Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:04, реферат
Фундаментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или «рынок». Откуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?
Введение……………………………………………………………………..
1. Модели экономических систем………………………………………….
2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности………………………………………………………………….
3. Отличия командно-административной системы от рыночной экономики……………………………………………………………….......
4. Деформация рынка в условиях командно-административной системы………………………………………………………………….......
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………
— вместо открытости экономики и свободы мирохозяйственных связей был создан «железный занавес», отделивший отечественную экономику от внешнего мира, что затруднило использование преимуществ международного разделения труда и достижений НРТ.
Другими словами,
фетишизированный план заменил рынок
и самостоятельность
4. Деформация рынка в условиях КАС
Особенностью КАС является то, что она опиралась больше на аргументы силы сверху, чем на силу аргументов снизу, приучала к пассивности, сдерживала желание и умение творить, рисковать и тем самым ограничивала интерес к изучению и формированию спроса, к торговле. Роль экономистов и управленцев оказалась особенно приземленной, что ослабило требования к их подготовке, способствовало инженеризации управленческих кадров. «Выветривание» инициативы – вот первый и, думается, основной порок прежней модели управления хозяйством.
Командно-приказные
методы руководства обществом
Однако в действительности казалось, что в такой системе, где все было спланировано и предусмотрено заранее, дефициту взяться было просто неоткуда. Ведь это не рынок, где производители работают, не зная точных размеров общественных потребностей, подкрепленных платежеспособным спросом, и не ведая, сколько товаров предложат для продажи их соседи. Ведь в плановом хозяйстве, казалось бы, все учитывается загодя, заблаговременно, и даже на случай непредвиденных обстоятельств можно создать резервные фонды. И в конце концов, если все-таки дефицит возникал из-за форс-мажорных обстоятельств, разве нельзя было скорректировать план, отрегулировав структуру производства так, чтобы всего хватало?
Ответ до тривиальности
прост: нет, нельзя. Все предусмотреть
заранее невозможно. Нетривиально здесь,
может быть, лишь то, что мы не вполне представляем
себе реальные масштабы разрыва между
тем, что можно спланировать, и тем, что
действительно планировалось.
Любое общественное производство требует поддержания технологических пропорций. Есть связи явные, заметные невооруженным взглядом: скажем, для выплавки чугуна требуется определенное количество железной руды и угля, для производства станков – определенное количество металла, для пошива одежды известное количество тканей. Для характеристики таких связей экономисты пользуются термином «прямые затраты ресурсов на единицу продукции». Но есть и неявные связи, о существовании которых можно только догадываться и точно определить которые можно лишь с помощью специальных расчетов. Для описания этих связей пользуются понятием «косвенные затраты ресурсов на выпуск единицы продукции». Например, для того же пошива одежды металлическая проволока непосредственно не нужна, но требуются ткани, для покраски которых пользуются анилиновыми красителями, получаемые в том числе и переработкой нефти, перекачиваемой насосами, в которых используются электромоторы с проволочной обмоткой ротора. Не будет проволоки – не будет и электромоторов, насосов, нефти, красителей, тканей и, наконец, одежды. Для потребителя – последствие, возможно, менее трагичное, но зато более реальное, чем для города, который был взят врагом, «потому что в кузнице не было гвоздя».
Явные и неявные
технологические пропорции –
прямые и косвенные затраты ресурсов
– должны, разумеется, не просто учитываться,
но и абсолютно точно
Расходы на сбор
подробной исходной информации о
коэффициентах прямых затрат явно выходили
бы за пределы экономической
Мы привыкли
думать, что, когда центр распределяет
ресурсы и устанавливает
Действовавший механизм планирования неизбежно подразумевал постоянное воспроизведение диспропорций, образование дефицита, с одной стороны, перепроизводства – с другой. Ставшая всеобщей практикой, корректировка планов была, по сути, неизбежной. Иначе и не могло быть, ибо сбалансированного плана просто не существовало и, следовательно, дефицитность или избыточность данного вида продукции обнаруживались лишь в ходе выполнения плана. Корректировка порой выступала в качестве меньшего зла, чем твердое следование несбалансированному плану, в котором было заложено перепроизводство ненужной и недопроизводство нужной продукции.
