Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:25, реферат
Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного
производства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно
охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок
можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и
услугами.
Введение. Понятие рынок_________________________________________ 3
Понятие дефицит________________________________________________ 6
Причины кратковременного дефицита______________________________ 8
Причины возникновения дефицита на рынке_________________________ 10
Модель Корнаи________________________________________________ 10
Контроль над ценами___________________________________________ 13
Монополии___________________________________________________ 14
Искусственный дефицит________________________________________ 15
Последствия существования дефицитного рынка_____________________ 18
Заключение_____________________________________________________ 20
Список литературы_________________________________________
Социалистическое предприятие обладает мягкими бюджетными
ограничениями, то есть даже если его расходы превышают объём производимого им товара в денежном выражении, то предприятие продолжает функционировать, получая дополнительные дотации от государства.
Функционирование классического капиталистического предприятия в
своей основе ограничивается спросом, а деятельность социалистического – ресурсами. Отсюда, по Корнаи, получается, что у классического капиталистического предприятия нет проблем с производством продукции, его главная задача – сбыт, а классическое социалистическое предприятие сталкивается с проблемой производства в условиях дефицита ресурсов, но не имеет проблем со сбытом.
Корнаи исходит из того, что вследствие невозможности плановой
экономики объективно отражать
потребности предприятий в
производства, предприятия постоянно сталкиваются с нехваткой ресурсов (в том числе и трудовых).
Существует несколько форм приспособления производителя к
условиям дефицита. Первая из них – это снижение производства до уровня «узкого места», то есть до того уровня, который позволяет осуществлять дефицитный ресурс. При этом формируется резерв (незадействованная в производстве часть ресурсов). Правило формирования резерва при дефиците
действует и на трудовые ресурсы: “Чем чаще проявляется дефицит рабочей
силы и чем он интенсивней, тем больше будет внутренний резерв, следовательно, внутризаводская безработица”. Формирование резерва рабочей силы в условиях ресурсоограниченности будет выступать гарантом для трудящихся на предприятии в том, что их не выгонят с работы. Это может привести к падению личной заинтересованности и дисциплины на рабочих местах.
Другой формой приспособления предприятия к дефициту является
изменение в структуре затрат (вынужденная замена). При нехватке одного
ресурса, предприятие приобретает другой, более дорогой в том случае если
заменяющий ресурс лучшего качества, или более дешевый, но более низкого
качества, что более вероятно, так как на это предприятие потратит меньше
средств. Следовательно, при дефиците неизбежно уменьшение качества
выпускаемой продукции.
Предприятие также может изменить структуру выпускаемой
продукции, то есть выпускать ту продукцию, которую позволяют изготовить имеющиеся ресурсы. Это может привести к повсеместной практике, когда
производиться будет не то, что нужно, а то, что возможно в соответствии с
тем, какие ресурсы имеются в наличии.
Обратимся к другому контрагенту хозяйства – потребителю. Под ним
может пониматься не только конечный потребитель материальных благ и
услуг, но и предприятие, которое выступает в качестве потребителя товаров
производственного назначения. Процесс приобретения необходимого товара
(станка, материалов и т.д.) аналогичен тому, который описывается схемой
поведения производителя. Последний не мог осуществить своё
первоначальное намерение, то есть использовать необходимый ресурс;
потребитель же не может приобрести нужную продукцию. В случае с
производителем наблюдается дефицит необходимых средств и материалов
внутри производственного предприятия (на складе); потребитель
обнаруживает, что необходимых средств и материалов нет за пределами
предприятия (на складе торгового предприятия). Таким образом,
предприятия, использующие в производственном процессе продукцию других отраслей, вынуждены сами приспосабливаться к дефициту одним из трёх ранее описанных способов. Получается, что они недопроизводят продукцию (или переключаются на производство другой продукции), и дефицит испытывают уже отрасли, зависящие от них. В конечном счёте, дефицит по принципу цепной реакции охватывает всю экономику.
Через всё исследование Корнаи проходит утверждение о том, что
дефицит является нормальным состоянием для социалистического хозяйства.
Причину этого он видит в самом принципе централизованного управления
экономикой и считает, что дефицит будет неустраним до тех пор, пока определяющей формой отношений между государством и предприятием
будет вертикальная зависимость.
Контроль над ценами
Контроль над ценами осуществляет государство на законодательной
основе. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного
ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.
Контроль над ценами приводит также к таким экономическим
последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой
экономики в различных сферах.
Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного
равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная
напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства.
Нарушение законов ценообразования происходит, прежде всего,
потому, что спрос не ограничивался только группами социально
незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен.
Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал
тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за
их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки
производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется
необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее
социальное напряжение.
Монополии
Монополия – ситуация на рынке, при которой продажу товара
осуществляет один единственный продавец. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. В отличие от ситуации совершенной конкуренции отрасль «захвачена» одной единственной фирмой.
Для монополии характерны ограничение объема производства и
повышение цен. Она производит меньше продукции и назначает более высокие цены, чем совершенно конкурентная фирма. Экономисты доказывают, что монополии замедляют внедрение нововведений и, следовательно, экономический рост. Монопольные цены ослабляют экономические стимулы к внедрению новых технологий.
Монополия единолично господствует на рынке и, не встречая
противодействия конкурентов, стремится к сохранению статуса, взвинчиванию цен и произволу. Поэтому монополия – нежелательное явление, а если избежать ее невозможно, то требуется государственное регулирование деятельности фирм-монополистов.
