Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа
Деньги - одно из величайших изобретений человечества. “Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти всё сделают для денег, и деньги почти всё сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка”
А теперь выделим основные аспекты номинализма с исторической точки зрения:
В своей денежной теорией номиналисты опирались на 2 функции денег - деньги как счётная единица и как средство платежа;
В процессе анализа понятия “ценности” номиналисты вышли к пониманию субъективности полезности данного товара для конкретного потребителя;
Теория номинализма является - кредитно-денежной теорией.
2.3. Количественная теория денег
Впервые
данную гипотезу выдвинул французский
ученый Ж. Воден в XVI в. Он объяснял дороговизну
товаров в Западной Европе увеличением
притока драгоценных металлов. Этой
идеи придерживались в XVII в. ШЛ. Монтескье,
Д.Юм, Дж.Милль, которые, однако,
В XVIII в. ярким представителем количественной теории денег был Д. Рикардо. Причем надо отметить, что его взгляды носили двойственный характер: с одной стороны, он признавал, что стоимость денег определяется затратами труда на их производство, а с другой — считал, что в отдельные периоды стоимость денежной единицы изменяется в зависимости от изменения количества денег. Таким образом Рикардо объяснял, в частности, причины обесценения банкнот Банка Англии после отмены размена их на золото в 1797 г.
К началу XX в. количественная теория денег стала господствовать в западной экономической мысли как важная составная часть неоклассической теории воспроизводства. Наибольшую популярность получили два варианта — трансакционный и кембриджский.
Трансакционный вариант (от англ. transaction — сделка), разработанный американским экономистом И. Фишером, основан на двояком выражении суммы товарообменных сделок за определенный период — как произведение количества денег М на среднюю скорость их обращения Y и как произведение количества реализованных товаров Q на их среднюю цену Р. Эту зависимость выражает «уравнение обмена»: MY = PQ.
Используя уравнение в духе количественной теории денег, Фишер сделал ряд допущений, «выключающих» влияние двух элементов: Y — скорости обращения денег и Q — количества реализованных товаров. Он предположил, что в течение краткосрочных периодов указанные величины являются неизменными: скорость обращения денег определяется долговременными факторами (степенью развития кредита, состоянием средств связи и т.д.), а производство товаров не может быть увеличено, так как согласно неоклассической доктрине для капитализма характерна полная занятость ресурсов.
Устранив из анализа Y и Q, Фишер оставлял одну причинную связь — от М (количество денег) к Р (уровню цен), что составляет суть количественной теории денег.
Кембриджский вариант количественной теории денег (или теории кассовых остатков) получил развитие в работах английских экономистов А. Маршалла, А. Пигу, Д. Робертсона. В отличие от Фишера они в основу своего варианта поставили не обращение денег, а их накопление у хозяйствующих субъектов. Основной принцип кембриджского варианта выражается формулой:
М =RPQ или Р = M/Q,
где М — количество денег; Р — уровень цен;
Q — физический объем товаров, входящих в конечный продукт;
к — часть годового дохода, которую участники оборота желают хранить в форме денег.
Кембриджская формула по существу идентична «уравнению обмена», так как к — величина, обратная показателю скорости обращения денег (к ~ 1/Y). Различие же в двух подходах заключалось в том, что если Фишер связывал постоянство скорости обращения денег с неизменностью факторов оборота, то английские экономисты — с психологией, т.е. привычками участников оборота. Однако конечный вывод обоих вариантов одинаков — изменение количества денег является причиной, а не следствием изменения цен.
Основная ошибка представителей количественной теории денег заключается в том, указывал К. Маркс, что, по их мнению, товары вступают в обращение без цены, а деньги без стоимости, «затем в этом процессе известная часть товарной мешанины обменивается на соответствующую часть металлической груды».
