Денежно-кредитной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:28, реферат

Описание работы

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 4
1.2. Цели денежно-кредитного регулирования 6
1.3. Инструменты кредитно – денежной политики 10
1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика 14
2. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики……….....…...18
2.1 Эффективность денежно-кредитной политики……………………......……...18
2.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики…………………....…...19
3. Кредитно-денежная политика в России 21
3.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году 21
3.2. Политика валютного курса 22
3.3. Денежная программа на 2009 год 24
3.4. Процентная политика 28
Заключение 32
Приложения………....…………………..........…………………………………......34
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Рефераттт.doc

— 626.50 Кб (Скачать)

     Антиинфляционная  политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию.  В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.

     Активная  антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

     Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой  комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны  на рис. 5. 

     Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.

2. Эффективность и  актуальность денежно-кредитной  политики 

2.1 Эффективность кредитно-денежной  политики 
 

Большинство экономистов  рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов. 

1. Быстрота и  гибкость. 

Кредитно-денежная политика может быстро меняться: буквально  ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку. 

2. Изоляция от  политического давления. 

По своей природе  кредитно-денежная политика мягче и  консервативнее в политическом отношении, чем другие виды политик, и представляется более приемлемой в политическом отношении. 

3. Монетаризм. 

Хотя большинство  экономистов считают кредитно-денежную политику действенным инструментом стабилизации, но монетаристы полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности. 

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. 

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а на инвестиции крута; кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику. 

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается расширением чистого экспорта, которое, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны. 
 

2.2 Актуальные вопросы  денежно-кредитной  политики 
 

Российская практика последних лет свидетельствуют  о необходимости приведения методов  формирования денежно-кредитной политики, параметров ее реализации в соответствии с требованиями экономического развития. Главный приоритет экономического развития - ускорение роста ВВП, поэтому реализация денежно-кредитной политики должна быть тесно связана с решением этой задачи. Важным условием повышения эффективности денежно-кредитной политики является учет структурных и институциональных изменений. Преувеличение значимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитии инфляции, приводили к переносу нагрузки по стабилизации ценовой динамики на денежно-кредитную политику, в результате чего создавалось давление на экономику. 

Кредитно-денежная политика не должна подстраиваться под  формирующуюся по законам экономическую  структуру, а должна передавать своё воздействие на экономику, которое  эту структуру и сформирует. 

Важным условием, обеспечивающим экономической системе импульс к развитию, является эмиссионный институт - Центральный Банк, который должен быть нацелен на решение внутриэкономических задач, ввод «новых» денег в национальную экономику. Для этого требуется создание набора принципов и стимулов, позволяющих направить некоторую часть совокупного денежного потока на указанные цели. Реализация этих принципов требует выбора соответствующих критериев предоставления кредита и активной политики регулирования процентных ставок. 

В российской экономике  процентная ставка утратила свое управляющее воздействие на формирование потенциала развития экономики. Нестабильность уровня процентных ставок создает для коммерческих банков ситуацию повышенного кредитного риска. Повышение эффективности процентной политики реализуется через активизацию операций на открытом рынке, которые в России в настоящее время недостаточно развиты. Активизация роли операций на открытом рынке невозможна без увеличения объема ценных бумаг с рыночными характеристиками. Банком России в этой связи намечен ряд мероприятий по формированию ликвидного рынка облигаций Банка России, которые усилят влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно-кредитной политики. 

Поэтому задачи совершенствования инструментария национальной денежно-кредитной политики и создания условий для повышения их эффективности по-прежнему остаются актуальными и значимыми. [11, С. 3] 

Можно перечислить  приоритеты денежно-кредитной политики, которые не в полном объёме согласуются  с теми ориентирами и целями, которые устанавливаются Центральным банком. 

1. Целевые ориентиры  социально-экономического развития  страны должны исходить из  текущей динамики экономических  процессов и предполагать положительную  динамику процессов в будущем  на основе: социальной стабильности, использование инструментов денежно-кредитной политики и за счёт увеличения государственного долга, дефицита бюджета. 

2. Денежно-кредитная  политика должна быть направлена  на гарантированное обеспечение  темпа экономического роста и  инфляции. Она должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую. Денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечивается валютная конкурентоспособность отечественной экономики. 

3. Денежно-кредитная  политика осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется  обеспечить повышение уровня  жизни населения и структурную  модернизацию экономики. 

4. Критерием эффективности денежно-кредитной политики является обеспеченность экономических структур деньгами. Денежно-кредитная политика не проводится отдельно от бюджетной, фискальной политики. Необходимо постоянно тестировать их на предмет сочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития. 

Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной  политики должно стать совершенствование  банковской системы. Развитие банковской системы будет способствовать активизации  трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.[17, С. 55] 
 

3. Кредитно-денежная политика в России

3.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году

 

     Банк  России, исходя из предварительных  расчетов состояния платежного баланса  страны, проекта федерального бюджета  на 2009 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2009 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5%. Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7-8%. При некотором ухудшении состояния платежного баланса (по первому варианту) снижение притока иностранной валюты обусловит замедление процесса накопления золотовалютных резервов, активизирует ослабление рубля и повысит привлекательность активов в иностранной валюте. В этих условиях снижение скорости обращения денег в 2009 году будет происходить медленнее, чем в 2008 году, и может составить по агрегату М2 (денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, в этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте) 8-11%, что при более низких темпах экономического роста по сравнению с 2008 годом определит диапазон изменения темпов роста спроса на деньги на уровне 20-24%. Условия второго и третьего вариантов при ценах на нефть в диапазоне от 126 до 148 долларов США за баррель можно определить как достаточно благоприятные для российской экономики, способствующие высоким темпам роста ВВП и доходов экономических агентов. При более благоприятном по сравнению с первым вариантом состоянии платежного баланса на фоне продолжения накопления золотовалютных резервов тенденция к укреплению рубля в реальном выражении сохранится. Снижение скорости обращения денег в этих вариантах может быть более значительным по сравнению с первым вариантом (11-14%). Диапазон изменений темпов роста спроса на деньги может составить 24-28% по второму варианту, 26-30% по третьему варианту. В случае развития внешнеэкономической конъюнктуры по четвертому или пятому варианту прогноза платежного баланса при среднегодовых ценах на российскую нефть в пределах 131-155 долларов США за баррель, рост экономической активности может быть более высоким, а снижение скорости обращения денег -  более интенсивным (свыше 14%), вследствие чего спрос на деньги будет формироваться на более высоком уровне – в диапазоне 30-32%. Сильный платежный баланс, обусловливающий увеличение золотовалютных резервов, будет способствовать обеспечению роста денежного предложения в соответствии с растущим спросом на деньги.

     Банк  России не рассматривает расчетные  параметры роста спроса на деньги по указанным вариантам как жестко заданные границы темпов роста денежной массы и не исключает возможности выхода за эти границы.

3.2. Политика валютного курса

 

            В 2009 году будет продолжена реализация курсовой политики Банка России в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. Перспективной задачей Банка России будет создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В будущем это позволит перейти к полноценному инфляционному таргетированию в качестве модели проводимой денежно - кредитной политики, в рамках которой количественные обязательства органов денежно - кредитного регулирования по поддержанию ценовой стабильности будут выполняться преимущественно путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики центрального банка.

     Вместе  с тем состояние платежного баланса  России, уровень и динамика развития российского рынка ценных бумаг, а также финансового рынка в целом предопределяют то, что и в 2009 году основным фактором изменения денежного предложения останутся операции Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Достаточно гибкая курсовая политика должна будет вносить свой вклад в ограничение роста потребительских цен и сдерживание реального укрепления рубля, обеспечивая адаптацию российской экономики к возможным изменениям внешней и внутренней экономической конъюнктуры и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне. В 2009 году определенное сдерживание реального укрепления рубля будет осуществляться с учетом необходимости создания условий, как для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, так и для решения задачи модернизации экономики, осуществляемой, в том числе за счет импорта современных технологий и оборудования. Однако в связи с тем, что перспективы развития ситуации на мировом финансовом рынке в 2009 году отличаются повышенной неопределенностью, а его влияние на состояние внутреннего финансового рынка будет усиливаться, количественные оценки возможного изменения реального эффективного курса рубля за предстоящий год лежат в достаточно широком диапазоне. Одной из задач курсовой политики на 2009 год останется предотвращение резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса будет использоваться стоимость корзины из двух основных мировых валют - евро и доллара США, достаточно хорошо отражающая эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам. Исходя из основных прогнозных параметров экономического развития России в 2009 году, учитывающих сохранение благоприятной конъюнктуры на мировых рынках товаров, составляющих основу российского экспорта, и высокой степени неопределенности возможной направленности и масштабов  трансграничных потоков капитала, Банк России считает, что повышение реального эффективного курса рубля за год не должно превысить 8%. При менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре реальный эффективный курс может остаться практически неизменным. Изменения реального эффективного курса в этом диапазоне обеспечат приемлемый баланс между поддержанием текущей конкурентоспособности отечественного производства и созданием условий для модернизации российской экономики в среднесрочной перспективе, а также будут содействовать снижению темпов инфляции.

Информация о работе Денежно-кредитной политики государства