и выразив величину (1/V) через k, получим формулу, которая называется кембриджским уравнением:

 

М= k × Р × V,                                                                      (3)

 

где k – коэффициент пропорциональности между номинальным доходом (Р × V) и желаемым денежным запасом, т.е. частью дохода, которую хозяйствующие субъекты хотят хранить в денежной форме.

Коэффициент k называют коэффициентом монетизации, так как он характеризует насыщенность экономики деньгами. На практике коэффициент монетизации (k) рассчитывается как отношение М2 к ВВП, умноженное на 100%.

Из рассматриваемой формулы видно, что уровень цен и количество денег в обращении находятся в прямой зависимости: рост цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и, наоборот, увеличение денежной массы приводит к росту цен. Однако роста цен не будет, если одновременно с ростом денежной массы будет происходить расширение объема выпуска товаров и услуг в той же или большей степени [8, с.225)].


Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке

 

Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того, что спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе. Противоречивость этих категорий проявляется в противоречии между стоимостью и потребительной стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителями и потребителями. Предложение оказывает воздействие на размеры и структуру спроса; спрос, в свою очередь, «побуждает» предложение приспосабливаться к требованиям рынка [6, с.173].

 

2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность

 

Спрос — это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от разных факторов: цен на товары, доходов и вкусов покупателей, числа покупателей и т.д. Одним из главных факторов является цена. Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, есть цена спроса. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И напротив, при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему росту величины спроса. Следовательно, существует отрицательная, или обратная связь между ценой и величиной спроса.

Эту зависимость можно объяснить следующими причинами:

1. Высокая цена отбивает у потребителей желание купить товар, а низкая усиливает число покупателей и количество покупок, что означает увеличение спроса.

2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукции лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. «Эффект дохода» указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

«Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который осталась прежней, т.е. заменить дорогие продукты более дешевыми.

Взаимосвязь между ценой продукта и объемом (величиной) спроса можно выразить в табличной форме в виде шкалы спроса или изобразить в виде нисходящей кривой на графике (Приложение 1).

Изменение объема (величины) спроса при изменении цены товара означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса.

Вместе с тем, на спрос влияют и другие факторы:

1. Изменение вкусов покупателей (физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды).

2. Изменение числа покупателей (снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детское питание).

3. Изменение дохода (увеличение доходов повышает спрос на мясо, фрукты и снижает спрос на картофель, хлеб и т.д.).

4. Изменение цен на сопряженные товары (снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом).

5. Изменения в ожиданиях потребителей (предполагая, что закупки импортного сахара сократятся, и это вызовет повышение цен на него, население расширяет текущий спрос на сахар).

6. Изменения в экономической политике государства (уменьшение налоговых ставок ведет к увеличению доходов потребителей, а, следовательно, к увеличению спроса).

Изменение одного или более из этих факторов вызывает изменение спроса: при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо вверх, а уменьшение — влево вниз.

Таким образом, закон спроса является одним из величайших законов рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Однако на практике бывают ситуации, которые представляются как бы исключением из закона спроса. Например, когда:

       при повышении цен на товары первой необходимости (хлеб, соль, картофель, мясо и т.п.) спрос на них продолжает расти. Но в этом случае повышение цены на продукты показывает наметившуюся тенденцию роста цен в будущем. Покупатели, ожидая еще большего роста цен, расширяют сегодня закупку этих товаров. Это так называемый «эффект Гиффена» (по имени английского экономиста);

       при понижении цен на высококачественные товары роскоши спрос на них не растет, а снижается. Оказывается, эти товары покупают не только ради их потребительских свойств, а иногда, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, и поэтому снижение цены уменьшает их привлекательность и спрос на них. Это так называемый «эффект Веблена» (по имени американского экономиста);

       в кратковременном периоде с ростом цены на товар увеличивается и объем спроса на него. Здесь срабатывает механизм потребительских ожиданий. Поэтому покупатели не склонны сокращать покупки при увеличении цены, если они ожидают в ближайшее время нового роста цен.

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены характеризуется показателем эластичности спроса по цене (Приложение 2).

В зависимости от степени эластичности кривые спроса будут иметь различную конфигурацию (Приложение 3).

Эластичность спроса, как правило, велика при высоких ценах, а при снижении цен она сокращается и может вообще исчезнуть, если падение цен настолько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса.

