Деловая стратегия фирмы и ее эволюция

Автор: t*******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование базовых деловых стратегий фирмы и эволюции стратегического планирования.
На основании поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты деловой стратегии предприятия;
- дать характеристику исследуемому предприятию;
- оценить конкурентоспособность предприятия, его продукции;
- предложить возможные пути стратегического развития предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты деловой стратегии 5
1.1 Понятие стратегического планирования на предприятии 5
1.2 Содержание деловых стратегий 9
1.3 Характеристики деловых стратегий 15
2 Оценка деловой стратегии ООО «Волна» 19
2.1 Характеристика ООО «Волна» 19
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия по производству строительных материалов 21
2.3 Возможные пути стратегического развития ООО «Волна» 24
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Деловая стратегия фирмы и ее эволюция (курсовая, политех).doc

— 260.50 Кб (Скачать)

 

Продолжение таблицы 2.1

1 2 3 4 5 6 7 8
3. Производительность  труда, тыс. руб. / чел 2827,53 3456,89 3741,03 629,36 284,14 22,26 8,22
4. Себестоимость, тыс. руб. 270397 337998 399244 67601 61246 25,00 18,12
5. Прибыль  от продаж, тыс. руб. 34220 49464 44762 15244 -4702 44,55 -9,51
6. Рентабельность  продаж, % (5 : 1 * 100) 10,62 12,13 9,57 1,51 -2,56 - -
7. Чистая  прибыль (убыток), тыс. руб. 24044 33454 35375 9410 1921 39,14 5,74
8. Рентабельность конечной деятельности (7 : 4 * 100), % 8,89 9,90 8,86 1,01 -1,04 - -
9. Фонд  оплаты труда, тыс. руб. 20691 22814 27194 2123 4380 10,26 19,20
10. Среднегодовая  стоимость основных фондов, тыс. руб. 55694 75085 70560 19391 -4525 34,82 -6,03
11. Материальные  затраты, тыс. руб. 239285 293328 338622 54043 45294 22,59 15,44
12. Среднегодовая  заработная плата, тыс. руб. 181,50 193,34 217,55 11,84 24,21 6,52 12,52
13. Прибыль  (убыток) на 1 руб. ФОТ, тыс. руб. (7 : 9) 1,16 1,47 1,30 0,31 -0,17 26,72 -11,56
14. Фондовооруженность, тыс. руб./чел. (10 : 2) 488,54 636,31 564,48 147,77 -71,83 30,25 -11,29
15. Фондоотдача,  руб./руб. (1 : 10) 5,79 5,43 6,63 -0,36 1,2 -6,22 22,10
16. Фондоемкость, руб./руб. (10 : 1) 0,17 0,18 0,15 0,01 -0,03 5,88 -16,67
17. Фондорентабельность, % (7 : 10 * 100) 43,17 44,55 50,13 1,38 5,58 - -
18. Материалоотдача,  руб./руб. (1 : 11) 1,35 1,39 1,38 0,04 -0,01 2,96 -0,72
19. Материалоемкость, руб./руб. (11 : 1) 0,74 0,72 0,73 -0,02 0,01 -2,70 1,39
20. Прибыль  (убыток) на 1 руб. материальных затрат, руб./руб. (7 : 11) 0,10 0,11 0,10 0,01 -0,01 10,00 -9,09
 

      ООО «Волна» на протяжении 2007-2009 годов  работало с прибылью. Чистая прибыль в динамике увеличивается. Также в динамике выросла себестоимость, в том числе ФОТ, материальные затраты, а также выросла среднегодовая стоимость основных средств.

      Динамика  показателей использования ресурсов на предприятии не однозначна. Производительность труда стабильно увеличивалась за три года. Одновременно увеличивался ФОТ. Материалоотдача выросла в 2008 года на 2,96 % и сократилась в 2009 году на 0,72 %. Фондоотдача, наоборот, сократилась в 2008 году на 6,22 % и резко выросла в 2009 году на 22,10 %.

