Дефицитный рынок. Причины возникновения и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного
производства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно
охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок
можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и
услугами.

Содержание

Введение. Понятие рынок_________________________________________ 3
Понятие дефицит________________________________________________ 6
Причины кратковременного дефицита______________________________ 8
Причины возникновения дефицита на рынке_________________________ 10
Модель Корнаи________________________________________________ 10
Контроль над ценами___________________________________________ 13
Монополии___________________________________________________ 14
Искусственный дефицит________________________________________ 15
Последствия существования дефицитного рынка_____________________ 18
Заключение_____________________________________________________ 20
Список литературы_________________________________________

Работа содержит 1 файл

Дефицитный рынок. Причины возникновения и последствия (20стр) - копия.docx

— 89.87 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение Высшего  профессионального образования  «Псковский Политехнический институт»

 

 

 

 

 

Реферат по экономической теории на тему

«Дефицитный рынок. Причины возникновения и последствия»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Иванова Екатерина

студентка очной  формы обучения

группы 071-1101

Преподаватель: Красева  Т.А.

 

 

 

 

Псков, 2010

Содержание:

 

Введение. Понятие рынок_________________________________________     3                                                                                            

Понятие дефицит________________________________________________     6                                                                                       

Причины кратковременного дефицита______________________________     8                                                  

Причины возникновения дефицита на рынке_________________________   10                                        

    Модель Корнаи________________________________________________  10

    Контроль над ценами___________________________________________  13

    Монополии___________________________________________________   14

    Искусственный дефицит________________________________________   15

Последствия существования  дефицитного рынка_____________________    18

Заключение_____________________________________________________   20

Список литературы_______________________________________________  21  

Введение 

 

Понятие рынок

 

 

Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного

производства. Рынок –  понятие многомерное, поэтому достаточно трудно

охарактеризовать его  однозначно. В упрощенном, узком  понимании рынок

можно рассматривать как  любое место торговли (обмена) товарами и

услугами. В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они

происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в  широком

смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем  и

характеризуется многими  признаками, такими, как вид продаваемых  товаров,

объем продаж и покупок, способ торговли, уровень цен.

Суть рыночных отношений  сводится к возмещению затрат продавцов

(товаропроизводителей и  торговцев) и получению ими  прибыли, а также

удовлетворению платежеспособного  спроса покупателей на основе

свободного, взаимного соглашения, эквивалентности и конкуренции.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и

денег. Но так как рынок  функционирует в определенной экономической

системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о российском,

американском, японском и  других рынках.

Рынок в экономической  теории — это совокупность экономических

отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров  и денег,

которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и

конкуренции. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи

между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. К основным элементам рынка относятся: спрос,

предложение и цена.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.

Рыночная система оказалась  наиболее эффективной и гибкой для  решения

основных экономических  проблем. Она формировалась не одно столетие,

приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять

экономический облик будущего во всех странах мира.

Рынок, как полисистемное  образование, подразумевает совокупность

многих типов и видов  рынков, отличающихся друг от друга  разнообразными

признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков,

их можно разделить  на группы по определенным признакам.

  • По объектам приложения различают рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный, кредитный, фондовый рынки, рынок рабочей силы.
  • В пространственном отношении выделяют локальный, региональный, национальный, мировой рынки.
  • По механизму функционирования – свободный, монополизированный, государственнорегулируемый и плановорегулируемый рынки.
  • По уровню насыщенности различают равновесный, дефицитный и избыточный рынки.

Равновесный рынок характеризуется  практически совпадающими по

величине спросом и  предложением. В условиях избыточного  рынка

предложение, как правило, существенно превышает спрос  на товары. На

дефицитном же рынке спрос  превышает имеющееся предложение. О дефицитном рынке, причинах его функционирования и последствиях

и пойдет речь в реферате.

 

Понятие дефицит

 

 

Дефицит – это несоответствие товарного предложения спросу.

Дефицит, как правило, возникает в условиях жесткого регулирования цен,

монополизации производства, неразвитости финансового рынка.

Рассмотрим процесс возникновения  дефицита. Для определенности

представим, что на нашем  рынке в исходном положении существовало

равновесие, которое затем  было нарушено изменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного потребителем для покупки данного

товара.

 

 

 

 

Рисунок 1. Увеличение спроса

 

 

 

 

На графике (рисунок 1) это  может быть изображено сдвигом кривой

спроса вправо – вверх: D→D1. Будем также считать, что цена данного

товара не изменилась мгновенно  сразу же после сдвига кривой спроса. В этом случае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что при прежней цене Р количество товара Q2, которое каждый из них теперь может приобрести, превышает тот объем Q, который раньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной цене производители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефицит товара в размере Q2-Q, поскольку величина спроса теперь превышает величину предложения данного товара. Очевидно, что покупатели просто так не откажутся от покупки данного товара и попытаются предпринять соответствующие меры.

Практически это приведет к тому, что между покупателями начнется

конкуренция за возможность приобрести данный товар, а это, в свою очередь, окажет повышающее влияние на его рыночную цену. Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнет расти под воздействием конкуренции покупателей. Вполне естественной реакцией продавцов на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара в полном соответствии с законом предложения. А поскольку на это же будут направлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена при отмеченном росте количества товара начнет повышаться до величины Р1. На графике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры Е вдоль кривой предложения вплоть до ее пересечения с новой кривой спроса D1, где

и будет тем самым достигнуто новое равновесие данного рынка Е1 с

параметрами Q1 и P1. 

