Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:04, реферат
Фундаментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или «рынок». Откуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?
Введение……………………………………………………………………..
1. Модели экономических систем………………………………………….
2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности………………………………………………………………….
3. Отличия командно-административной системы от рыночной экономики……………………………………………………………….......
4. Деформация рынка в условиях командно-административной системы………………………………………………………………….......
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………
1. директивность
– обязательность для
2. адресность
– доведение заданий до
3. централизованность – распределение плановых заданий из единого центра.
Централизованное
плановое задание включает директивы
по регионам, отраслям, отдельным предприятиям.
После принятия план принимает форму
закона и его неисполнение ведет
к административной, уголовной и
партийной ответственности. Социалистическому
планированию теоретиками приписывалось
такое существенное свойство, как
научность. Но на практике через планирование
реализовывались политические и
экономические установки
В нормальной рыночной экономике стимулом, побуждающим к производству того или другого продукта, являются спрос и рыночная цена. В КАС таким стимулом является приказ (или план). Из центра устанавливаются цены, нормы оплаты труда, прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделяются бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. Имея номенклатуру в миллионы наименований товаров, понятно, что точно определить их перечень из единого центра физически невозможно. Директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях: войны, стихийные бедствия и другие подобные случаи, когда нужно быстро сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях. Но в обычных условиях работы народного хозяйства сложность и многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного планирования. Поэтому оно постепенно превратилось в тормоз экономического развития.
В производстве господствуют предприятия-монополисты. Слабо работающим предприятиям не дают разориться, а поддерживают их «на плаву», путем перераспределения прибыли от хорошо работающих предприятий. Поэтому отсутствуют стимулы для эффективной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые – что у них все равно отберут часть прибыли для помощи отстающим предприятиям. Следовательно, характерной чертой КАС является система экономического иждивенчества.
Каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует конкуренция и возможность выбора товара и цены. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем.
В условиях централизованного распределения ресурсов существовали постоянные завышенные требования предприятий на ресурсы. Экономика, как гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую.
В производстве,
как и в экономике в целом,
развивались отношения
Производитель
всегда уверен в сбыте своей
продукции, поэтому у него нет
экономической
При внешнем отсутствии безработицы была скрытая безработица, завышенные штаты работников практически на всех предприятиях, и как следствие, низкая повсеместная производительность труда.
Финансовая политика играла пассивную роль: она замыкалась на задаче обеспечения государственных предприятий финансовыми средствами, необходимыми для выполнения плановых заданий, которые устанавливались в натуральных показателях. Кредитно-денежная политика также не играла активной, независимой роли. Монолитная государственная банковская система кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от предприятий и населения и занималась эмиссией денег. Средства на счетах предприятий контролировались отраслевыми министерствами и потому не могли использоваться свободно. Процентные ставки поддерживались на очень низком уровне и не играли практически никакой роли в распределении финансовых ресурсов. Бюджетная политика была подчинена плану, бюджетные средства расходовались на поддержку госпредприятий без ограничений. Тем не менее, до 80-х годов консервативная бюджетно-налоговая политика и административный контроль за расходами предприятий предотвращали возникновение серьезных макроэкономических перекосов.
Чтобы повысить
экономическую
В сельском хозяйстве произошла административная коллективизация как результат экспроприации частной собственности, зачастую насильственное объединение крестьян в колхозы и совхозы, контролируемые государством. Средства из сельского хозяйства в огромных количествах выкачивались для проведения индустриализации. Колхозники длительное время работали за трудодни и были лишены права покинуть свои хозяйства, т.к. им не выдавались паспорта.
В отношениях распределения
основной недостаток КАС заключается
в том, что государство является
монопольным распределителем
В рыночной экономике
размер заработной платы определяется
в процессе конкуренции с учетом
соотношения спроса и предложения
на рынке труда. В КАС она административно
устанавливается и
В отношениях обмена господствовала особая форма рынка: административный рынок с выхолощенными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны: централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена, т.к. отсутствовали рынки ценных бумаг, капитала, земли, не было и рынка труда.