      Отрицательным моментом является также снижение прибыли из расчета на 1 рубль материальных затрат и рост материалоемкости в 2009 году на 1,39 %. Это означает, что предприятие в 2009 году стало менее эффективно использовать свои материальные ресурсы. Это негативно характеризует работу предприятия, т.к. ООО «Волна» является материалоемким предприятием.

      В целом же, технико-экономические  показатели работы ООО «Волна» находятся  на удовлетворительном уровне.

 
 
2.2 Оценка конкурентоспособности  предприятия  по производству  строительных материалов

      ООО «Волна» специализируется на выпуске полнотелого строительного кирпича различных марок. Вся продукция сертифицирована.

      В производстве применяется метод  пластического формования с использованием высокотехнологичного оборудования спроектированного  итальянской фирмы «МОРАНДО». Через десять лет эксплуатации завод по техническому оснащению и качеству продукции сохраняет своё лидирующее положение наряду с некоторыми другими предприятиями отрасли построенными по аналогичным проектам. В настоящее время предприятие выпускает следующую номенклатуру изделий: по ГОСТ530-95 («рядовой») – камень пустотелый, кирпич полнотелый одинарный, кирпич пустотелый одинарный и утолщённый («полуторный»); по ГОСТ7484-78 (лицевой) – кирпич пустотелый одинарный и полуторный. Марка изделий: М100-150. Пустотность: 35%. Морозостойкость М25. Теплопроводность 0,43 Вт/М*0С. По гигиеническим и в том числе радиационным показателям продукция может использоваться без ограничений. Качество сырья и уровень технологии позволяют и «рядовой» кирпич выпускать с характеристиками близкими к лицевому, что даёт возможность потребителю, приобретая наш кирпич по цене «рядового», использовать его для облицовки.

      Ценовая политика формируется на предприятии  очень гибко, учитываются способы оплаты, предоплату, заказ, объем, дисконты. Основными заказчиками предприятия являются строительные организации и организации, занимающиеся комплексными поставками строительных материалов, а также физические лица. Продукция завода в основном реализуется в Иркутской области. Поставки осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом.

      Стройматериалы  являются главным элементом при  осуществлении строительно-монтажных работ, так как без строительных материалов мы бы не смогли построить ни одного дома. Сегодня с развитием технического и технологического прогресса производство материалов для строительства растет достаточно высокими темпами, которые даже опережают темп роста объема строительных и монтажных работ. Для производства материалов для нужд строительства существует нескончаемая сырьевая база. Только из нерудного сырья на сегодняшний день производят большое количество высококачественных строительных материалов.

      Отрасль производства стройматериалов уверенно движется вперед в направлении обеспечения  строительных нужд различных регионов страны. Капитальное строительство жилых зданий является одной из главных отраслей народного хозяйства, так как потребляет продукцию большинства отраслей промышленности. Огромнейшие масштабы капитального строительства требуют все нового внедрения современных проектных решений, которые в свою очередь требуют совершенствования материально-технической базы для производства новейших строительных материалов. Увеличивающиеся требования к качеству строительных материалов также стимулируют рост и ужесточение стандартов при изготовлении данного вида продукции.

      Рынок строительных материалов в России на сегодняшний день составляет порядка 9,5 млрд. $, значительную долю которого составляет Московский рынок – 1,6–2,1 млрд. $.

      Производство  строительных материалов напрямую связано с темпами развития рынка недвижимости, а именно со строительством новых объектов, реконструкцией и ремонтом.

      По  данным специалистов, в 2007 году рост объемов  производства был отмечен в большинстве  производств отдельных групп  продукции для строительства. Особенно высокие темпы роста объемов производства (более 20%) были отмечены по таким группам продукции как: сухие строительные смеси, термоизоляционные материалы, гипсокартон, керамическая плитка, напольные покрытия. В 2008 году наблюдался спад производства.

      Рост  цен на строительные материалы в  последние годы опережает инфляцию. Это продиктовано дефицитом данных материалов на рынке и отчасти ростом цен на жилье.

      В 2010 году наблюдается активный прирост цен на более востребованные и дефицитные группы товаров: цемент, металлопрокат и кирпич.

      Среди причин, которые привели к существующему  положению на рынке строительных материалов можно выделить следующие:

      - Дефицит на мировом рынке сырья  и спекулятивный характер торгов  на мировых биржах;

      - Монополизация рынка производства строительных материалов;

      - Дефицит строительных материалов  на внутреннем рынке;

      - Рост объемов строительства в  последние несколько лет; 

      - Недостаток производственных мощностей.

      За  последний год стоимость меди и олова на мировых биржах достигла максимальных показателей. Дефицита данного товара не наблюдается, а рост стоимости идет за счет спекулятивных сделок. Другая ситуация складывается на рынке цинка. Этот металл является дефицитным, и его стоимость растет быстрыми темпами. В России производственные мощности по обработке цинка начинают модернизироваться, либо только запущены. Рынок оцинкованных материалов демонстрирует высокие темпы роста цен.

      Рассмотрим  фактор монополизации рынка строительных материалов в России. Ярким примером служит рынок производства цемента. Например, компания ЗАО "Евроцемент групп" обладает 55% долей всего сегмента. Рост цен на цемент, как основного компонента строительства вызывает рост цен на жилую и коммерческую недвижимость.

      Одной из причин монополизации рынка служит высокая ресурсоемкость и энергоемкость рынка. Цены на энергоносители постоянно растут. Износ основных фондов производственных компаний также находится на высоком уровне. Многие производители работают на старом оборудовании. У одного предприятия не хватит средств модернизировать свои фонды, а у группы компаний такая возможность есть. Монополистам легче модернизировать производство. В этом аспекте монополия позволяет развивать отрасль.

      Существующее  влияние на рост цен оказывает  то, что крупным производственным компаниям легче вступить в ценовой сговор и диктовать свои условия на рынке.

      Процесс модернизации производства строительных материалов требует регулярных вложений. Вместе с тем растут тарифы на оплату энергии и перевозки. При высоком требовании рынка недвижимости по наращиванию темпов строительства, на рынке строительных материалов возникает дефицит материалов. Неравномерное развитие строительного и производственного сектора сказываются на стоимости объектов недвижимости.

      Выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы позволяет SWOT-анализ. Достигается это за счет того, что надо сравнивать внутренние силы и слабости компании с возможностями, которые дает рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

      SWOT-анализ ООО «Волна» представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – SWOT-анализ ООО «Волна»

Сильные стороны Слабые стороны
Опыт

Современное оборудование

Навыки  персонала

Беспристрастность

Ассортимент кирпича

Эксплуатационные  характеристики кирпича

Высокие цены на кирпич

Дорогие ресурсы

Возможности Угрозы
Рост  рынка

Законы

Внутренний  рынок

Рынок соседних регионов

Потребности покупателей

Новые технологии

Конкуренты 

 

      Под сильными и слабыми сторонами  могут скрываться самые разнообразные  аспекты деятельности компании. Основным достоинством является большой опыт компании на рынке строительных материалов и современное итальянское оборудование. Однако, за счет дорогих материалов и других ресурсов, себестоимость, а следовательно цена немного выше среднего уровня по региону.

      Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Основными возможностями является конечно же рост рынка. До кризиса строительная отрасль была одной из самых развивающихся в России. Следовательно спрос на строительные материалы всегда есть. У предприятия есть возможность выйти на рынки соседних регионов. Угрозой можно назвать конкурентов, однако, с другой стороны, они «заставляют» предприятие развивать свои технологии, искать пути снижения себестоимости и цены.

 
 
2.3 Возможные пути стратегического развития ООО «Волна»

    Без выявления резервов роста прибыли  и их использования, невозможно увеличить  размер прибыли предприятия. Основными  источниками резервов роста прибыли  являются увеличение объемов реализации продукции, снижение себестоимости, повышение качества продукции, реализация на более выгодных рынках сбыта.  Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от операционной деятельности представлены на рисунке 2.1.

Информация о работе Деловая стратегия фирмы и ее эволюция