Причины кратковременного дефицита

 

 

Существуют несколько  факторов, способствующих превышению

спроса над предложением.

Одним из факторов является так называемая несбалансированная цена

(явление, при котором  спрос опережает предложение). Ярким  примером

является товар во время  распродаж. В этом случае дефицит  свидетельствует

о низком предложении, вызванном  низкой ценой. Имеющийся товар

разбирается настолько быстро, что предложение не успевает за резко

возросшим спросом.

Также дефициту могут способствовать ошибки в планировании

закупок и анализе продаж. Как правило, эта причина кроется  в людях,

которые по каким-то причинам плохо делают свою работу. Так или иначе, без серьезного анализа продаж и без точного планирования компания быстро

получает несбалансированный запас. Отсутствие точных прогнозов  и

плановости закупок ведет  к прямой потере покупателей. Они  склонны

забывать о новом товаре, если долгое время не видят его  в продаже.

К подобным факторам относится  и изменение текущей ситуации на

рынке (появление новой  моды, тенденции, закона). Так, например, если вчера

был принят новый закон  о том, что всех детей до 12 лет  необходимо

перевозить только в детском  автокресле, то есть вероятность, что  такие

автокресла вдруг начнут пользоваться возросшим спросом.

Появление дефицита на товар  возможно после не до конца

продуманной активной рекламы или PR кампании. Потребители вслед за рекламой начинают активно покупать раскручиваемый товар, в то время как

обычные магазины, продающие множество продуктов разных

производителей, не знавшие о данной акции, не успевают за растущим

спросом.

 

К некоторым проблемам  может привести и заказ товара без учета

комплексности. Существуют товары, продажи которых влияют на продажи

других – например, шампанское и конфеты, мука и дрожжи, зеленый  горошек и майонез. В таком случае квалификация менеджера, который составляет заказ на закупку товаров, может иметь решающее значение. Дефицит одного товара может привести к затрудненной продаже другого.

Также немаловажными факторами  являются социальные и

экологические факторы. Погода, экология, эпидемии могут спровоцировать

неожиданный высокий спрос  на товар определенной категории. Если лето

выдалось очень жарким, то спрос на мороженое и прохладительные  напитки

может превысить предложение  в несколько раз. Неожиданное  отключение

воды в районе провоцирует  спрос на воду в больших тарах. Так, например, во

время эпидемии атипичной  пневмонии спрос на респираторы  в Китае

подскочил в десятки раз. Такой дефицит носит характер вспышки и

заканчивается, как правило, так же резко, как и начинается.

Существует также множество  других факторов, которые способствуют

возникновению дефицита товара на рынке. 

Причины возникновения  дефицита на рынке

 

 

Теория дефицитной экономики  по своей сути сложилась из синтеза

трёх направлений экономической  мысли: это “теория нехватки товаров” Н.Д.

Кондратьева и В.В. Новожилова, концепция “логической и практической неосуществимости социализма” Мизеса и Б.Д. Бруцкуса и школы “экономики дефицита” Я.Корнаи¹.

Янош Корнаи¹ - венгерский экономист, известный критик командной экономической системы. Учился в будапештском экономическом университете имени Карла Маркса. Профессор Гарвардского университета (1986—2002). Президент Эконометрического общества (1978), Европейской (1987) и Международной экономических ассоциаций (2002-05). Лауреат премии Ф. Сейдмана (1982). Офицер ордена Почетного легиона. Почётный президент Европейской ассоциации эволюционной политической экономии. Основная работа -  «Социалистическая система: политическая экономия коммунизма» (1988).

Принято считать, что наибольший вклад в изучение теории дефицита

был сделан Яношом Корнаи.

 

 

 

Модель Корнаи

 

 

Корнаи исходит из того, что плановая экономика в принципе не может

объективно отражать потребности  предприятий в тех или иных ресурсах.

Постоянные ошибки в расчёте  ресурсов (а это, по мнению Корнаи, абсолютно неизбежно) будут приводить к недовыпуску товаров в каких-то

отраслях (к дефициту), а дефицит в этих отраслях будет порождать дефицит в других отраслях, которые при производстве своей продукции используют продукцию первых. Таким образом, цепная реакция превращает всю плановую экономику в дефицитную. Модель Корнаи раскрывает механизм того, как функционируют предприятия в условиях недостаточности ресурсов и к каким последствиям приводят несоответствия плановых заданий реальным потребностям предприятий.

Для того чтобы разобрать  ситуацию, сложившуюся в реальной сфере

производства, необходимо проанализировать сами условия функционирования предприятия при социалистическом хозяйстве. В работе

«Антиравновесие» Я. Корнаи выделяет три группы ограничений, с  которыми

может столкнуться предприятие:

  • ограничения, связанные с ресурсами
  • ограничения, связанные со спросом
  • бюджетные ограничения (соответствие общей суммы расходов

предприятия общей сумме  имеющихся в его распоряжении средств).

Эти ограничения могут быть как эффективными, то есть

препятствующими дальнейшему развитию производства, так и неэффективными, не влияющими на выбор в хозяйственной деятельности. Существует также градация ограничений по степени жёсткости на мягкие, средней жёсткости и жёсткие ограничения (мягкие ограничения предприятие может нарушать – они обычно являются неэффективными, жёсткие же ограничения, напротив, эффективны, а значит их нарушение невозможно). В своей работе под названием «Дефицит» Корнаи приводит в пример для сравнения два типа предприятий – традиционное капиталистическое и социалистическое.

Информация о работе Дефицитный рынок. Причины возникновения и последствия