Денежное обращение и методы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение денежного обращения, механизмов функционирования и методов его регулирования.
При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть денежный оборот и его структуру, а также дискуссионные вопросы понятия «денежный оборот»;
2. Рассмотреть организацию денежного оборота в РФ в современных условиях.
3. Указать существующие модели денежного регулирования
4. Выявить проблемы организации денежного обращения в РФ и пути их решения.
Для написания курсовой работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия для экономических специальностей вузов, статьи экономических журналов и газет, данные банковской статистики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выделена цель работы, задачи, обозначена актуальность темы, изложена структура работы.
В первой главе раскрыты основы денежного обращения.
Во второй главе представлены особенности денежного обращения на современном этапе.
В заключении сделаны выводы по поставленным задачам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Денежное обращение
1.1. Сущность денежного обращения 5
1.2.Показатели денежного обращения 15
1.3. Эконом методы регулирования денежного обращения 20
и их особенности
Глава 2. Организация денежного обращения в РФ, проблемы и пути их решения 23
2.1 Организация денежного оборота в России 23
2.2. Анализ динамики денежного оборота в РФ 28
2.3. Проблемы и перспективы организации денежного обращения на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Денежное.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

  Таким образом, денежное обращение или движение денег в наличной и безналичной формах активным образом влияет на протекание процессов воспроизводства. Поэтому сознательное воздействие на параметры денежной сферы путем их регулирования важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как способ регулирования экономики в целом. Поскольку это воздействие происходит на макроуровне, то основным субъектом регулирования является государство.

  Выбор того или иного метода денежного регулирования имеет большое значение, потому что применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них являются полностью автономными, другие нуждаются в обязательном дополнении рядом инструментов. Выбор инструментов денежного регулирования определяется в значительной мере составом и структурными характеристиками денежной системы, которую они должны регулировать, поэтому методы регулирования различны.  
 
 
 
 
 

  Глава 2. Организация денежного обращения в РФ, проблемы и пути их решения               

               

2.1 Организация  денежного оборота в России 
 

  В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

  При имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения.

  Все предприятия, организации и учреждения на территории Российской Федерации  независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Предприятия могут получать наличные деньги от коммерческих банков, физических лиц и других предприятий. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Расчеты предприятий происходят в основном в безналичной форме. Если предусмотрена оплата товаров (услуг) предприятием в наличной форме, то для этого оно либо снимает денежную наличность со своего счета в коммерческом банке, либо использует имеющиеся наличные средства, оставленные предприятию в пределах установленного лимита.

  Денежная  наличность сдается предприятиями  непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы  на предприятиях, а также предприятиями  Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков.

  Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

  Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаются, как правило, ежедневными.

  Наличные  деньги, принятые от физических лиц  в уплату налогов, страховых и  других сборов, сдаются администрациями  и сборщиками этих платежей непосредственно  в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

  Лимиты  наличности, ежедневно хранимые в  кассах предприятий, устанавливаются  обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих предприятий. При этом учитывается специфика  деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами и т.д. Выдача банками наличных денег предприятиям производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

  Аналогично  регулируется наличность в кредитных  организациях, обслуживаемых РКЦ.

  Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан, территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляется в соответствии с Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г.

  Наличные  деньги, находящиеся в оборотной  кассе РКЦ, в случае превышения установленного Центральным банком лимита, переводятся в резервные фонды, изымаются из обращения. Центральный Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны.

  Итак, организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

  прогнозирование и организацию производства, перевозку  и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

  установление  правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

  установление  признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

  определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

  Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 1333 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание 2208 кредитных организаций, 6045 филиалов этих организаций, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

  Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный  оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах  – до 90%. Безналичный платежный  оборот осуществляется в виде записей  по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

  На  Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации.

  1. Соблюдение правового режима  осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 90-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.

  2. Осуществление расчетов по банковским  счетам, которые должны быть у  получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.

  3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимого условия своевременного выполнения долговых обязательств.

  4. Наличие согласия (акцепта) плательщика  на платеж. Механизмом реализации  этого принципа является оформление  соответствующего платежного документа – чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов – платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.

  5. Соблюдение срочности платежа.  Этот принцип относится не  только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.

  6. Контроль субъектов расчетных  отношений за своевременностью  и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан  принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

  Выбор тех или иных форм безналичных  расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения; с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

  Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридическими лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

  В условиях активного развития электронных технологий, начиная с середины прошлого века, некоторые экономисты высказывали предположение о постепенном исчезновении наличных денег и их замене электронными аналогами - платежными картами, электронными кошельками (установленными на компьютеры и мобильные телефоны). По их мнению, будущее якобы за более технологичными, дешевыми, удобными и безопасными средствами платежа по сравнению с наличными деньгами.

  Однако  даже в развитых странах, где электронные  платежи существуют несколько десятилетий, потенциал наличных денег далеко не исчерпан. Так, например, доля наличных денег в структуре платежных инструментов, используемых населением при расчетах в сфере розничной торговли, исключительно велика: в США она составляет примерно 75%, в Европе - 76-86%, и Японии - 90%. В России этот показатель намного выше и достигает 97%, что объясняется более поздним появлением электронных средств платежа (середина 90-х гг. прошлого века). Российские граждане в настоящее время предпочитают использовать наличные деньги в качестве основного платежного средства.

  По  оценкам независимых экспертов, в 2012 г. наличные деньги будут обслуживать более 2/3 розничных платежей во всем мире[29].

  Для обеспечения стабильного денежного  обращения и развития экономики страны большое значение имеет объем и структура денежной массы. Корректировка объема наличных денег со стороны центрального банка страны позволяет поддерживать в необходимых соотношениях базовые параметры денежной массы. Подобная корректировка в отношении совокупного объема электронных средств платежа по всем эмитентам представляется невозможной.

  Таким образом, быстрое развитие рыночных отношений в 90-е годы вызвало резкое расширение денежного обращения, преимущественно в наличной форме. Налично-денежное обращение связано главным образом с доходами, расходами населения. 
 

  2.2. Анализ динамики денежного оборота  в РФ 
 

  Основной  задачей, стоящей перед Банком России в области организации наличного  денежного обращения, является обеспечение  платежного оборота банкнотами и монетой вне зависимости от экономической конъюнктуры.  В 2010 г. наличное денежное обращение функционировало в условиях восстановления экономики  после ее спада в связи с финансово-экономическим кризисом. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. наблюдается по всем ключевым индикаторам экономики: ВВП, индексу промышленного производства, обороту розничной торговли, объёму платных услуг населению, доходам населения и  другим (рис.1. приложения)[37].

  Изменение экономической конъюнктуры сказалось на показателях, характеризующих наличное денежное обращение. Это еще раз подтверждает неразрывную связь наличного денежного обращения с экономикой. Темпы прироста количества наличных денег в оби ращении за 20082009 гг. существенно замедлились (до 6%), тогда как в периоды стабильного развития экономики средний прирост составлял примерно 35%. (рис. 2. приложения) [37].

Информация о работе Денежное обращение и методы его регулирования