Чистая теория международной торговли: спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.
Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть чистую теорию международной торговли, основу которой составляют спрос и предложение.

Содержание

Теоретическая часть
Введение
1. Чистая теория международной торговли: предложение
1.1. Проблемы в исследовании мировой торговли: Как устроена и как
должна быть устроена международная торговля?
1.2. Ситуация абсолютного преимущества
1.3. Ситуация сравнительных преимуществ
1.4. Закон сравнительных преимуществ Д.Рикардо
1.4.1. Кривые производственных возможностей при постоянных
издержках по Рикардо
1.5. Теория Хекшера – Олина: соотношение факторов производства
2. Чистая теория международной торговли: спрос
2.1. Взаимодействие спроса и предложения во внешней торговле и на мировом рынке
2.2. Что стоит за кривыми спроса: кривые безразличия
2.3. Интересы потребителей и производителей
2.4. Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли
3. Внешняя торговля и распределение доходов
3.1. Влияние внешней торговли на цены и объём выпуска
3.2. Изменение спроса на факторы производства
3.3. Парадокс Леонтьева
3.4. Зависимость между импортом и экспортом
Заключение

Работа содержит 1 файл

Чистая теория международной торговли.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    Далее, выигрыш можно увеличить благодаря специализации производства. Соединенным Штатам теперь нет смысла производить на каждую единицу затрат по 20 бушелей пшеницы и 15 ярдов сукна, как в точке So. В таких условиях США должны вообще отказаться от производства сукна. Зачем изводить средства на выделку сукна, если их можно использовать в сельском хозяйстве, производя по два бушеля пшеницы вместо прежнего ярда сукна и получая по два ярда сукна за каждые два бушеля экспортированной пшеницы? Соединенные Штаты могут полностью специализироваться на производстве пшеницы в точке Si и обменивать некоторое ее количество на сукно; это переместит потребление куда-нибудь в точку С на графике. Точно так же остальные страны могли бы полностью специализироваться на товаре, производство которого обходится им дешевле, и выпускать только сукно (как в точке Si на рис. 1.1), обменивая его затем на пшеницу, чтобы достичь потребления в точке С.

    Возможность специализации и обмена по мировой цене ярда сукна за бушель пшеницы позволяет США и остальным странам одновременно получить выигрыш от внешней торговли. Хотя мы по-прежнему не знаем, каков будет объем торговли (установить это возможно лишь с введением в следующем разделе предпосылок относительно спроса), очевидно, что мировая цена, обозначенная на рис. 1.1 пунктирной линией, позволяет вести обмен пшеницы на сукно, благодаря чему обе страны могут выйти на уровень потребления, недостижимый без внешней торговли. Если бы США были вынуждены сохранять автаркию, оставаясь на нашем рисунке на жирной линии, им никогда не удалось бы попасть в точку С. Каждой предельно допустимой комбинации пшеницы и сукна, идущих на потребление в отсутствие внешней торговли (их множество обозначено жирной линией), соответствует точка на линии мировой цены, в которой благодаря специализации и внешней торговле объем потребления обоих товаров по крайней мере не меньше. Остальные страны также остаются в выигрыше. Размеры его определяются приростом потребления, достигнутым благодаря внешней торговле.

    До  сих пор мы разбирались с примером, где преимущество было абсолютным: каждая из стран на единицу затрат могла производить какого-то товара больше, чем другая. США могли производить больше пшеницы (50 бушелей на единицу затрат против 40 в остальных странах), а остальные страны — больше сукна (100 ярдов на единицу затрат против 25 в США). Однако этот пример не может полностью устранить сомнения, высказанного еще до Смита и Рикардо: как быть, если мы ни в чем не располагаем абсолютным преимуществом и иностранцы на единицу затрат могут производить любого товара больше, чем мы? Захотят ли они торговать с нами? А если захотят, следует ли нам соглашаться?  
 

        1.3. Ситуация сравнительного преимущества.

    Рикардо показал, что даже в случае, когда  страна ни в чем не располагает  абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в отсутствие торговли в соотношениях цен между странами сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек (если брать за точку отсчета установление торговых отношении), чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие.

    Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-то товара и получает выигрыш, торгуя им в обмен на остальные. Он проиллюстрировал это следующим численным примером. Предположим, что в США по-прежнему с помощью единицы затрат можно произвести 50 бушелей пшеницы, или 25 ярдов сукна, или любую комбинацию объемов пшеницы и сукна в указанных пределах, тогда как в остальных странах с помощью единицы затрат можно произвести 67 бушелей пшеницы, или 100 ярдов сукна, или любую их комбинацию в указанных пределах.

