В
анализируемом документе ЦБ РФ фактически
разделяет эту точку зрения, хотя
пока и не хочет полностью отказываться
от манипулирования курсом.
Заключение.
Большинство
экономистов рассматривают денежно–кредитную
политику в качестве неотъемлемой части
национальной стабилизационной политики.
Действительно, в пользу денежно–кредитной
политики можно привести несколько
конкретных доводов.
1.Быстрота
и гибкость.
По
сравнению, например, с фискальной политикой3
денежно – кредитная политика может быстро
меняться. Применение соответствующей
фискальной политики может быть надолго
отсрочено из–за обсуждений в парламенте.
Иначе обстоит дело с денежно–кредитной
политикой: буквально ежедневно принимаются
решения о покупке и продаже ценных бумаг,
что быстро влияет на денежное предложение
и процентную ставку.
2.Изоляция
от политического давления.
По
своей природе денежно-кредитная
политика мягче и консервативнее
в политическом отношении, чем фискальная
политика. Изменения в государственных
расходах непосредственно влияют на
распределение ресурсов, а налоговые
изменения, без сомнения, могут иметь
далеко идущие политические последствия.
Денежно–кредитная политика, наоборот,
действует мягче и потому представляется
более приемлемой в политическом
отношении.
3.Монетаризм.
Хотя
большинство экономистов считают
как фискальную, так и денежно–кредитную
политику действенными инструментами
стабилизации, так называемые монетаристы
полагают, что изменения денежного
предложения–ключевой фактор определения
уровня экономической активности, а фискальная
политика относительно неэффективна.
Однако
необходимо признать, что денежно–кредитная
политика в реальной действительности
сталкивается с рядом сложностей.
Минусы
денежно – кредитной политики:
избыточные резервы, появляющиеся в
результате политики дешевых денег,
могут использоваться банками для
расширения предложения денег; вызванное
денежно–кредитной политикой изменение
денежного предложения может
быть частично компенсировано изменением
скорости обращения денег; воздействие
денежно–кредитной политики ослабится,
если кривая спроса на деньги полога, а
кривая спроса на инвестиции крута; к
тому же кривая спроса на инвестиции может
сместиться, нейтрализовав денежно–кредитную
политику.
Денежно–кредитные
учреждения сталкиваются с дилеммой–они
могут стабилизировать процентные
ставки или предложение денег, но
не то и другое одновременно. В период
после второй мировой войны направление
денежно–кредитной политики было перенесено
со стабилизации процентных ставок на
контроль за денежным предложением, а
затем денежно–кредитная политика
стала более прагматической.
Влияние
политики дешевых денег на ЧНП
усиливается сопутствующим расширением
чистого экспорта, которое, в свою
очередь, ускоряется понижением процентной
ставки в стране. Аналогичным образом
политика дорогих денег усиливается
сужением чистого экспорта. При определенных
условиях может возникнуть альтернатива–использовать
денежно–кредитную политику для
воздействия на стоимость доллара
и тем самым для уничтожения
дисбаланса торговли или же использовать
денежно–кредитную политику в целях
экономической стабилизации внутри
страны.
Важная
задача современного этапа экономического
развития России – выявление и
эффективное использование всех
ресурсов, обеспечивающих переход к
инновационному развитию экономики. Существенную
роль в этом процессе играет адекватное
использование денежно – кредитных
и валютных факторов.
Современный
финансово – экономический кризис
в значительной степени позволил
осознать, что многое зависит от
эффективности управления денежными
потоками и монетарными процессами,
от проведения эффективной денежно
– кредитной и банковской политики,
которая должна соответствовать
цклям государственной экономической
политики. В связи с этим нужно
осознать необходимость модернизации
денежно – кредитной политики,
проводимой в нашей стране, в интересах
инновационного экономического роста,
стабильности цен, активизации роли
банковской системы в реализации
государственной экономической
политики.