Превышение затрат над доходами затрудняло балансировку госбюджета, который стал дефицитным. Искусственно разбухала сфера кредита. Прирост выданных банками ссуд в три раза превышал прирост национального дохода. Крупные диспропорции возникли в ценах: не отражая соотношений спроса и предложения, качества изделий, они то завышались, то занижались, формировались в значительной мере в отрыве от мировых.
В условиях повсеместного дефицита для предприятий сплошь и рядом становилось выгоднее самообеспечиваться всем, чем только можно, ибо получить нужные изделия и услуги со стороны было часто гораздо сложнее, чем сделать самим. Принцип «сделай сам» превращался в этих условиях в одну из основ хозяйственной системы.
Еще недавно
считалось бесспорным: рыночная экономика
– неуправляемая лодка, которую
несет течением и ветром, тогда
как плановая – корабль, подчиняющийся
командам рулевого и в точности следующий
заданным курсом. Возможно, в плановом
хозяйстве и случаются
Но, если говорить
о всеохватывающем
То же относится и к планированию цен и нормативов, заработной платы, кредита и денежного обращения. Цены в массе своей не соответствуют реальным трудозатратам, ни спросу и предложению, тарифные ставки и нормы выработки обеспечивают не столько распределение по труду, сколько всеобщую уравниловку, а денежные доходы населения и предприятий – никогда даже в лучшие времена – не были полностью обеспечены товарными ресурсами.
В середине 80-х годов Госкомцен ежегодно утверждал 200 тыс. цен на товары и услуги; 85-90% всех действующих оптовых цен прямо им устанавливались. Остальные цены устанавливались министерствами и лишь предприятиями по договоренности друг с другом, но лишь при строгом соблюдении действующих правил (в цену обычно «закладывался» нормативный уровень рентабельности, не превышающий определенной величины и т.д.). Госкомцен периодически проводил проверки и наказывал нарушителей. Крупные отклонения от правил (конечно, не в сторону занижения цены) выявлялись у 10-15% предприятий, мелкие были почти на каждом втором.
Розничные
цены устанавливались примерно
так же. Отличие состояло разве
что в более широких правах
торгующих организаций (они
При такой жестко централизованной системе ценообразования были неизбежны, конечно, крупные диспорции.
По замыслу, планирование
цен было призвано обеспечить трудовым
коллективам и отдельным
Ни концепция
цен оптимального плана (
В самом деле, попробуйте точно рассчитать на бумаге – в кабинете – цену хотя бы одного товара так, чтобы она адекватно отражала общественно необходимые затраты в расчете на единицу полезного эффекта, степень сбалансированности спроса и предложения, ограниченность невоспроизводимых ресурсов и т.д. Не получится, не может получиться хотя бы только потому, что все цены взаимосвязаны, цена одного товара зависит от цен многих других. Чтобы определить общественно необходимые затраты труда на производство 1 кв. м тканей, нужно, если вспомнить уже приводившийся пример, знать нормативные расходы красок на выпуск тканей, нефти – на производство красок, электромоторов – на добычу и перекачку нефти, проволоки – на обмотку электромоторов и т.д. Слишком много здесь пропорций, все точно учесть невозможно. Или чтобы определить, насколько нужно поднять цены на дефицитные ткани для выравнивания спроса и предложения, надо, среди прочего, знать, в какой мере сократится (расширится) вследствие подорожания тканей спрос на другие потребительские товары (на иголки и нитки, скажем, расширится, т.к. благодаря повышению цены производство тканей возрастет, и шить будут больше, но скажем, на услуги туристических быстро сократится, поскольку население будет больше тратить на одежду за счет экономии на развлекательных путешествиях).
В мире цен все взаимосвязано, так что малейшее изменение одного элемента передается по цепочке на миллион других. Рассчитать с приемлемой точностью цены так же трудно, как и сбалансировать план в натуре. И это не субъективное мнение того или иного экономиста, а положение, математически точно доказанное в теории оптимального планирования. При планировании цен, другими словами, так же как и при планировании объемов выпуска в натуре, теоретически возможная 100%-ная рациональность оказывается на практике недостижимой, немыслимой и утопической. Теоретически можно перевернуть земной шар, если есть точка опоры, но на практике ее нет.
Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административных системах