    Чтобы убедиться, что для обеих стран  выгодно, если США будут обменивать свою пшеницу на иностранное сукно, достаточно вновь обратиться к ситуации абсолютного преимущества. Мы увидим, что выгодность внешней торговли никак не зависит от того, что США могут производить больше пшеницы на единицу затрат, чем остальные страны (50 бушелей против 40 на рис. 1.1). Выигрыш при. обмене проистекает не из абсолютного преимущества, а из того простого факта, что

    

    Пшеница(бушелей на единицу затрат)

    (бушелей на единицу затрат)

    

            

         15        50

    

    

    '

    76 80      100

                           Сукно (ярдов на единицу затрат)

    Рис. 1.2. Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли. 

    соотношения издержек в отсутствие торговли (наклоны жирных линий на обеих картинках) различны. Составить более полное представление о выигрыше, получаемом в результате использования сравнительного преимущества, нам поможет рис. 1.2, где дается геометрическое представление примера, аналогичного приведенному Рикардо. Рассмотрим совсем пессимистический вариант, когда США безнадежно отстают от других стран в выпуске пшеницы и особенно сукна на единицу затрат. Если внешняя торговля запрещена, США должны быть на самообеспечении и потреблять продукцию только собственного производства в одной из точек на жирной линии, например в точке 50. То же относится к остальным странам.

    Установление  торговых отношений расширяет возмо,жяости страны, даже несмотря на то, что в США производство обоих товаров обходится дороже, чем в других странах. Как только можно будет торговать, кто-нибудь обратит внимание на то, что можно купить бушель пшеницы в США всего за пол-ярда сукна, отправить его за границу и продать там за полтора ярда сукна (1. 1/2 = 100/67). Начнется отток пшеницы из США в обмен на сукно, производимое другими странами, вне зависимости от того, во что обходится производство каждого из товаров в той или иной стране. Развитие торговли вскоре приведет к выравниванию относительных цен в обеих странах. Мы уже знаем, что торговля становится взаимовыгодной, только если она производится по соотношению цен мирового рынка. Оно находится где-то посредине между существовавшим до установления торговых отношений соотношением цен в США (1/2 ярда за бушель) и соотношением цен в остальном мире (1. 1/2 ярда за бушель). Вновь, как и в ситуации абсолютного преимущества, для обеих сторон будет выгодно, чтобы обеспечить наивысшее потребление, полностью специализироваться на производстве единственного товара — пшеницы в США и сукна в остальном мире. Если окажется, что соотношение мировых цен установится на уровне один ярд сукна за один бушель пшеницы, каждая из стран достигнет точки С в потреблении, при этом США будут экспортировать 20 бушелей пшеницы в обмен на 20 ярдов заграничного сукна. Выигрыш от внешней торговли заключается в приросте потребления благодаря возможности перемещения в точки, подобные С. В отсутствие торговли в точках типа So такой уровень потребления был недоступен.

    Рикардо придал своему числовому примеру еще большую убедительность, показав, что взаимовыгодность внешней торговли сохраняется и тогда, когда международный обмен осуществляется с участием денег. До сих пор мы предполагали, что пшеница непосредственно обменивается на сукно. Это не соответствует действительности, так как на самом деле страны торгуют друг с другом, прибегая к помощи валютных рынков, где можно обменять одну валюту на другую, чтобы расплатиться за экспорт или импорт. Пока только скажем, что Рикардо корректно доказал сохранение относительного преимущества и выгодность внешней торговли для каждой страны и в том случае, когда во внимание принимается существование национальной валюты. Если при данном обменном курсе национальной валюты не удается покрыть расходы на импорт поступлениями от экспорта, их можно уравновесить путем изменения относительных цен на собственные и заграничные товары в денежном выражении. В мире, где существуют деньги, такое выравнивание платежей достигается или посредством установления нового равновесия обменного курса валют, или корректировкой всех уровней денежных цен в одной или обеих странах. Таким образом, тот факт, что в реальном мире торговля ведется посредством денег, нисколько не умаляет значения открытого Рикардо закона сравнительного преимущества. 

        1.4. Закон сравнительных преимуществ Д.Рикардо

    Разбираясь  с вопросом влияния международной  торговли на благосостояние, мы неизбежно наталкиваемся на необходимость выяснения причин, порождающих эту торговлю. Типичный пример тому — попытки Д.Рикардо в начале XIX в. убедить своих соотечественников-англичан в преимуществах свободной торговли. Поиски доводов в пользу свободной торговли завершились простым и классическим изложением того, как обе страны могут получить выигрыш от торговли друг с другом. И все же, несмотря на убедительность аргументов, самое ценное в его рассуждениях о выгодности международной торговли — поставленные, хотя и оставшиеся без ответа, вопросы о причинах, порождающих торговлю.