В 20—30-е гг. выявилась несостоятельность количественной теории денег — выяснилось, что скорость обращения денег, которую представители этой теории считали неизменной, подвержена резким колебаниям. Кроме того, кризис 1929—1933 гг. показал ошибочность и другой предпосылки — о максимальном использовании ресурсов. Более того, данная концепция не учитывает воздействие монополистических объединений на практику ценообразования, а считает такой процесс лишь результатом изменения количества денег в обращении. Все это определило падение популярности данной концепции.
Однако в 1960—1980 гг. наблюдается возрождение количественной теории денег в виде одного из неоклассических течений в политической экономии — монетаризма.
2.4. Современная количественная теория денег
Согласно данной теории количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры, поскольку существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта.
Монетаристская теория возникла в середине 50-х гг. в США как «чикагская школа», во главе которой стоял М. Фридмен. Он считал, что стихийному товарному хозяйству свойственна особая внутренняя устойчивость, обусловленная действием рыночных механизмов конкуренции и ценообразования. Сторонники этой теории выступают противниками кейнсианской концепции вмешательства в хозяйственные процессы. Они утверждают, что государственные мероприятия по стимулированию спроса, рекомендуемые кейнсианцами, не только не улучшают состояние экономики, но и порождают новые диспропорции и кризисные спады.
Широкое распространение монетаризм получил в 70-е гг., когда он использовался правительственными органами для борьбы со стагфляцией и явился теоретической основой для государственных программ денежно-кредитного регулирования экономики.
Несмотря на то что монетаризм имеет ряд направлений и теоретиков (К. Бруннер, А. Мельцер, Д. Лейдлер и др.), наиболее популярной является версия М. Фридмена, которая включает:
♦ количественную теорию денег, обосновывающую причинную связь между количеством денег в обращении и уровнем товарных цен;
♦ монетарную теорию промышленных циклов, согласно которой колебания хозяйственной конъюнктуры определяются предшествующими изменениями денежной массы;
♦ особый «передаточный» механизм воздействия денег на реальные факторы воспроизводства: не через норму процента, как полагали кейнсианцы, а через уровень товарных цен;
♦
положение о неэффективности
государственных мероприятий экономического
регулирования в связи с наличием изменяющихся
издержек (лагов) между изменением денежных
показателей и реальных факторов производства;
♦
«монетарное правило» (или правило
А-процентов), согласно которому
происходит автоматическое увеличение
денежной массы в обращении на несколько
процентов в год независимо от состояния
хозяйства, фазы цикла и тд.;
♦
систему плавающих валютных курсов
для «саморегулирования» внешнеэкономического
равновесия.
В очередной раз вернёмся к равенству MV=PT, хотя оно и не является само по себе количественной теорией, но лежит в её основе. Для превращения уравнения в теорию необходимо выполнение трёх предпосылок:
V и
Т должны быть неизменны
Равенства справедливо для долгосрочных периодов, а в краткосрочных идёт приспособление к долгосрочному равновесию.
В
четвёртой предпосылке
Прямой механизм.
Юм и Кантильон уделяли большое внимание характеру распределения прироста наличности. Они продемонстрировали, что рост количества денег повышает цены в той же пропорции только в случае нейтрального распределения избыточных наличных средств. Как писал Юм, если представить, будто все денежные средства в один момент удвоились, тогда цены начнут расти и в этом специальном случае вырастут вплоть до их удвоения.
Разберём этот пример более тщательно. Начнём с построения кривой спроса на номинальные денежные средства как функции от уровня цен. Этот спрос складывается из трансакционного спроса на активную наличность (M1) и спроса на пассивную наличность по спекулятивным соображениям (M2). Как и Локк, будем считать, что кривая трансакционного спроса имеет вид равносторонней гиперболы (М/Р=const) – рис 1. Теперь прибавляем спрос на пассивную наличность, выраженный функцией от процентной ставки; таким образом, функция M2 не зависит от уровня цен. Складывая графики обеих функций, получаем кривую спроса на все денежные средства, которая имеет более крутой наклон, нежели равностороння гипербола - рис 2. Если бы кривая спроса на деньги представляла бы равностороннюю гиперболу, то это означало бы, что индивид при падении цен, не смотря на улучшение своего положения, не изменит сумму реальной наличности, но типичный индивид предпочтёт уменьшить свою номинальную наличность, чтобы при том же уровне доходов купить по сниженным ценам товары.
