Денежно-кредитной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:28, реферат

Описание работы

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 4
1.2. Цели денежно-кредитного регулирования 6
1.3. Инструменты кредитно – денежной политики 10
1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика 14
2. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики……….....…...18
2.1 Эффективность денежно-кредитной политики……………………......……...18
2.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики…………………....…...19
3. Кредитно-денежная политика в России 21
3.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году 21
3.2. Политика валютного курса 22
3.3. Денежная программа на 2009 год 24
3.4. Процентная политика 28
Заключение 32
Приложения………....…………………..........…………………………………......34
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Рефераттт.doc

— 626.50 Кб (Скачать)

3.3. Денежная программа на 2009 год

 

     Для мониторинга денежно-кредитных показателей  и их соответствия поставленной цели по уровню инфляции Банком России разрабатывается  денежная программа. Денежная программа представлена в пяти вариантах, разработанных в соответствии с основными вариантами прогноза социально-экономического развития на 2009 год, вариантами прогнозного платежного баланса страны и с учетом показателей проекта федерального бюджета на 2009 год, подготовленного Минфином России. Показатели денежной базы, включенной в программу, соответствуют прогнозным показателям спроса на деньги, рассчитанным исходя из ожидаемого темпа роста ВВП, динамики обменного курса и целевого ориентира по инфляции на предстоящий год. По оценкам Банка России, темп прироста денежной базы в узком определении в 2009 году может составить 19-28% в зависимости от вариантов. Во всех пяти вариантах предполагается, что состояние платежного баланса приведет к увеличению объема золотовалютных резервов органов денежно - кредитного регулирования. Однако дальнейшее накопление средств в Стабилизационном фонде Российской Федерации по-прежнему будет сглаживать эмиссионный эффект операций Банка России на валютном рынке, не приводя к значительному росту денежной базы. В этих условиях бюджетная политика может оказать существенное влияние на динамику денежного предложения и темпы инфляции.

     Первый  вариант денежной программы исходит из существенного уменьшения прироста денежного предложения, формируемого за счет динамики чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно - кредитного регулирования. При прогнозируемом увеличении денежной базы в узком определении по данному варианту на 332 млрд. рублей прирост чистых международных резервов оценивается на уровне 255 млрд. рублей, что в долларовом эквиваленте соответствует четырехкратному снижению по сравнению с текущим годом. Данные оценки сделаны в рамках первого сценария прогноза социально - экономического развития страны на 2009 год и исходят из предположения о существенном ослаблении платежного баланса, что будет препятствовать укреплению рубля в реальном выражении. В условиях недостаточности объема денежного предложения, формируемого по каналу увеличения чистых международных резервов, для удовлетворения прогнозируемого по данному сценарию спроса на деньги необходим рост чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования на 77 млрд. рублей. С учетом динамики чистого кредита федеральному правительству и изменения остатков средств субъектов Российской Федерации, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России чистый кредит расширенному правительству может сохраниться почти на уровне конца 2084 года. Увеличение чистого кредита банкам по данному варианту оценивается в 82 млрд. рублей. Основным каналом увеличения валового кредита банкам в этих условиях будет проведение операций прямого РЕПО с кредитными организациями. Дополнительно кредитные ресурсы могут быть предоставлены банкам за счет предоставления ломбардных кредитов и путем проведения сделок «валютный своп». Кроме того, Банк России при развитии ситуации по данному сценарию намерен осуществлять операции с кредитными организациями по покупке на вторичном рынке государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа.

     Во  втором варианте программы рост денежного предложения за счет увеличения чистых международных резервов на 485 млрд. рублей будет достаточен для обеспечения объема денежных средств, соответствующего прогнозируемой динамике спроса на деньги (прирост денежной базы в узком определении оценивается на уровне 400 млрд. рублей). В связи с этим по данному варианту денежной программы предполагается снижение чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования примерно на 85 млрд. рублей. Уменьшение чистого кредита расширенному правительству в данном варианте прогнозируется на уровне 120 млрд. рублей. В этих условиях прирост чистого кредита банкам оценивается в 37 млрд. рублей. В данном варианте Банк России также намерен использовать имеющиеся у него инструменты для предоставления ликвидности банкам в необходимом объеме.

     В третьем варианте, который соответствует третьему варианту развития российской экономики в 2005 году, цена на нефть сорта «Юралс» предполагается на уровне 128 долларов США за баррель. В условиях повышения положительного сальдо внешней торговли по сравнению с первым и вторым вариантами денежной программы увеличение денежного предложения будет еще в большей степени зависеть от роста чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования (597 млрд. рублей). Для обеспечения соответствия объема денежного предложения прогнозируемой динамике спроса на деньги (прирост узкой денежной базы  прогнозируется на уровне 421млрд. рублей) в целях недопущения нарастания инфляционных тенденций в экономике потребуется обеспечить уменьшение объема чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования на 176 млрд. рублей. В данном варианте в соответствии с проектом федерального бюджета на 2005 год предполагается увеличение объема Стабилизационного фонда Российской Федерации на 145 млрд. рублей с учетом предусмотренного отчисления части его прироста на покрытие несбалансированности бюджета по источникам и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации. Исходя из этого прогнозируется более значительное по сравнению со вторым вариантом программы снижение чистого кредита расширенному правительству (на 181 млрд. рублей) при сокращении чистого кредита федеральному правительству на 204 млрд. рублей. (См. таблицу 4) 

