Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель работы: изучение теоретических и практических основ денежно-кредитной политики
Методы исследования: сравнения, аналитический, графический, экономико-математический
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и другие положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Примечание –[8,с.351]
Следовательно, выбор цели устойчивости белорусского рубля в качестве приоритетной обладает рядом достоинств:
во-первых, в условиях малой открытой экономики стабильный валютный курс
обеспечивает наиболее благоприятные условия для динамичного развития внешнеэкономических связей, тем самым способствуя интеграции экономики в
систему глобальных экономических процессов;
во-вторых,
динамика валютного курса в условиях
нестабильной экономики является более
точным ориентиром и показателем
эффективности Национального
в-третьих, стабильность валютного курса является подтверждением правильности денежно-кредитной политики и залогом достижения других её целей.
Значит, обменный курс белорусского рубля по праву имеет ключевую позицию в реализации денежно-кредитной политики.
Так, можно заметить, что с января по октябрь 2011г. валютный курс белорусского рубля подвергался регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 2.1). Этого требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменчивость курсов ведущих мировых валют, усиление инфляционных и девальвационных ожиданий в начале 2011 года, связанных с недостаточным притоком иностранной валюты в страну, а также многолетним отрицательным сальдо торгового баланса(Приложение В, рис.В.1),которое с 2006 г. заметно стремится вниз, создавая при этом проблему роста внутреннего валового продукта.
Таблица 2.1 – Средний официальный курс белорусского рубля |
|||||||||
по отношению к иностранным валютам за 2011 год |
|||||||||
рублей |
|||||||||
Период |
Средний официальный курс белорусского |
||||||||
рубля по отношению к: |
|||||||||
российскому |
доллару США |
евро |
|||||||
рублю |
|||||||||
январь |
99,97 |
3 010,84 |
4 020,71 |
||||||
февраль |
102,84 |
3 015,19 |
4 113,44 |
||||||
январь – февраль |
101,39 |
3 013,02 |
4 066,81 |
||||||
март |
106,19 |
3 024,67 |
4 227,17 |
||||||
январь – март |
102,97 |
3 016,90 |
4 119,57 |
||||||
апрель |
108,44 |
3 048,27 |
4 398,77 |
||||||
январь – апрель |
104,31 |
3 024,71 |
4 187,67 |
||||||
май |
127,00 |
3 547,97 |
5 084,68 |
||||||
январь – май |
108,50 |
3 122,79 |
4 353,42 |
||||||
июнь |
177,86 |
4 976,21 |
7 158,97 |
||||||
апрель – июнь |
134,80 |
3 775,52 |
5 430,19 |
||||||
январь – июнь |
117,81 |
3 374,96 |
4 729,70 |
||||||
июль |
178,01 |
4 970,37 |
7 102,69 |
||||||
январь – июль |
124,97 |
3 566,86 |
5 012,57 |
||||||
август |
174,82 |
5 016,35 |
7 193,26 |
||||||
январь – август |
130,32 |
3 722,19 |
5 244,07 |
||||||
сентябрь |
175,56 |
5 363,37 |
7 408,03 |
||||||
июль – сентябрь |
176,12 |
5 113,74 |
7 233,53 |
||||||
январь – сентябрь |
134,71 |
3 876,37 |
5 449,28 |
||||||
октябрь по 26 число |
202,59 |
6391,62 |
8716,29 |
Примечание –Источник:[16]
Для достижения поставленных целей определяемых денежно-кредитной политикой Национальный банк использует имеющийся в его распоряжении инструментарий.
1)Регулирование официальных процентных ставок предполагает установление Национальным банком: базовой ставки рефинансирования и ставки по операциям на финансовом рынке. При этом номинальная величина базовой ставки рефинансирования устанавливается исходя из фактических и прогнозных темпов инфляции, ситуации на валютном и денежном рынках, необходимости её поддержания на уровне, способствующем обеспечению большей доходности по рублёвым активам по сравнению с валютными. Ставки по операциям на финансовом рынке устанавливаются на основе оперативного анализа ликвидности банковской системы и конъюнктуры финансового рынка.