Искусственный дефицит
В настоящее время в связи с переходом на рыночную экономику, все
частные предприниматели стремятся получить как можно большую прибыль.
Поэтому, как только какой-либо товар становится дефицитным,
индивидуальные
товар и продать его по более высокой цене.
Иногда предприниматели создают ситуации искусственного дефицита
также с целью получения выгоды. Это может распространяться как на товары
сезонного спроса (например, сахар), так и на любые другие товары.
Для создания ощущения дефицита следует пользоваться камерными,
немассовыми каналами дистрибуции и регулировать искусственно степень
наличия товара на интересующем нас рынке. Если товар есть в каждом
магазине и ларьке, вы никогда не сможете построить ему имидж
эксклюзивного или дефицитного.
По инициативе социального психолога Стивена Уорчела был проведен
следующий эксперимент. Торговые агенты позвонили, как обычно,
постоянным клиентам компании — закупщикам говядины для супермаркетов
и других точек, торгующих продуктами в розницу, и одним из трех способов
предложили им сделать заказ. Одни клиенты услышали предложение в
стандартной форме. Другим клиентам дополнительно была предоставлена
информация о том, что
поставки импортной говядины будут
сокращены в ближайшие
сведения, что и вторая группа, а также информацию о том, что мало кто
узнает о предстоящем сокращении поставок, так как эти сведения поступили
из надежного, но засекреченного источника. Таким образом, клиентам из
третьей группы дали понять, что ограничен не только доступ к продукту, но и доступ к информации, касающейся данного продукта. Результаты
эксперимента говорят сами за себя. Торговые агенты второй и третьей групп
стали требовать от владельцев магазинов увеличения закупок говядины,
чтобы обеспечить бесперебойную торговлю в течение ближайших месяцев. По сравнению с клиентами, которым было сделано торговое предложение в
стандартной форме, те клиенты, которым было также сказано о дефиците
говядины, заказали ее в два раза больше. Однако особенно много говядины
заказали те клиенты, которые решили, что они владеют "исключительной"
информацией. Они приобрели в шесть раз больше говядины, чем их коллеги,
на них обрушился двойной удар принципа дефицита.
Не так давно в России также была создана ситуация искусственного
дефицита, когда во всех СМИ прошла информация о том, что Украина в
отместку за отключение газа и запрет импорта мяса готова наложить эмбарго
на поставки соли. Это заставило жителей российских городов ринуться в
магазины, где их поджидали подсознательно ожидаемые пустые полки.
Паника начала нарастать как снежный ком, и в течение всего нескольких дней цена на соль в отдельных областях страны поднялась с 4 – 5 рублей до 40 рублей за килограмм. Как обычно, народ не стал слушать политиков и
экономических экспертов, уверявших, что никаких реальных причин для
роста цен на соль нет.
Истинной причиной скачка цен, скорее всего, явилось умелое
манипулирование общественным мнением некоторых торговцев, сумевших
извлечь из короткой волны паники баснословные прибыли. Создание
искусственного дефицита товара с последующим резким взвинчиванием цен – прием простой, но очень действенный. Он использовался в торговле испокон веков с неизменным успехом. История знает немало примеров того, как хитрые дельцы в разные времена и в разных странах шли на сознательные убытки, чтобы сначала создать дефицит товара, а затем, на волне ажиотажного спроса, с лихвой компенсировать затраты.
Постоянно действующий дефицитный рынок можно лишь с
оговорками назвать рынком. Такой рынок, как правило, является порождением определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
Последствия
существования дефицитного
Дефицит может носить временный или постоянный характер. Но в
любом случае его последствия вполне очевидны и не благоприятны для
развития экономики.
Следствием дефицита товаров на рынке возможно появление так
называемого рынка продавца – рынка товара, на котором продавец диктует
свои условия торговых сделок. Как правило, таким бывает дефицитный рынок в отсутствии конкуренции продавцов. Обычно такой рынок поддерживается ограничением предложения товара путем соглашений между продавцами или обусловлен объективной невозможностью насыщения спроса.
Также возникает такая
проблема как неэффективность
условиях дефицита неизвестно будет ли товар, доступный сегодня, доступен
завтра, поэтому и население,
и предприятия склонны
запас, на всякий случай. В результате произведенный товар вроде бы есть, но
польза от него отрицательна, место в квартире или на складе он занимает, но
не используется. Тот же человек или предприятие, которому этот товар
действительно нужен, купить его не может, т.к. товар уже был раскуплен
другими людьми или предприятиями про запас.
В связи с дефицитом, как правило, наблюдается рост бюрократизации.
Бюрократ, распределяющий недефицитный товар, по сути никто, бюрократ,
распределяющий дефицит, – это важный человек. Соответственно бюрократия была заинтересованной в создании дефицитов, сгнивший на складе товар для нее оказывался выгоднее, чем доставленный потребителю. Если отсутствие товара в продаже – это исключительное явление, то по каждому такому факту можно провести расследование и найти виновных, если же дефицит порождается самой экономической системой, то выявление случаев злоупотреблений создающих или усиливающих дефицит становится
нетривиальной задачей.
Нередки проблемы с качеством товара. В условиях дефицита
раскупается любой товар, соответственно у предприятий утрачиваются стимулы работать над повышением качества товара и улучшением его потребительских свойств. Административные меры в целях повышения качества в лучшем случае могут дать лишь краткосрочный эффект.
К тому же наблюдаются такие явления, как отсутствие
многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности, чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности, монополизм производителя и торговца.
Информация о работе Дефицитный рынок. Причины возникновения и последствия