    В начале XIX в. перед сторонниками свободной  торговли стояла задача необычайной трудности. Торговля вся была опутана разнообразнейшими налогами и запретами, регламентирующими как импорт, так и экспорт. Не менее изощренными были и доводы меркантилистов, оправдывающие необходимость этих ограничений. Обложение импорта налогом обычно рассматривалось как средство, ведущее к созданию рабочих мест и увеличению дохода внутри страны. Считалось, что импортировать товары плохо, поскольку за них нужно платить, а это может привести к оттоку металлических денег (золота и серебра) за границу, если закуплено товаров и услуг у иностранцев будет больше, чем удастся им продать. Импорта следовало опасаться и потому, что в случае войны снабжение этими товарами могло прекратиться.

    Рикардо не был первым, кто бросил вызов  господствовавшей меркантилистской идеологии. Уже Адам Смит в своем труде «Богатство народов» (1776) высмеивал боязнь внешней торговли, сравнивая нации с семейными хозяйствами. Поскольку каждое семейное хозяйство находит выгодным для себя производить лишь часть из необходимого, а остальное приобретать за счет продажи излишков, то же самое может быть отнесено к нациям.

    «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не требует шить себе сапоги, а покупает их у сапожника...

    То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для  всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

    И все же во многих отношениях доводы А.Смита были несовершенными. Ему не удалось опровергнуть известное утверждение, что якобы ограничение импорта ведет к созданию новых рабочих мест. Он не только не противостоял, но и сам поддерживал необходимость, из соображений национальной безопасности, ограничивать внешнюю торговлю с потенциальным противником. Кроме того, он полагал, что каждая нация в достаточной мере обладает абсолютными преимуществами над своими торговыми партнерами, чтобы поставлять на экспорт столько же товаров, сколько закупается за границей, если только торговля будет свободна от ограничений и регламентации. При этом он отмахнулся от очевидных вопросов, которые уже поднимались его предшественника-ми. Как быть, если какая-то страна не располагает преимуществами? Захотят ли другие страны торговать с ней? А если захотят, не следует ли опасаться того, что в конце концов закупать у своих более производительных соседей она станет гораздо больше, чем сможет им продать? Не приведет ли образовавшийся торговый дефицит к оттоку денег за границу? Где гарантии, что свободная торговля разрешит все эти проблемы, да еще таким образом, что страна в итоге останется в выигрыше?

    Рикардо укрепил доводы в пользу свободной  торговли, освободив их от прежних слишком жестких предпосылок. Он привел ряд численных примеров, показывающих выгодность внешней торговли для любой нации, даже если она ни в чем не располагает преимуществами или, наоборот, имеет преимущества перед иностранцами в производстве абсолютно всех товаров. В этих примерах, в отличие от других его работ, все внимание уделялось конечному воздействию внешней торговли на нацию в целом и никак не затрагивались вопросы последующего распределения полученных выгод внутри страны, что обычно занимало его в первую голову.

    Чтобы оценить вклад, сделанный Рикардо  в разработку проблемы, давайте рассмотрим следующие два примера, в которых  излагаются ключевые доводы в пользу выгодности внешней торговли.

  1.4.1. Кривые производственных  возможностей при  постоянных   

                         издержках по Рикардо

    Последователи Рикардо развивали его теорию сравнительного преимущества по нескольким направлениям. В том числе была уточнена роль его собственных предпосылок о сравнительных издержках производства. Основной вывод Рикардо состоит в том, что источником внешней торговли может являться единственно разница в издержках производства товаров, вне зависимости от абсолютных размеров этих издержек. В рассмотренном нами примере сравнительного преимущества взаимовыгодность торговли проистекала из того факта, что производство пшеницы в одной стране в ярдах сукна обходилось дороже, чем в остальных, собственно затраты на производство пшеницы или сукна в отдельности тут были ни при чем. Нам нет необходимости постоянно ссылаться на то, сколько пшеницы или сукна может быть произведено на единицу затрат, как это делал Рикардо, сравнивая первоначально затраты труда на производство вина и сукна в Англии и Португалии. Нам проще, оставив выражение на единицу затрат, вслед за более поздними авторами говорить лишь о различных количествах пшеницы и сукна, которые могут быть получены в той или иной стране при переключении всех ресурсов на производство единственного товара. Это поможет нам сосредоточить внимание на агрегированных показателях производства и потребления в наших странах.

Информация о работе Чистая теория международной торговли: спрос и предложение