Согласно таблице 2.2 в течение 2010 года наблюдалось снижение ставки рефинансирования, что соответствовала прогнозным показателем, но уже с марта 2011г. происходит её увеличение, связанное с необходимостью регулирования денежной массы (Приложение В, рис В.2)и ввиду усиления инфляционного давления.
Дата, начала действия |
Размер базовой ставки рефинансирования (учётной ставки) % годовых |
14.10.2011 |
35 |
14.09.2011 |
30 |
01.09.2011 |
27 |
17.08.2011 |
22 |
13.07.2011 |
20 |
22.06.2011 |
18 |
01.06.2011 |
16 |
18.05.2011 |
14 |
20.04.2011 |
13 |
16.03.2011 |
12 |
15.09.2010 |
10,5 |
18.08.2010 |
11 |
14.07.2010 |
11,5 |
12.05.2010 |
12 |
19.04.2010 |
12,5 |
17.02.2010 |
13 |
Таблица 2.2 – Ставка рефинансирования
Примечание –Источник:[16]
2)Норматив обязательных резервов устанавливается на основе усреднённого формирования резервных требований, что позволяет на безэмиссионной основе использовать часть фонда обязательных резервов для регулирования текущей ликвидности, что способствует сглаживанию колебаний ликвидности коммерческих банков и процентных ставок межбанковского кредита.
В соответствие с таблицей 2.3 наблюдается увеличение величины обязательных резервов, в частности с марта 2011,когда был повышен процента норматива резервов на 3% и составил 9%.
Таблица 2.3 –Размер и структура фонда обязательных резервов (ФОР) | ||||||
млн. рублей |
||||||
Расчетный период |
Период выполнения |
Резервные требования | ||||
фиксированная часть |
усредняемая часть | |||||
дата начала |
дата окончания |
по расчету |
средняя величина фактических ежедневных остатков | |||
Июнь 2010 г. |
14.07.2010 |
17.08.2010 |
239 897,8 |
2159079,9 |
2 161 021,6 | |
Июль 2010 г. |
18.08.2010 |
14.09.2010 |
245 780,3 |
2 212 022,6 |
2 216 414,9 | |
Август 2010 г. |
15.09.2010 |
12.10.2010 |
250 589,6 |
2 255 306,1 |
2 258 181,9 | |
Сентябрь 2010 г. |
13.10.2010 |
16.11.2010 |
260 866,2 |
2 347 795,4 |
2 351 607,9 | |
Октябрь 2010 г. |
17.11.2010 |
14.12.2010 |
267 398,6 |
2 406 587,3 |
2 410 225,5 | |
Ноябрь 2010 г. |
15.12.2010 |
18.01.2011 |
282 683,4 |
2 544 150,2 |
2 547 089,3 | |
Декабрь 2010 г. |
19.01.2011 |
15.02.2011 |
303 889,9 |
2 735 009,2 |
2 737 852,7 | |
Январь 2011 г. |
16.02.2011 |
15.03.2011 |
311 680,9 |
2 805 128,1 |
2 808 654,0 | |
Февраль 2011 г. |
16.03.2011 |
12.04.2011 |
376 545,4 |
3 388 908,8 |
3 395 691,3 | |
Март 2011 г. |
13.04.2011 |
17.05.2011 |
391 702,0 |
3 525 303,8 |
3 530 775,2 | |
Апрель 2011 г. |
18.05.2011 |
14.06.2011 |
410 956,0 |
3 698 603,9 |
3 705 705,3 | |
Май 2011 г. |
15.06.2011 |
12.07.2011 |
425 209,1 |
3 826 881,7 |
3 830 412,6 | |
Июнь 2011 г. |
13.07.2011 |
16.08.2011 |
557 594,9 |
5 018 353,8 |
5 018 564,9 | |
Июль 2011 г. |
17.08.2011 |
13.09.2011 |
537 606,7 |
4 838 460,7 |
4 850 747,2 | |
Август 2011 г. |
14.09.2011 |
11.10.2011 |
549 876,2 |
4 930 978,7 |
– |
Примечание –Источник:[16]
3)Операции на открытом рынке используются Национальным банком в двух вариантах: для поддержки ликвидности, изъятия ликвидности.