Были деформированы и отношения потребления. Потребители средств производства и товаров народного потребления – предприятия и население – были фактически лишены права выбора. Предприятия, жестко прикрепленные централизованной системой распределения к «своему» единственному поставщику ресурсов или комплектующих изделий, не могли менять поставщиков и покупателей своей продукции по собственному усмотрению. Господствовал принцип: «бери, что дают», невзирая ни на качество, ни на цену.
Для населения
особенности потребления
Для КАС также свойственно отсутствие интереса в повышении производительности труда, снижении себестоимости, расширении ассортимента товаров, качественной работе, во внедрении достижений НТР.
Внешняя торговля осуществлялась государственными внешнеэкономическими организациями, не конкурирующими друг с другом. Свободный план внешней торговли являлся неотъемлемой частью общегосударственного плана, в котором объем экспорта определялся на базе объема импорта, необходимого для выполнения плановых заданий в приоритетных отраслях экономики. Обособленность структуры внутренних цен от мировых достигалась путем, так называемого выравнивания первых за счет системы налогов и субсидий во внешней торговле, которая сводила роль официального курса к чисто учетной функции.
Главный вывод,
который следует из вышеизложенного,
заключается в том, что сложившаяся
общественно-экономическая
3.Отличия командно-
Напомним об основных отличиях рыночной экономики от нерыночной.
Исторически первоначально
возникло мелкотоварные производство,
характеризующееся тем, что, во-первых,
средства производства принадлежат
самому производителю; во-вторых, оно
основано на использовании личного
труда; в-третьих, продукт производится
не для личного потребления, а
для продажи; в-четвертых, товаропроизводитель
пользуется индивидуальной свободой при
выборе сферы хозяйственной
В дальнейшем развитии товарного производства произошло принципиальное изменение. Наряду с личным трудом, а затем вместо него стал применяться наемный труд. Товаром стала рабочая сила, а вместо простого товаропроизводителя на рынке появилась новая социальная фигура – капиталистический товаропроизводитель. Сложилась система свободного предпринимательства и конкуренции.
В XX веке появились монополии, которые могли учитывать спрос и предложение, работать на известный рынок и управлять рыночной стихией в собственных интересах. Но до сознательного регулирования экономики было еще далеко.
Возможность преодоления стихии рыночных отношений впервые констатировали классики марксизма, связывая ее с национализацией средств производства, которая должна установить товарные отношения. Вслед за Марксом и Энгельсом таких же взглядов придерживались Ленин и большевики, пытавшиеся реализовать на практике свои теоретические постулаты. Однако вынужденный переход к нэпу показал утопичность этих представлений.
Тем не менее, попытки воплощения их в жизнь продолжались. Выражались они в насильственной ликвидации частной собственности, резком ограничении самостоятельности предприятий, жестком контроле государства над всей хозяйственной жизнью. В результате так называемой победы социализма (полного обобществления не только в промышленности, но и в торговле и в сельском хозяйстве):
— вместо
обособленных (в том числе частных)
собственников возник единый собственник
в лице государства;
— вместо
хозяйственной свободы
— вместо
свободного найма и использования
рабочей силы сложилась практика
принудительного труда и
— вместо заключения по взаимному соглашению хозяйственных контрактов, выбора поставщика и покупателя сложилась система фондового материально-технического снабжения предприятий с закреплением каждого товаропроизводителя за определенными поставщиками и покупателями;
— вместо конкуренции и взаимной ответственности товаропроизводителей сложилась жесткая система планового хозяйства с обезличкой субъектов производства;
— вместо гибких цен, спроса и предложения стали формироваться стабильные на многие годы плановые цены, не учитывающие изменений, происходящих в условиях производства и реализации продукции;
Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административных системах