На динамику спроса на тот или иной товар при неизменном доходе может оказывать воздействие и изменение цен на другие товары. Силу такого воздействия определяют перекрестным коэффициентом эластичности спроса по цене. Он показывает, насколько процентов изменится спрос на товар Х при однопроцентных колебаниях цены товара У: К.эл.с.ц. = изменение величины спроса (в %) : изменение цены (в %). Величина этого коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары. Они могут быть взаимосвязанными (К.эл.с.ху > 0), взаимодополняемыми (К.эл.с.ху < 0) и нейтральными (К.эл.с.ху = 0).

Спрос испытывает влияние и со стороны дохода покупателя. Количественно взаимосвязь дохода и спроса отражает коэффициент эластичности спроса по доходу, показывающий, что будет со спросом при однопроцентном изменении дохода.

К.эл.с.д. = изменение объема спроса (в%) : изменение дохода (в%).

Если этот коэффициент величина отрицательная, то товары называются недоброкачественными, а если — величина положительная, то товары нормальные. Товары могут относиться к предметам первой необходимости, когда 0 < К.эл.с.д < 1; второй необходимости, когда К.эл.с.д. = 1 и к предметам роскоши, когда К.эл.с.д. > 1 [4, с. 159].

2.2 Денежный рынок и спрос на деньги

 

Денежный рынок — это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег. Этот рынок имеет в своем составе институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения.

Спрос на деньги определяется функциями денег и их ликвидностью. Согласно классической количественной теории денег спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения:

 

MD=PQ/V,                                                                                    (4)

 

где MD — спрос на деньги;

Р — уровень цен;

Q — реальный объем производства;

V — скорость обращения денег.

Кейнсианская теория спроса на деньги отличается от классической тем, что в теории Кейнса главная роль отводится ставке процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит те ниже спрос на наличные деньги [5, с. 314].

Дж.М.Кейнс назвал свою модель спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности. Он считал, что люди сохраняют свое богатство, или активы, в форме денег прежде всего вследствие их высокой ликвидности либо возможности использовать их в качестве средства платежа. По мнению Кейнса, люди стремятся хранить часть своего богатства в виде денег по трем причинам:

1) возможность использовать деньги для платежей по текущим сделкам. Эту причину или, точнее, мотив он называет трансакционным мотивом. В переводе с английского этот термин означает деловой, связанный со сделками и платежами;

2) желание обеспечить будущие платежи. Кейнс называет это мотивом предосторожности, обеспечивающим реализацию неожиданных потребностей или возможностей в будущем. Например, вам. могут потребоваться деньги для ремонта дома, приобретения вещи при распродаже и т.п.;

3) желание избежать в будущем потери капитала, помещенного в ценные бумаги. Когда курс на ценные бумаги повышается, владелец, продавая их, увеличивает свой капитал. Предвидя в будущем понижение курса, он может заблаговременно продать их и тем самым избежать финансовых потерь. Такой мотив Кейнс называет спекулятивным.

В модели Кейнса спрос на деньги зависит от величины номинального дохода и процентной ставки. С увеличением дохода спрос на деньги возрастает, а с уменьшением — падает. При прочих равных условиях увеличение номинального дохода вызывает увеличение спроса на деньги, которое определяется трансакционным мотивом и мотивом предосторожности, проще говоря, мотивами текущих и будущих платежей.

Снижение нормы ссудного процента увеличивает спрос на деньги, обусловленный спекулятивным мотивом. Действительно, если процентная ставка на рынке ценных бумаг снижается, то это приводит к повышению курса этих бумаг, но со временем он понизится и, следовательно, держатели бумаг больше не будут получать того дохода, который имели раньше. Как раз в таких условиях важно вовремя угадать момент, когда ценные бумаги можно продать и оказаться в выигрыше. Именно это обстоятельство характеризует спекулятивный мотив.

Современная модель спроса на деньги во многом отличается от кейнсианской. Отличия эти состоят в том, что современная модель рассматривает также другие формы денежных активов, а не только наличные деньги и вклады до востребования. Кроме того, современная теория считает богатство определяющим фактором спроса на деньги. Если увеличивается общее богатство, то скорей всего будет возрастать и денежная масса. Сомнению подвергаются и мотивы, обусловливающие спрос на деньги, которые выдвигал Кейнс. Наконец, современная теория спроса на деньги учитывает инфляцию, поскольку она подрывает полезность денег как средства сбережения. Поэтому функцию спроса в этой теории можно выразить следующей формулой:

Информация о работе Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке.