Денежное обращение иего виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении самого понятия денежного обращения, а также методов его регулирования. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты денежного обращения;
- найти взаимосвязь налично-денежного и безналичного денежного обращения;
- изучить методы регулирования денежного обращения;
- определить факторы, влияющие на устойчивость денежного обращения;
- рассмотреть особенности регулирования денежного обращения Центральным банком РФ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Денежное обращение и его виды …………………………… 5
1.1. Понятие денежного обращения ………………………………………5
1.2. Наличное и безналичное денежное обращение …………………...6 Закон денежного обращения……………………………………….. 9
1.4.Проблемы регулирования денежного обращения …………………...12
Глава 2. Проблемы регулирования денежно обращения Центральным Банком РФ……………………………………………………………….19
2.1 Процентные ставки по операциям Банка России
и рефинансирование банков ……………………………………….19
2.2 Нормативы обязательных резервов и операции
на открытом рынке …………………………………………………22
2.3 Депозитные операции и валютное регулирование……………...29
2.4 Второстепенные методы регулирования ………………………….31
Заключение………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011-3 сем..doc

— 284.00 Кб (Скачать)

 

 Рис. 2. Схема системы регулирования денежного обращения в развитых странах

          Основными показателями денежной политики являются: валютный курс, денежные агрегаты, инфляция, процентная ставка, обязательные резервы банковской системы. В развитых странах накоплен большой, но противоречивый опыт использования указанных показателей. В разные периоды времени предпочтение оказывалось какому-либо из них. Однако практика неизменно показывала не только преимущества применения того или иного индикатора, но и существенные недостатки. При выборе конкретного целевого показателя у денежных властей должна оставаться свобода воздействия на прочие возможные показатели в целях обеспечения общей сбалансированности мер по регулированию денежного обращения. Целесообразно использовать не какой-то один целевой показатель, а их сбалансированную систему.

В настоящее время распространенным методом проведения денежной политики в развитых странах является инфляционное таргетирование. Оно представляет собой выбор таких параметров динамики цен, которые становятся целью Центрального банка при проведении денежной политики.

Инфляционное таргетирование основывается на следующих теоретических положениях: не имея возможности прямого воздействия на цены через изменения денежных агрегатов, центральные банки способны создавать у хозяйствующих субъектов позитивные ожидания относительно темпов инфляции в будущем периоде; инфляционное таргетирование не является правилом денежной политики в строгом смысле этого понятия, поскольку оно не основывается на устойчивой взаимосвязи между макроэкономическими переменными, а представляет собой систему косвенного влияния на динамику цен; инфляционное таргетирование состоит в обеспечении соответствия и взаимообусловленной динамики основных макроэкономических параметров: номинального ВВП, денежных агрегатов, обязательных резервов, процентной ставки, валютного курса; важной чертой инфляционного таргетирования является долгосрочный характер осуществляемой денежной политики.

Таргетирование инфляции в шести развитых странах (Австралии, Великобритании, Канаде, Норвегии, Новой Зеландии, Швеции) имеет как общие черты, так и специфические особенности. К общим чертам относятся: установление не точных значений таргетируемой инфляции, а диапазона возможных колебаний; использование в качестве ориентиров для изменения денежной политики квартальных показателей роста цен; проведение таргетирования инфляции в течение длительного периода (Австралия и Швеция – с 1993 г.); предоставление центральным банкам широких полномочий при осуществлении инфляционного таргетирования; применение процентной ставки в качестве операционной цели при инфляционном таргетировании.

К преимуществам инфляционного  таргетирования прежде всего относятся  создание позитивных ожиданий и предоставление хозяйствующим субъектам возможности  принятия долгосрочных финансовых решений. Это позволяет оказывать мерами денежной политики непосредственное влияние на реальный сектор экономики, избегать рецессий, стимулируя экономический рост.

При использовании инфляционного  таргетирования в России следует  принимать во внимание, что реализация такой политики потребует определенный переходный период. Как показывает мировой опыт, снижение темпа роста цен до 1–3% в год относительно безболезненно происходит в экономике, в которой инфляция не превышает 6% в год. В противном случае имеет место жесткая перестройка экономики, сопровождающаяся снижением темпов экономического роста и увеличением безработицы. Наиболее эффективным путем денежной политики Банка России может стать постепенное, заранее планируемое и объявляемое снижение ставки рефинансирования. Это позволит сформировать у хозяйствующих субъектов позитивные рациональные ожидания, стабилизировав уровень цен и рентабельность в реальном секторе. Такая политика даст возможность избежать использования жестких мер для обеспечения количественных показателей инфляции, которые угрожали бы замедлением экономического роста и ростом безработицы. Кроме того, необходимо повысить управляемость краткосрочной ставкой процента за счет развития кредитных операций Банка России.

             Для обоснованного выбора целевого количественного показателя денежной политики большое значение имеет анализ взаимосвязей процентной ставки с резервами банковской системы. Резервы коммерческих банков подразделяются на обязательные и избыточные. Первые хранятся на специальных счетах в центральных банках и рассчитываются в процентах от общей суммы депозитов, аккумулированных в коммерческих банках на определенный период. Вторые могут формироваться самими коммерческими банками, исходя из их представлений о рисках ликвидности и кредитных рисках. На момент расчета необходимого объема обязательных резервов, хранимых коммерческими банками в центральном банке, эти резервы могут оказаться как в излишке, так и в недостатке. В первом случае определенный объем денежных средств должен быть возвращен конкретному коммерческому банку; во втором – внесен им на специальный счет. В данном варианте денежной политики основное внимание должно уделяться снижению размаха колебаний ставки по избыточным обязательным резервам. При этом условиями стабильности денежного обращения станут, во-первых, равные темпы изменения обязательных резервов и денежной массы; во-вторых, непревышение роста цен над увеличением реального ВВП.

            Радикальным способом стабилизации  денежного обращения являются  денежные реформы. Однако для  их успешного проведения в стране должны быть созданы  необходимые экономические и политические условия. План проведения денежной реформы, ее содержание зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных возможностей укрепления денежного обращения в стране. [9, с.23]

 

  1. Проблемы регулирования денежного обращения Центральным Банком РФ.

 

      Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. №86-ФЗ основными инструментами и методами денежно–кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки  по операциям Банка России;

- нормативы обязательных  резервов;

- операции на открытом  рынке;

- рефинансирование банков;

- депозитные операции;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров  роста денежной массы;

- прямые количественные  ограничения;

- эмиссия облигаций  Банка России. [18,с.7]

2.1 Процентные ставки по операциям Банка России и рефинансирование банков

  Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он устанавливает свои операции.  Это один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия  на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. [8, с.47] Это ставка рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки  и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Ключевое значение в  системе процентных ставок Банка  России имеет ставка рефинансирования (учетная ставка). Изменение ставки рефинансирования информирует участников финансового рынка об оценке Банком России направлений изменений в экономике и инфляционной ситуации. Верхней границей процентных ставок на денежном рынке является ставка по кредитам «овернайт», нижней границей – ставка по депозитным операциям. В 2000 – 2001гг. ставка рефинансирования была снижена с 55 до 25%, а в февраля 2011 г.. – до 7,75%, но уже в мая 2011г. – возросла до 8, 25% и ниже 7% в 2012г.. Такое  изменение процентных ставок отражало замедление темпов инфляции, снижение процентных ставок на межбанковском рынке и одновременно способствовало снижению инфляционных ожиданий.

В 2011г. Банк России стремился к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне с целью стимулирования спроса на заемные средства со стороны реального сектора экономики и экономического роста.

Рефинансирование  банков - это кредитование Банком России  коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. В 1996г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997г. с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом  ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997г. до 28%, а в феврале 1998г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума -  150%, с июня 1998г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999г. – 55%. В феврале 2011г. – 8 % (табл.4) [10]

 

         Причины таких резких скачков  ставки рефинансирования кроются  в финансовом кризисе, начавшемся  в ноябре 1997г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов Банк России увеличивает доходность, государственных ценных бумаг, повышая ставку рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998г. и возобновлен в декабре 1999г. [3, с.234]

 

Табл.4

 

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Срок, с которого 
установлена ставка

Размер  ставки 
рефинансирования 
(%, годовых)

Документ, в котором сообщена ставка

с 28 февраля 2011 г.

8,00

Указание ЦБ РФ от 25.02.2011 №2583-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 01 июня 2010 г.

7,75

Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 №2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 30 апреля 2010 г.

8,00

Указание ЦБ РФ от 29.04.2010 №2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 29 марта 2010 г.

8,25

Указание ЦБ РФ от 26.03.2010 №2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 24 февраля 2010 г.

8,50

Указание ЦБ РФ от 19.02.2010 №2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 28 декабря 2009 г.

8,75

Указание ЦБ РФ от 25.12.2009 №2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 25 ноября 2009 г.

9,00

Указание ЦБ РФ от 24.11.2009 №2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 30 октября 2009 г.

9,50

Указание ЦБ РФ от 29.10.2009 №2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 30 сентября 2009 г.

10,00

Указание ЦБ РФ от 29.09.2009 №2299-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 15 сентября 2009 г.

10,50

Указание ЦБ РФ от 14.09.2009 №2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 10 августа 2009 г.

10,75

Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 №2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 13 июля 2009 г.

11,00

Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 №2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 05 июня 2009 г.

11,50

Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 №2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 14 мая 2009 г.

12,00

Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 №2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 24 апреля 2009 г.

12,50

Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 №2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 1 декабря 2008 г.

13,00

Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 №2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 12 ноября 2008 г.

12,00

Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 №2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 14 июля 2008 г.

11,00

Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 №2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 10 июня 2008 г.

10,75

Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 №2022-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 29 апреля 2008 г.

10,50

Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 №1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

с 4 февраля 2008 г.

10,25

Телеграмма ЦБ РФ от 01.02.2008 N 1975-У

с 19 июня 2007 г.

10,0

Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 г. N 1839-У

с 29 января 2007 г.

10,5

Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 г. N 1788-У

с 23 октября 2006 г.

11

Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 г. N 1734-У

с 26 июня 2006 г.

11,5

Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 N 1696-У

с 26 декабря 2005 г.

12

Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 N 1643-У

с с 15 июня 2004 г.

13

Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 N 1443-У

с 15 января 2004 г.

14

Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 N 1372-У

с 21 июня 2003 г.

16

Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 N 1296-У

с 17 февраля 2003 г.

18

Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 N 1250-У

с 7 августа 2002 г.

21

Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 N 1185-У

с 9 апреля 2002 г.

23

Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 N 1133-У

с 4 ноября 2000 г.

25

Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.2000 N 855-У

с 10 июля 2000 г.

28

Телеграмма ЦБ РФ от 07.07.2000 N 818-У

с 21 марта 2000 г.

33

Телеграмма ЦБ РФ от 20.03.2000 N 757-У

с 7 марта 2000 г.

38

Телеграмма ЦБ РФ от 06.03.2000 N 753-У

с 24 января 2000 г.

45

Телеграмма ЦБ РФ от 21.01.2000 N 734-У

с 10 июня 1999 г.

55

Телеграмма ЦБ РФ от 09.06.1999 N 574-У

с 24 июля 1998 г.

60

Телеграмма ЦБ РФ от 24.07.1998 N 298-У

с 29 июня 1998 г.

80

Телеграмма ЦБ РФ от 26.06.1998 N 268-У

с 5 июня 1998 г.

60

Телеграмма ЦБ РФ от 04.06.1998 N 252-У

с 27 мая 1998 г.

150

Телеграмма ЦБ РФ от 27.05.1998 N 241-У

с 19 мая 1998 г.

50

Телеграмма ЦБ РФ от 18.05.1998 N 234-У

с 16 марта 1998 г.

30

Телеграмма ЦБ РФ от 13.03.1998 N 185-У

со 2 марта 1998 г.

36

Телеграмма ЦБ РФ от 27.02.1998 N 181-У

с 17 февраля 1998 г.

39

Телеграмма ЦБ РФ от 16.02.1998 N 170-У

со 2 февраля 1998 г.

42

Телеграмма ЦБ РФ от 30.01.1998 N 154-У

с 11 ноября 1997 г.

28

Телеграмма ЦБ РФ от 10.11.1997 N 13-У

с 6 октября 1997 г.

21

Телеграмма ЦБ РФ от 01.10.1997 N 83-97

с 16 июня 1997 г.

24

Телеграмма ЦБ РФ от 13.06.1997 N 55-97

с 28 апреля 1997 г.

36

Телеграмма ЦБ РФ от 24.04.1997 N 38-97

с 10 февраля 1997 г.

42

Телеграмма ЦБ РФ от 07.02.1997 N 9-97

 

 

Банк России выдает коммерческим банкам  три вида кредитов:

  • ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;
  • внутридневные кредиты – предоставлялись банкам в течении операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;
  • однодневные расчетные кредиты(кредиты «овернайт») – предоставляются для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

Кредиты выдавались в пределах лимитов, Банком России. С марта 1998г. кредиты коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные – под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное  блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном  депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.[23, с.4 ]

Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем – по заявкам банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредита (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачисляется на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до семи календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и об объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

а) «американским», при котором исполненные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);

б) «голландским»,  при  котором все исполненные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона. [17, с.4]

При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка  России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась  и Банк России начинал процедуру  реализации заложенных ценных бумаг. Кроме  того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на количество дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных ценных бумаг возмещались, в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем – задолженность банков по кредиту и по процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательства.

Информация о работе Денежное обращение иего виды