Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:04, реферат
Фундаментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или «рынок». Откуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?
Введение……………………………………………………………………..
1. Модели экономических систем………………………………………….
2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности………………………………………………………………….
3. Отличия командно-административной системы от рыночной экономики……………………………………………………………….......
4. Деформация рынка в условиях командно-административной системы………………………………………………………………….......
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Омский
государственный технический
Реферат
на тему: «Деформация рынка в условиях командно-административных системах»
по дисциплине:
«Экономическая теория»
Выполнила: студентка группы МУ-111
Константинова Дарья
Проверил: В.И.
Белых
Омск-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Модели экономических систем………………………………………….
2. Понятие командно-административной
системы, ее характерные черты и особенности…………………………………………………
3. Отличия командно-административной
системы от рыночной экономики………………………………………………………
4. Деформация рынка
в условиях командно-административной
системы……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………..
Введение
Фундаментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или «рынок». Откуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?
Дело в том,
что труд человека, производящего
товары, несет двойственный характер.
С одной стороны, это частный
труд, ибо товаропроизводитель
Отсюда и возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью?
Эта задача в
нашей стране на протяжении нескольких
десятилетий решалась в пользу планово-командной
экономики.
1. Модели экономических систем
Экономическая система – это совокупность функционирующих институциональных, юридических, технико-технологических, психологических и природно-ресурсных параметров.
Современные экономические системы целесообразно подразделять исходя из форм собственности на средства производства и способа координации входящих в нее элементов. С этой точки зрения выделяют:
· традиционную экономику;
· централизованно-командную экономику;
· рыночную экономику.
Конкретизация
методов, с помощью которых
Традиционная экономика характерна для общества с низким развитием, где поведение субъектов при решении трех основных вопросов определялось обычаями. В их основе держало приспособление к природно-климатическим условиям, т.е. решалась проблема выживаемости. Традиционная экономика существовала длительное время в истории человечества и частично сохранилась в отдельных странах, например в Индии. В средневековой индийской деревне все жители делились на касты: священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог свободно выбрать себе профессию, а должны были наследовать занятия отца. Обычаи диктовали сроки и порядок сельскохозяйственных работ. Технология производственного процесса была строго закреплена социальными правилами, причем усовершенствования запрещались. Технологический процесс в таких условиях невозможен и поэтому производительность труда остается неизменной, как и сотни лет назад. Обычаи также устанавливали порядок распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика отличалась высокой степенью консерватизма, т.к. технический и экономический прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями, угрожает стабильности общества.
Централизованно-командная
экономика получила свое название из-за
способа управления и координации.
Все решения, касающиеся производства
и распределения продукта, принимаются
централизованно и реализуются
по командам, спускаемым сверху вниз по
иерархической лестнице управления.
«Наверх» идут отчеты о выполнении
команды. История отражает попытки
использования приказных
Во Франции, во второй половине XVII в., в период правления Людовика XIV сеньоры подчинили всю жизнь городских цехов строгой регламентации. Для каждого ремесла до мельчайших подробностей были определены: количество и качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность осуществлялась в рамках строгих постановлений. Запрещено было зазывать покупателей, отбивать их у других лавок, действовать в ущерб другому цеху. Например, кузнец не имел права ни выковать, ни продать ключ – это было дело слесаря. Портным запрещено было чинить одежду, а старьевщикам – шить новую. По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 года для каждой материи определены длина и ширина куска, количество ниток, качество материала, способ выделки. Исследователями конца XX в. отмечается, что на этом пути Кольбер имел множество последователей. В 1775 году было запрещено выделывать цветные холсты и полотна, чтобы не вредить шелковым и шерстяным мануфактурам. Доходило до того, что приказчикам предписывалось срывать платья из цветного холста с тех женщин, которые осмелятся появиться в них публично. Продажа цветного холста влекла за собою галеры.
Централизованно-командную экономику XX в. характеризуют директивное планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение, целевое фондирование, реализация которых осуществлялась на основе монополии государственной собственности на средства производства и абсолютизации государственной власти. Вместе с тем даже в условиях экономической системы, основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда вопросы воспроизводства решались административно-командными методами: например в Германии с 1936 по 1945 почти не было государственной собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.
Антиподом централизованно-командной
экономики выступает рыночная экономика.
Она характеризуется
В экономической системе, функционирующей на основе частной собственности, существуют элементы командной экономики: во-первых, в тех областях, где рынок не способен функционировать вообще; во-вторых, где эффективность не является единственной целью, а присутствуют нейтрализующие частный интерес цели социально-экономического развития нации; в-третьих, где результаты действий одних субъектов могут затронуть экономические интересы других, хотя последние не имеют непосредственного отношения к действиям первых.
В экономической системе, выстроенной на административно-командных методах решения основных вопросов воспроизводства, присутствуют и рыночные отношения, хотя и не в развитом состоянии: действует рынок потребительских товаров. Цены на таком рынке регламентируются государством, однако потребитель имеет возможность альтернативного поведения: он может либо приобретать, либо не приобретать предлагаемый товар по обозначенной цене.
В чем же заключается сущность командно-административной системы (КАС), сложившейся в нашей стране, каковы ее характерные черты и особенности?
2. Понятие командно-
Существенной
характеристикой КАС является всеобщее
огосударствление экономической жизни
общества. Оно проявилось, прежде всего,
в огосударствлении собственности.
Общенародная, по конституциям социалистических
стран, собственность фактически превратилась
в государственную, удельный вес
которой в СССР, например, составлял
90%. В результате произошла как
деформация процесса присвоения объектов
собственности, так и результатов
ее функционирования. Декларированные
субъекты собственности – трудовые
коллективы и отдельные трудящиеся
– были отчуждены от собственности,
т.к. фактически утратили важнейшие
функции присвоения: владения и распоряжения.
Они перешли к органам государственного
управления и представлявшему их слою
распорядителей, в результате чего государственная
собственность утратила общественный
характер и стала персонифицированной.
Реальным собственником стала административно-
Закономерным
результатом огосударствления основы
экономической системы –
Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека-работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.
Результатом КАС является тоталитарное государство. Тоталитаризм – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества власти господствующей элиты. Можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:
1.
единая идеология,
2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;
3. государственная монополия на средства массовой информации;
4.
репрессивная политическая
5.
всеобщее доминирование
Предпосылкой
возникновения тоталитаризма
Существенной
чертой КАС является деформация всех
отношений общественного
В производстве деформация начинается с подмены его цели: вместо удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради накопления. В основе управления производственным процессом лежало директивное планирование. Система централизованного планирования была создана в 20-30-е годы и не претерпела затем никаких принципиальных изменений. Она была разработана, чтобы обеспечить стратегию ускоренной индустриализации, базирующуюся главным образом на быстрой мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй план вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования лежали такие принципы, как:
Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административных системах