Теперь,
что касается предложения денег.
Мы рассмотрим случай бумажных денег
т.к. в этом случае предложение денег
зависит от политики центрального банка
и не зависит от уровня цен. Следовательно,
кривая предложения на деньги представляет
собой вертикальную прямую. Начиная
от состояния равновесия между денежной
массой и уровнем цен в точке А пересечения
D1 и S1, мы будем удваивать предложение
денег, распределяя прирост средств в
равной пропорции относительно начальных
средств индивидов (нейтральное увеличение
М) - рис 3. Кривая спроса сместится вправо
(D2), потому что при большем количестве
денег в экономике, но при прежнем абсолютном
уровне цен люди предпочтут покупать больше
товаров и, следовательно, пожелают иметь
больше номинальной наличности для финансирования
возросшего объёма сделок. Возникает избыточное
предложение денег xy, тождественно равное
избыточному спросу на товары. Избыточный
спрос на товары оказывает на цены повышательное
давление вплоть до уровня 1/2Р. Цены должны
вырасти в той же пропорции, что и количество
денег, так как в противном случае кто-то
будет иметь в распоряжении неиспользуемые
денежные средства, которые вовсе не желает
держать в качестве таковых, и это приведёт
к дальнейшему росту цен. Таким образом,
новое равновесие установилось в точке
В при 2М/Р=М/Р. Аналогично для увеличения
исходной денежной массы в 3 раза равновесие
установится в точке С.
Рис.
3
Рассмотрим
кривую АВС - траекторию равновесия спроса
и предложения. Это равносторонняя гипербола
иллюстрирует при прочих равных условиях
влияние нейтрального роста количества
денег в экономике на абсолютный уровень
цен. Она показывает, что индивиды не стремятся
скорректировать свой спрос на реальную
наличность, если предложение денег и
уровень цен изменяются в равной пропорции.
В состоянии равновесия предложение не
оказывает никакого влияния на принимаемые
индивидами решения по поводу потребления
и инвестиций, т.к. все “реальные” величины
остаются без изменения. Подобное представление
теоремы о том, что пропорциональное увеличение
денежных средств каждого индивида приводит
к росту цен в той же пропорции, впервые
была сформулирована Пантикиным.
Косвенный механизм.
Классическая теория косвенного механизма, связывающего М и Р, построена на теории реального процента. Косвенный механизм был впервые установлен Генри Торнтоном в его работе “Принципы бумажно-денежного кредита в Великобритании (1802). Аргументировалось это так: денежное равновесие в экономике с наличием не денежных активов существует, только когда ставка процента на денежном рынке равна норме прибыли на вложенный капитал на товарных рынках. Дополнительное поступление денег на кредитный рынок может произойти только через банковскую систему; возросшее предложение заёмных средств понижает процентную ставку ниже уровня нормы прибыли; объём кредитования возрастает с ростом цен на инвестиционные товары, стимулирующим спрос на займы. В итоге возросший спрос на заёмные средства сравняется с их предложением. Тем на менее, всё время пока ставка процента остаётся ниже нормы прибыли, спрос на займы остаётся ненасыщенным. Вскоре спрос на кредит уравновесится с предложением, и ставка банковского процента опять начнёт расти. Если реальная норма прибыли осталась неизменной, равновесие устанавливается только в случае возвращения ставки процента к прежнему уровню. Цены выросли, но реальная процентная ставка не изменилась. Итак, в состоянии равновесия процентная ставка не зависит от количества денег в обращении.