Так за январь-август 2011 одновременно с увеличением ставки рефинансирования уровень ставок по постоянно доступным операциям регулирования, формирующий верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном рынке, был увеличен на 16 процентных пунктов (по кредиту овернайт и сделкам СВОП овернайт – с 16 до 32%), а с 1 сентября – до 37%. Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности, формирующие нижнюю границу, возросли на 9 процентных пунктов (по депозитам овернайт с 7 до 16%), а с 1 сентября до 18%.
4) Кредиты банкам предоставляются как обеспеченные, так и без обеспечения в целях поддержания ликвидности. В каждом отдельном случае решение принимается Правлением Национального банка.
5)Интервенции на валютном рынке проводятся для поддержания курса белорусского рубля, обеспечения эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы, управления золотовалютными резервами.
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что на данном этапе Национальный банк проводит относительно ограничительную политику, ввиду обесценивания белорусского рубля по отношению к корзине валют.
Между тем хотелось бы отметить положительную динамику: рост внутреннего валового продукта – в сопоставимых ценах за январь-август увеличился на 9,1% к уровню января-августа 2010 (при прогнозе на год 9-10%); инвестиции в основной капитал увеличились на 18,9% (за тот же период 2010 на 6,7%); увеличились реальные денежные доходы на 10,2%, несмотря на падение покупательной способности денег; увеличились процентные ставки на депозитном рынке по доходности белорусского рубля под воздействием процентной политики Национального банка, благодаря чему увеличился приток депозитов населения.
Подводя итог, следует сказать, что выполнение основных показателей на 2011 на данном этапе относительно достигнуто. Но для дальнейшего повышения эффективности денежно-кредитной необходима в первую очередь «финансовая стабилизация», так как только при её наличии денежно-кредитная система имеет способность сохранять свойства при неблагоприятных внешних воздействиях и создаёт благоприятные условия для проведения монетарной политики, не провоцирующей рост цен, падение обменного курса национальной денежной единицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Денежно-кредитная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.
Конечные цели денежно-кредитной политики совпадают с целями общегосударственной политики.
Выбор промежуточных ориентиров и инструментов регулирования, как и их эффективность, зависят от типа проводимой политики и состояния экономики в целом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные банки.
Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алымов.Ю. Эффективность
монетарной политики как
2 Бобко А. Фискальная
и монетарная политики: необходимость
и предпосылки координации/А.
3 Головнин М.Ю. Теоретические основы денежно-кредитной политики в условиях глобализации– М.: Институт экономики РАН, 2008–48с.
4 Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс/учебное пособие/ кол.авторов; под ред.заслуж. деят. науки РФ, д-ра экон.наук,проф. И.О.Лаврушина.–4-е изд., стер.–Москва: КНОРУС, 2010.– 320с.
5 Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. Г.Н.Белоглазовой.– Москва: Высшее образование,2009.– 392с.
6Комков В., Абакумова Ю. Трансформация
механизма денежной трансмиссии в экономике
Республики Беларусь/ В. Комков, Ю. Абакумова//
Банковский вестник.–2011.–№16(525)–С.14-
7Корчагин О. Особенности трансмиссионного
механизма в Республике Беларусь/О.Корчагин//
8Крук Д.Э. Выбор инструментов монетарной политики в Беларуси в условиях инфляционного тартегирования/ Д.Э. Крук // Проблемы выбора эффективной денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики: сборник докладов II Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2008 г. / Национальный банк Республики Беларусь, ред. кол. П.В. Каллаур [и др.]. – Минск, 2008. – С. 342-365.
Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность