Егоров
считает главным условием роста
ЧК в России рост заработной платы.
Другим условием роста ЧК он считает
высокие инвестиции в образование.
Здесь он выделяет проблему «утечки
мозгов»8. Очевидно, что эти проблемы
необходимо решать комплексно, системно
параллельно с решением проблемы декриминализации
страны и обеспечения безопасности населения
и бизнеса.
В
целом для решения проблемы роста российского
ЧК и необходимо следующее:
- разработать
концепцию и комплексную программу финансирования
и стимулирования роста величины и качества
российского ЧК. Начало этой программы
– решение государством задач перевода
на современные принципы и базу воспитания
и образования. Венец завершения программы
– создание эффективной инновационной
системы и инновационной экономики, создание
эффективного государства;
- разработать
общую идеологию государства;
- осуществить
декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического
государства решить проблему роста ЧК
в принципе невозможно);
- кардинально
увеличить прямые государственные и частные
инвестиции в ЧК;
- предоставить
льготы и преференции юридическим и физическим
лицам, осуществляющим инвестиции в ЧК;
- кардинально
увеличить государственные инвестиции
в дошкольное и школьное образование;
- увеличить
целевые образовательные детские и юношеские
пособия;
- осуществить
компьютеризацию образования;
- реформировать
систему образования в направлении подавления
коррупции и закрытия слабых коммерческих
вузов;
- опережающее
увеличивать финансирование образования
в области естественных наук;
- консолидировать
научные и образовательные силы в области
естественных наук на приоритетных направлениях,
в которых сохранились еще передовые позиции
России;
- опережающее
увеличить финансирование фундаментальных
естественных наук;
- целевым и
адресным образом финансировать возврат
ведущих российских ученых на родину;
- опережающее
увеличивать финансирование труда эффективных
научных работников;
- ускоренно
создавать национальную инновационную
и венчурную систему;
- создать эффективную
государственную просветительскую систему,
направленную на пропаганду знаний, рост
авторитета профессионалов высокой квалификации,
рост значимости образования по естественным
специальностям и экономике. Использовать
для этих целей государственные каналы
телевидения и другие средства массовой
информации;
- создавать
технополисы, в том числе, на базе существующих
академгородков и университетских городков;
- осуществить
эффективную трансформацию медицинского
обслуживания населения.
Некоторые
из приведенных задач уже решаются,
но необходим системный подход к
решению проблемы развития ЧК. В
развитии российского ЧК имеют место
положительные тенденции, а именно:
- формирование
новой элиты с рыночным мировоззрением;
- формирование
слоя топ- менеджеров, в том числе получивших
образование и опыт в развитых странах;
- появление
значительного слоя молодых образованных
людей с новым рыночным мировоззрением,
способных к предпринимательству. Эти
молодые люди прошли школу малого и среднего
бизнеса и при условии выполнения государством
своих обязанностей, способны постепенно
формировать бизнес-элиту российского
государства;
- ослабление
влияния на население остатков советской
идеологии;
- понимания
ряда проблем, стоящих перед страной в
высшем руководстве страны;
- благоприятная
мировая ценовая конъюнктура на природные
ресурсы;
- благодаря
этому, наличие огромных свободных средств
у российского государства в мировых валютах
9золотовалютные резервы, стабилизационный
фонд, другие фонды и резервы);
- рост тяги
населения к образованию, включая высшее
образование;
- переход системы
образования в экономике, в гуманитарных
дисциплинах на стандарты, близкие к общепринятым
в развитых странах;
- предоставление
в этой сфере разнообразных образовательных
продуктов и услуг, государственных
и частных;
- быстрое развитие
сферы платных медицинских услуг и приближение
их качества к мировым уровням;
- постепенный
переход на прозрачную отчетность юридических
лиц по мировым стандартам;
- постепенное
изменение менталитета населения в лучшую
сторону в части его рыночных составляющих.
Молодые россияне почти и не знают особенностей
действительности советской эпохи и выросли
в основном «рыночниками», насколько это
возможно в российских условиях.
Среднесрочная
программа социально-экономического
развития РФ определяет ключевые направления
деятельности Правительства РФ на 2006
– 2009 г., обеспечивающие достижение стратегических
целей развития страны:
- повышение
уровня и качества жизни населения;
- повышение
эффективности государства, в том числе
в сфере управления;
- обеспечение
динамичного и устойчивого экономического
роста;
- диверсификация
экономики и создание постиндустриальной
экономики;
- создание
эффективных инновационного и информационного
секторов экономики;
- развитие
человеческого капитала;
- развитие
образования, науки и высоких технологий;
- создание
конкурентоспособной экономики.
Главным
индикатором эффективности программы
определенно удвоение ВВП за 10 лет.
Должна быть решена задача резкого
повышения конкурентоспособности
трех составляющих:
- человека;
- государственных
институтов;
- бизнеса.
Программа
содержит меры по повышению эффективности
государственного управления, роста
качества и условий предоставления
государственных услуг, созданию условий
и стимулов развития человеческого
капитала, созданию и совершенствованию
институтов и инфраструктуры, обеспечивающих
конкурентоспособность национального
бизнеса.
3.2.
Приоритеты социально-экономического
развития РФ в
среднесрочной перспективе
В
программе главным приоритетом
являются реформы секторов, связанных
с развитием человеческого потенциала,
прежде всего образования и здравоохранения.
Человеческий
капитал высокого уровня и качества
– основное требование и условие
самой возможности создания постиндустриальной
экономики, инновационной экономики,
современной национальной информационной
системы. Главное конкурентное преимущество
современной высокоразвитой страны
связано с человеческой личностью
и теми факторами, которые непосредственно
связаны с жизнедеятельностью человека.
К ним относятся, в том числе
состояние сферы образования, здравоохранение,
жилье. К этим перечисленным в
программе Правительства РФ составляющим
человеческого капитала необходимо
еще добавить еще науку, безопасность
граждан и бизнеса, информационное обеспечение
работников интеллектуального труда и
доступность информации, воспитание, свободу
перемещения труда, менталитет, идеологию
государства и нации, направленную на
созидание.
- Образование.
Поставлена задач повышения уровня и качества
российского образования. С этой целью
планируется реформировать всю систему
образования.
Основные
инструменты реформирования и повышения
уровня и качества образования:
- усовершенствование
образовательных программ и стандартов;
- информатизация
образования;
- четкое определение
обязательств государства и области образования
на разных его уровнях;
- проведение
реструктуризации сети образовательных
организаций;
- совершенствование
системы бюджетного и внебюджетного финансирования
за счет перехода на нормативно-подушевое
финансирование;
- внедрение
образовательных кредитов.
В
2005 году финансирование Министерство
образования и науки составило
89 млрд, в 2006 г. – 122,3 млрд руб. (рост на 37%).
За счет существенного роста финансирования
в 2006 г. увеличилось, например, число
преподавателей, ежегодно проходящих
переподготовку, с 60 тыс. человек до
250-300 человек, возросло финансирование
других направлений системы образования.
- Здравоохранение.
Планируется повышение эффективности
функционирования системы здравоохранения
за счет внедрения оптимальных финансовых
механизмов обеспечения здравоохранения,
способов оплаты медицинской помощи, ориентированных
на конечный результат.
Инструменты
реализации:
- конкретизация
государственных гарантий в области здравоохранения;
- реорганизация
системы оказания медицинской помощи
за счет усиления роли первичной медико-санитарной
помощи в соответствии с имеющимися ресурсами;
- модернизируется
система образовательного медицинского
страхования, внедряются новые организационно-правовые
формы медицинских организаций, обладающих
большей самостоятельностью в использовании
ресурсов и применении новых методов оплаты
труда медицинских работников.
- Борьба
с бедностью. Планируются и осуществляются
следующие меры:
- повышается
эффективность программ в области социальной
политики в части совершенствования механизмов
предоставления социальной помощи;
- создаются
условия для вовлечения бедных трудоспособных
граждан в экономическую деятельность;
- осуществляется
предоставление жилищных субсидий и иных
форм социальной помощи бедным;
- повышается
внутрирегиональная и межрегиональная
трудовая мобильность.
- Повышение
эффективности государства.
Это одна из сложнейших и актуальнейших
проблем России. Инструменты ее решения:
- повышение
эффективности государства, отвечающего
потребностям общества через реализацию
административной реформы, а также реформы
государственной службы;
- обеспечение
публичности своей деятельности;
- эффективная
регламентация деятельности;
- дальнейшее
сокращение избыточных функций;
- переход к
ориентации на достижение результатов;
- создание
стимулов для привлечения квалифицированных
работников, а также повышение качества
их работы;
- реформирование
системы социального обеспечения государственных
служащих;
- реализация
судебной реформы и реформы правоохранительных
органов.
- Создание
инновационного сектора
экономики. Решение данной задачи определяет
возможности диверсификации российской
экономики, создания собственных высоких
технологий, создание конкурентоспособной
экономики, повышения уровня и качества
жизни населения, развитие науки и образования.
Инструменты решения проблемы:
- повышение
роли научных исследований и разработок
в экономическом развитии страны и отдельных
предприятий;
- превращение
научного потенциала в один из основных
ресурсов диверсификации и роста экономики;
- реформа науки
и стимулирование инноваций должны быть
нацелены на стимулирование роста предложения
инновационной продукции и услуг;
- формирование
рынков инновационного капитала и информационно-консультационных
услуг в инновационной сфере;
- развитие
нормативно-правовой системы оборота
интеллектуальной собственности и ее
защиты;
- расширение
системы подготовки инновационных менеджеров
и инженеров;
- развитие
венчурного технологического бизнеса.
- Развитие
регионов. Планируется поддержка региональных
стратегий социально-экономического развития,
переход от «малоэффективного выравнивания
экономического развития регионов к созданию
условий, стимулирующих субъекты федерации
и муниципальные образования к мобилизации
доступных им ресурсов экономического
роста».