Денежно-кредитной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:28, реферат

Описание работы

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 4
1.2. Цели денежно-кредитного регулирования 6
1.3. Инструменты кредитно – денежной политики 10
1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика 14
2. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики……….....…...18
2.1 Эффективность денежно-кредитной политики……………………......……...18
2.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики…………………....…...19
3. Кредитно-денежная политика в России 21
3.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году 21
3.2. Политика валютного курса 22
3.3. Денежная программа на 2009 год 24
3.4. Процентная политика 28
Заключение 32
Приложения………....…………………..........…………………………………......34
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Рефераттт.doc

— 626.50 Кб (Скачать)
  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование банков;
  5. валютное регулирование;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения.

     1. Процентные ставки.

     Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

     Повышая или понижая процентные ставки, Центральный  банк оказывает воздействие на возможности  коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в  свою очередь влияет на экономический  рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

     Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге  активизируется платежный баланс, увеличивается  предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

     2. Резервные требования.

     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

     Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы, используемый для  контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

     3. Операции на открытом  рынке.

     Одним из самых важных средств регулирования  денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются  в продаже или покупке центральным  банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

     В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

     В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано,  прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

     4. Рефинансирование  банков.

     Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

     Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

     Кредиты Банка России предоставляются в  соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

     5. Валютное регулирование.

     Валютное  регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

     6. Ориентиры роста  денежной массы.

     Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России  может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

     7. Селективное регулирование.

     Кроме вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и  увещеваний.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

     Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

     Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие,  проводимое  в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на рис. 4. 

     Современная кредитно-денежная система характеризуется  распределением функций между разными  институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются  коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

     Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными  усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом  кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который  строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства.  Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для  реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 1). 

     При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование  ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы  обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

     При   реализации кредитно-денежной политики  центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег)  обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки  могут обслуживать товарообмен несколько раз  (V) в году. Таким образом:

      , или   

     Структура денежной массы  представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных  агрегатов  представлена в таблице 2.

     Иногда  в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит  из суммы M3  и всех существующих ценных бумаг.

     Регулирование размеров эмиссии денег, величины и  структуры денежной массы  необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.

     Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Различают несколько типов инфляции.(См.таблицу 3)

     Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает  характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.

     Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен.

     

     где Р2 – средний уровень цен в  текущем году,  а Р1- средний уровень цен в прошлом году.

     Инфляция  чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение  доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара.  Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту. Борьба с инфляцией является одним из важнейших составляющих элементов не только кредитно-денежной, но и антициклической политики.

Информация о работе Денежно-кредитной политики государства