Деформация рынка в условиях командно-административных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:04, реферат

Описание работы

Фундаментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или «рынок». Откуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1. Модели экономических систем………………………………………….
2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности………………………………………………………………….
3. Отличия командно-административной системы от рыночной экономики……………………………………………………………….......
4. Деформация рынка в условиях командно-административной системы………………………………………………………………….......
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 43.86 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Омский  государственный технический университет» 
 
 
 
 

Реферат

на тему: «Деформация рынка в условиях командно-административных системах»

по дисциплине: «Экономическая теория» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы МУ-111

Константинова Дарья

Проверил: В.И. Белых 
 

Омск-2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

1. Модели экономических систем………………………………………….

2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности………………………………………………………………….

3. Отличия командно-административной системы от рыночной экономики……………………………………………………………….......

4. Деформация рынка в условиях командно-административной системы………………………………………………………………….......

Заключение………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Фундаментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или «рынок». Откуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?

Дело в том, что труд человека, производящего  товары, несет двойственный характер. С одной стороны, это частный  труд, ибо товаропроизводитель работает на свой страх и риск, занимаясь  вроде бы сугубо индивидуальным делом. С другой стороны, этот частный труд должен непременно получить общественное признание. А это происходит лишь в процессе обмена товара на рынке.

Отсюда и возникает  фундаментальный вопрос экономической  теории и практики, который можно  сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью?

Эта задача в  нашей стране на протяжении нескольких десятилетий решалась в пользу планово-командной  экономики. 
 
 
 
 

1. Модели экономических  систем

Экономическая система – это совокупность функционирующих институциональных, юридических, технико-технологических, психологических и природно-ресурсных параметров.

Современные экономические  системы  целесообразно подразделять исходя из форм собственности на средства производства и способа координации  входящих в нее элементов. С этой точки зрения выделяют:

·        традиционную экономику;

·        централизованно-командную экономику;

·        рыночную экономику.

Конкретизация методов, с помощью которых удовлетворяются  потребности, осуществляется при решении  основных вопросов любого воспроизводства: что производить, как производить, для кого производить?

Традиционная  экономика характерна для общества с низким развитием, где поведение  субъектов при решении трех основных вопросов определялось обычаями. В  их основе держало приспособление к природно-климатическим условиям, т.е. решалась проблема выживаемости. Традиционная экономика существовала длительное время в истории человечества и частично сохранилась в отдельных странах, например в Индии. В средневековой индийской деревне все жители делились на касты: священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог свободно выбрать себе профессию, а должны были наследовать занятия отца. Обычаи диктовали сроки и порядок сельскохозяйственных работ. Технология производственного процесса была строго закреплена социальными правилами, причем усовершенствования запрещались. Технологический процесс в таких условиях невозможен и поэтому производительность труда остается неизменной, как и сотни лет назад. Обычаи также устанавливали порядок распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика отличалась высокой степенью консерватизма, т.к. технический и экономический прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями, угрожает стабильности общества.

Централизованно-командная  экономика получила свое название из-за способа управления и координации. Все решения, касающиеся производства и распределения продукта, принимаются  централизованно и реализуются  по командам, спускаемым сверху вниз по иерархической лестнице управления. «Наверх» идут отчеты о выполнении команды. История отражает попытки  использования приказных методов  не только в XX в.

Во Франции, во второй половине XVII в., в период правления  Людовика XIV сеньоры подчинили всю  жизнь городских цехов строгой  регламентации. Для каждого ремесла  до мельчайших подробностей были определены: количество и качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность осуществлялась в рамках строгих  постановлений. Запрещено было зазывать покупателей, отбивать их у других лавок, действовать в ущерб другому  цеху. Например, кузнец не имел права  ни выковать, ни продать ключ – это  было дело слесаря. Портным запрещено  было чинить одежду, а старьевщикам – шить новую. По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 года для каждой материи определены длина  и ширина куска, количество ниток, качество материала, способ выделки. Исследователями  конца XX в. отмечается, что на этом пути Кольбер имел множество последователей. В 1775 году было запрещено выделывать цветные холсты и полотна, чтобы  не вредить шелковым и шерстяным  мануфактурам. Доходило до того, что  приказчикам предписывалось срывать  платья из цветного холста с тех  женщин, которые осмелятся появиться  в них публично. Продажа цветного холста влекла за собою галеры.

Централизованно-командную  экономику XX в. характеризуют директивное планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение, целевое фондирование, реализация которых осуществлялась на основе монополии государственной собственности на средства производства и абсолютизации государственной власти. Вместе с тем даже в условиях экономической системы, основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда вопросы воспроизводства решались административно-командными методами: например в Германии с 1936 по 1945 почти не было государственной собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.

Антиподом централизованно-командной  экономики выступает  рыночная экономика. Она характеризуется преобладанием  частной собственности на средства и предмет производства, отсутствием вмешательства со стороны государства в производственную деятельность хозяйственных единиц. В такой системе интересы продавцов и покупателей, производителей и потребителей координирует рыночный механизм. Именно он определяет, что производить, сколько производить и для кого производить. Подобная экономика не знает дефицита. Определение идеальной рыночной экономики было дано М.Фридменом, утверждавшим, что идеальная рыночная экономика – это система, в которой совершенно независимые экономические субъекты руководствуются собственными интересами и для достижения своих частных целей вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом. Однако в реальной жизни экономических систем, функционирующих и решающих основные вопросы воспроизводства исключительно по приказу или на основе реализации частного интереса, не существует.

В экономической  системе, функционирующей на основе частной собственности, существуют элементы командной экономики: во-первых, в тех областях, где рынок не способен функционировать вообще; во-вторых, где эффективность не является единственной целью, а присутствуют нейтрализующие частный интерес цели социально-экономического развития нации; в-третьих, где результаты действий одних субъектов могут затронуть экономические интересы других, хотя последние не имеют непосредственного отношения к действиям первых.

В экономической  системе, выстроенной на административно-командных  методах решения основных вопросов воспроизводства, присутствуют и рыночные отношения, хотя и не в развитом состоянии: действует рынок потребительских товаров. Цены на таком рынке регламентируются государством, однако потребитель имеет возможность альтернативного поведения: он может либо приобретать, либо не приобретать предлагаемый товар по обозначенной цене.

В чем же заключается  сущность командно-административной системы (КАС), сложившейся в нашей стране, каковы ее характерные черты и  особенности?

2. Понятие командно-административной  системы, ее характерные черты  и особенности.

Существенной  характеристикой КАС является всеобщее огосударствление экономической жизни  общества. Оно проявилось, прежде всего,  в огосударствлении собственности. Общенародная, по конституциям социалистических стран, собственность фактически превратилась в государственную, удельный вес  которой в СССР, например, составлял 90%. В результате произошла как  деформация процесса присвоения объектов собственности, так и результатов  ее функционирования. Декларированные  субъекты собственности – трудовые коллективы и отдельные трудящиеся – были отчуждены от собственности, т.к. фактически утратили важнейшие  функции присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам государственного управления и представлявшему их слою распорядителей, в результате чего государственная собственность утратила общественный характер и стала персонифицированной. Реальным собственником стала административно-бюрократическая верхушка государственной власти. Огосударствлению подверглись также и остальные формы собственности – кооперативная и личная. Так, непременным атрибутом кооперативной собственности в СССР были: система государственных закупок, даже в 80-е годы охватывающая 80-90% всей товарной продукции колхозов; безвозмездное изъятие доходов колхозов в пользу государства; регламентация государством  процесса воспроизводства на кооперативных предприятиях. В отношениях личной собственности этот процесс был связан с ограничениями со стороны государства верхнего потолка личных доходов и проведением курса на их уравнительность, что подрывало стимулы к труду наиболее инициативных и квалифицированных работников.

Закономерным  результатом огосударствления основы экономической системы – собственности, стало огосударствление всех структур этой системы. Только государство стало  собственником производственных ресурсов, и только оно принимало экономические решения. Возник и укрепился монополизм государства в экономике, политике, социальной сфере, идеологии, средствах массовой информации.

Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и  заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека-работника  признавались лишь в той степени, в какой они могли служить  реализации интересов власти. Поэтому  характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том  числе экономической свободы.

Результатом КАС  является тоталитарное государство. Тоталитаризм – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества власти господствующей элиты. Можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

1.     единая идеология, мобилизующая  население;

2.     единая партия – монополист, возглавляемая  одним лидером;

3.     государственная монополия на  средства массовой информации;

4.     репрессивная политическая система;

5.     всеобщее доминирование государственной  собственности на все средства производства. 

Предпосылкой  возникновения тоталитаризма явилось  положение классиков марксизма  о необходимости введения на переходный период от капитализма к социализму, для подавления сопротивления буржуазии, диктатуры пролетариата. Но, как  показал исторический опыт, в течение  короткого времени диктатура  пролетариата может превратиться в  диктатуру правящей партии, затем  в диктатуру узкого круга партийных  лидеров, наконец, в диктатуру одного человека.

Существенной  чертой КАС является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и  потребления.

В производстве деформация начинается с подмены  его цели: вместо удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради накопления. В основе управления производственным процессом лежало директивное планирование. Система  централизованного планирования была создана в 20-30-е годы и не претерпела затем никаких принципиальных изменений. Она была разработана, чтобы обеспечить стратегию ускоренной индустриализации, базирующуюся главным образом на быстрой мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй план вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования лежали такие принципы, как:

Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административных системах