     В этом варианте с учетом динамики остатков средств на счетах кредитных организаций  в Банке России потребность в  увеличении чистого кредита банкам оценивается в 18 млрд. рублей. Банк России также сделал оценки показателей денежной программы для вариантов экономического развития,  характеризуемых более высоким уровнем мировых цен на нефть сорта «Юралс» (31 доллар США за баррель по четвертому варианту программы и 35 долларов США за баррель – по пятому варианту). В этих условиях при наличии благоприятных предпосылок для притока капитала в Россию прогнозируется существенное увеличение чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования (примерно на 27 и 35 млрд. долларов США соответственно).

     Для достижения цели по инфляции при реализации указанных вариантов может потребоваться абсорбирование избыточной ликвидности, в том числе за счет увеличения остатков на счетах расширенного правительства в Банке России. В этом отношении действующий механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации показал достаточно высокую эффективность. При этом Банк России с учетом возможного ускорения роста спроса на деньги будет использовать свои возможности по частичной стерилизации дополнительного денежного предложения, включая депозитные операции и операции с собственными облигациями (в том числе операции обратного РЕПО на длинные сроки), а также продажу государственных ценных бумаг из своего портфеля. Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока и оттока капитала и других показателей платежного баланса в целях достижения конечной цели денежно – кредитной политики.

3.4. Процентная политика

 

     В предстоящем году действия Банка  России будут направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжится тенденция  к повышению доступности внутридневных  кредитов и кредитов «овернайт» путем расширения круга региональных контрагентов. В 2009 году Банк России будет проводить операции рефинансирования путем проведения ломбардных кредитных аукционов на сроки, устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся на денежном рынке, предоставления банкам внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также осуществления операций «валютный своп». Кроме того, в целях предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов, Банк России предполагает проводить операции предоставления ломбардных кредитов Банка России по фиксированной процентной ставке на срок до 7 дней. Также в 2009 году кредитным организациям будет предоставлена возможность использования Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи для получения ломбардных кредитов Банка России (как на аукционной основе, так и по фиксированным процентным ставкам). В 2009 году Банк России намерен сохранить существующие возможности по предоставлению денежных средств кредитным организациям путем проведения сделок прямого РЕПО на срок от 1 до 90 дней.

     В целях расширения Ломбардного списка Банк России планирует включить в  указанный список высоколиквидные  ценные бумаги крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг. Операциям без обязательства обратного выкупа отводится роль инструмента, используемого тогда, когда изменение уровня ликвидности будет иметь долгосрочный характер. При этом в случае значительной дополнительной потребности кредитных организаций в денежных средствах Банк России намерен активизировать операции по покупке государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа.

     Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно - кредитной политики, способствующих достижению ее основной цели. В условиях меняющейся внешнеэкономической конъюнктуры важной задачей процентной политики будет сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, номинированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платежном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

     Переход к регулярному выпуску облигаций  Банка России и целенаправленное формирование емкого и ликвидного рынка  ОБР позволит в определенной мере усилить влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно - кредитной политики. В рамках реализации вариантов социально - экономического развития, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля. В этих условиях изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объемах, а с другой стороны - ограничению роста рыночных процентных ставок. В ситуации заметного снижения уровня ликвидности и активного использования инструментов рефинансирования роль процентных ставок при проведении денежно - кредитной политики может повыситься. В таких условиях потребуется поддержание процентных ставок на таком уровне, который, с одной стороны, способствовал бы предотвращению оттока капитала, но, с другой стороны, не препятствовал кредитованию реального сектора. Банку России для реализации поставленной ранее задачи перехода в среднесрочной перспективе к системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, необходимо совместно с Правительством Российской Федерации проводить целенаправленную работу по формированию единого эффективно функционирующего внутреннего денежного рынка, операции на котором будут одинаково доступны для широкого круга участников, по снижению трансакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитию рыночной инфраструктуры. Решение этих задач является одной из ключевых предпосылок для изменения роли процентных ставок по операциям Банка России в части их воздействия на рыночные процентные ставки. В 2009 году сохранится тенденция к последовательному снижению ставки рефинансирования Банка России. В настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок только по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп». При этом основная сумма денежных средств предоставляется Банком России кредитным организациям на аукционной основе (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). Процентные ставки по указанным инструментам денежно – кредитного регулирования в июле - октябре текущего года составляли 6 - 7,5% годовых. Вместе с тем в своей процентной политике кредитные организации ориентируются на уровень ставки рефинансирования. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством ставка рефинансирования, устанавливаемая Банком России, используется при расчете штрафов и пеней, ставок налогов, а также налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. Необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере.

     В ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно - кредитной и бюджетно-налоговой  политики, а также конкурентного  развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заемщиков в 2009 году можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по-видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.       

Заключение

 

     Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции. Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

     Одно  из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

     Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

Информация о работе Денежно-кредитной политики государства