Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

Национальное богатство и человеческий капитал: основные понятия

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.doc.docx

— 147.40 Кб (Скачать)

     Инструменты решения региональных задач: 

    • повышение качества управления на субфедеральном уровне;
    • содействие распространению лучшей практики;
    • содействие формированию и развитию региональных экономических кластеров;
    • увеличение ориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование реформ в регионах.
  1. Развитие инфраструктуры. Развитие инфраструктуры должно способствовать повышению устойчивости развития экономики, способствовать росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики в пользу наукоемких отраслей. Поставлена задача расширения участия бизнеса и развития инфраструктуры.
  1. Конкуренция. Необходимо создавать условия для перетока капитала из несырьевых секторов в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Основной инструмент – создание инвестиционной привлекательности этих отраслей и предприятий.

    3.3.  Развитие человеческого  капитала в регионах

     Развитие  человеческого капитала в регионах – ключевой приоритет стратегии  развития РФ. В предыдущих разделах уже делалась ссылка на работы А. Тойнби, в которых он доказал, что решающее значение для успехов  нации имеют  качество, энергия, активность и компетентность ее элиты.

     Элита нации, элита регионов играет решающую роль в современной конкурентной борьбе в мировой политике и экономике, в национальной политике и экономике. Именно она руководит страной, регионами, нанимает и формирует команды технократов, которые разрабатывают программы и стратегии развития и реализуют их на практике.

     В российской практике последних лет  были унифицированы в условиях мониторинга  Правительства РФ региональные законы, программы, концепции и стратегии  развития. Однако  этот процесс принял в некоторых регионах характерный  и традиционный для России формально-бюрократический характер: все есть и ничто не работает. По внешним и формальным признакам в программах и других документах все элементы правительственных программ присутствуют, но они не работают, не реализуются, не приводят к повышению эффективности экономики и становлению гражданского общества.

     В ХХ веке в Италии часто использовался  специфический метод борьбы профсоюзов за свои права, который получил название «забастовки по-итальянски». Работники, например, железной дороги начинали буквально  и скрупулезно исполнять все  без исключения правила и инструкции. И это приводило к остановке  движения поездов. Можно всегда найти  несущественное или устаревшее отклонение от правил и инструкций и на основании  его прекратить активную деятельность, хотя и присутствовать на работе.

     Так и в некоторых регионах произвели  массу программ и заполнили их инвестиционными проектами, не прошедшими качественную стандартную рыночную экспертизу и процедуру инвестиционного анализа и отбора. И смысл этих программ потерялся. Эти проекты не были лучшими, не были прибыльными и

       не привели к росту экономики  и развитию региона. В ряде случаев проекты оказались ложными или некачественными, и средства на них были потрачены крайне неэффективно.

     Тем не менее прошедший этап трансформационного периода привел к унификации региональной законодательной, программной и  нормативной базы. Это укрепило единое законодательное и экономическое  пространство России. И это положительный  результат. Далее предстоит гораздо  более трудный этап – этап содержательного  и реального наполнения этих документов и их эффективной реализации на практике, что возможно только при обновлении элиты многих регионов, где местные  лидеры не способны к самообразованию, к обучению, к работе в новых  условиях.

     В связи с изложенным можно сказать, что одним из основных тормозов развития некоторых регионов РФ стало низкое качество и криминализация этих элит, которые определяют в значительной степени низкое качество совокупного  человеческого капитала этих регионов. Процессы межрегионального обмена человеческим капиталом пока недостаточно развиты. В то же время клановость и коррумпированность региональной элиты одно из главных препятствий в РФ на пути  создания эффективной экономики, эффективного государства и гражданского общества.

     В программе Правительства РФ на 2006-2009 гг. для  развития человеческого  капитала в регионах определенны  несколько направлений.

  1. Переход на новые направления миграционной политики с целью активного привлечения мигрантов в экономику ряда регионов России.
  2. Эффективная политика в области профессионального образования с учетом особенностей региона и потребностей страны в целом.
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В данной курсовой работе я  рассмотрела следующие вопросы:

    • основные понятия национального богатства и человеческого капитала;
    • методы оценки стоимости человеческого капитала как составляющей национального богатства;
    • роль в историческом развитии цивилизаций и стран мира;
    • детерминанты накопления и развития человеческого капитала;
    • проблемы роста человеческого капитала;
    • некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала;
    • основные цели и задачи развития РФ на 2006 – 2009 гг.;
    • приоритеты социально-экономического развития РФ в среднесрочной перспективе;
    • развитие ЧК в регионах.
 

     Из  вышеизложенного можно сделать  вывод, что человеческий капитал  формируется за счет инвестиций в  повышение уровня и качества жизни  населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую  способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу  населения, а также в науку, культуру и  искусство.

     Человеческий  капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться  в процессе инвестирования, но и  материально и морально изнашиваться.

     Доходность  от инвестиций в человеческий капитал  возрастает со  временем. На него не распространяется закон убывающей  отдачи при верно выбранной стратегии  развития человеческого капитала.

     Основным  показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность  жизни населения – индикатор  «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса  – предпринимательской способности),  творческого потенциала страны, индикатор  качества труда.

     Базой роста уровня и качества человеческого  капитала является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала национальная религия. Этика труда, которая во многом определяет качество современного труда, человеческий потенциал нации, формировалась многими поколениями  под воздействием того или иного  религиозного мировоззрения. Отсюда и  происходят различия в возможностях развития стран из различных цивилизаций.

     Существует  проблема, которую приходится разрешать  любому государству с развивающейся  экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в ЧК, не дающий быстрой  отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономики  на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в ЧК со стороны частного бизнеса. 
 

      Таблица 1

Оценки  человеческого капитала в ряде стран мира в конце ХХ века

Страны Общий объем,

трлн  долл.

Человеческий  капитал, в % к:
национальному богатству страны мировому  итогу уровню  США
Мировой итог 365 66 100 384
Страны  «семерки» и ЕС 215 78 59 226
Из  них:
США 95 77 26 100
Страны  ОПЕК 45 47 12 47
Страны  СНГ 40 50 11 42
В том числе Россия 30 50 8 32
Прочие  страны 65 65 18 68
В том числе Китай 25 77 7 26
Бразилия 9 74 2 9
Индонезия 9 75 2 9
Мексика 8 77 2 8
Индия 7 58 2 7
Пакистан 4 80 1 4

Источник: Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство  и человеческий капитал // ВЭ, 2006. № 2; Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Юнити, 2007.

Таблица 2

Национально богатство мира на начало ХХ века

Страны Национальное  богатство В том числе по видам  капитала,

трлн. долл.

всего,

трлн.

долл.

на  душу населения,

тыс. долл.

человеческий природный физический
Мировой итог 550 90 365 90 95
Страны  «семерки» и ЕС 275 360 215 10 50
Страны  ОПЕК 95 195 45 35 15
Страны  СНГ 80 275 40 30 10
В том  числе Россия 60 400 30 24 6
Прочие  страны 100 30 65 15 20

Источник: Нестеров Л., . Национальное богатство  и человеческий капитал // ВЭ, 2006. № 2.

Таблица 3

Соотношение «инвестиций в  человека» и производственных инвестиций в США (социальные расходы, в % к производственным инвестициям)

Сферы 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г.
Образование 50 42 45 55
Здравоохранение 54 63 76 101
Социальное  обеспечение 90 107 123 162
Всего потрем отраслям 194 212 244 318

Источник: Марцинкевич В., Соболева И. Экономика  человека. – М.: Аспект пресс, 2005. 
 
 
 
 
 
 

Сферы экономики  и жизнедеятельности страны и  ее граждан

Составляющие человеческого  капитала и инвестиции в него

Развитость и  ответственность гражданского общества и демократия

Безопасность граждан  и страны

Венчурный бизнес

Эффективность государства

Социальная сфера

Инновационный потенциал

Интенсивность и  качество труда

Постиндустриальная  и новая экономики

Институциональный потенциал

Инвестиции в  знания

Инвестиции в  непрерывное обучение

Информация о работе Человеческий капитал