Человеческий капитал как главный фактор экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
o Рассмотреть инвестиции как источник экономического роста, раскрыть эффект мультипликатора;
o Показать специфику инвестиций в человеческий капитал как главного фактора экономического роста, показать особенности оценки эффективности использования человеческого капитала;
o Раскрыть значимость проблемы повышения производительности труда и её взаимосвязь с затратами на образование и обучение, улучшение здоровья и среды обитания в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Инвестиции как источник экономического роста. Эффект мультипликатора 6
2. Инвестиции в человеческий капитал как главный фактор экономического роста. Оценка эффективности использования человеческого капитала 10
3. Затраты на образование и обучение, улучшение здоровья и среды обитания в России и проблема повышения производительности труда 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 63.06 Кб (Скачать)

     На  втором этапе оценки инвестиций в  человеческий капитал производится оценка непосредственно экономического эффекта.

     Для вычисления данного показателя предлагается применять показатель ROI (Return on Investment) - "возврат на инвестиции":

     

     где ДЕЛЬТАD - прирост доходов после  реализации инвестиционного проекта; Z - прямые и косвенные затраты на реализацию инвестиционного проекта.

     Данный  параметр является основным показателем  эффективности инвестиционного проекта. Его высокое значение, безусловно, свидетельствует о положительной динамике, однако на этот параметр могли повлиять не только тренинги в рамках инвестиционного проекта, но и другие внешние факторы, которые нельзя исключать. Чтобы убедиться в том, что на достигнутый результат в большей степени повлиял тренинг, необходимо проводить анализ ROI по трем направлениям, рассмотренным А. Афанасьевым. И если по ним получены высокие результаты, то можно утверждать, что искажение оценки ROI незначительно или настолько мало, что им можно пренебречь. Следовательно, инвестиционный проект был экономически эффективен [9, с. 13]. 

 

  1. Затраты на образование и обучение, улучшение здоровья и среды обитания в России и проблема повышения производительности труда

                                    

     Накопление  человеческого капитала (прирастает человеческий капитал двумя способами: когда организация использует максимальный объем знаний своих сотрудников, и когда максимальное число людей владеет знаниями) подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям.

     Наряду  с образованием, наиболее важными  являются вложения в здоровье человека. Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни человека, а следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.

     Неудовлетворительное  состояние здоровья снижает производительность труда: физически слабые и больные работники не могут в полной мере реализовать свой человеческий капитал, поэтому организация экономически заинтересована в инвестициях в здоровье сотрудников. В связи с этим приобретают особое значение расходы организации на поддержание хорошего физического состояния своих сотрудников: профилактику профзаболеваний, предоставление диетического питания для отдельных работников и (или) бесплатного питания для всех сотрудников, медицинское обслуживание по месту работы и оплату путевок в дома отдыха, лечение в медицинских учреждениях, профилакториях и санаториях, улучшение жилищных условий, страхование работников от несчастных случаев [13, с. 42].

     Интеллектуальное  богатство России, оцениваемое некоторыми экспертами по стоимости только учтенных объектов интеллектуальной собственности, составляет сегодня более 11 трлн руб. Но в стране только 15% взрослого населения имеют законченное высшее образование, а для перехода к экономике, основанной на знаниях, число работников с высшим образованием должно составлять 60 - 90%.

     Оценка  интеллектуального капитала на ближайшие  годы во многом обусловлена медико-демографическими процессами, лежащими в основе нарастающего дефицита качественных трудовых ресурсов. Как показывает статистика, численность населения в современной России неуклонно сокращается [12, с. 16 ]

     Таблица 1. Показывает динамику инвестиций в  образование, здравоохранение и предоставление прочих социальных услуг в России за 2005-2008 годы. 

      Таблица 1.

Финансовые  вложения организаций по образованию, здравоохранению и предоставлению прочих социальных услуг (миллионов рублей) [15]

  2005 2007 2008
Всего в том  числе Всего в том  числе Всего в том  числе
долго-срочные  кратко-срочные долго-срочные  кратко-срочные долго-срочные  кратко-срочные
Финансовые  вложения - всего 9209175 1848851 7360324 18779439 4431508 14347931 26402422 4545368 21857054
образование 1649 59 1590 2037 126 1911 2389 230 2159
здравоохранение и предоставление социальных услуг 886 156 730 4804 503 4301 7863 686 7177
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 9565 3443 6122 54055 9940 44115 63345 24065 39280
 

     Важнейшими  характеристиками человеческого капитала являются численность трудовых ресурсов и их распределение по сферам занятости, а также профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Численность экономически активного населения к концу июня 2008 г. составила, по оценке Росстата, 75,5 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны, из них 70,8 млн человек, или 93,8% экономически активного населения, заняты в экономике и 4,7 млн человек (6,2%) отнесены к категории безработные (в соответствии с методологией МОТ). В учреждениях службы занятости зарегистрировано 1,3 млн человек.

     Нехватка  квалифицированных кадров по отдельным  специальностям во многом объясняется  несоответствием структуры профессионального  образования потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре.

     По  оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения в России резко снизится. В связи с выходом за пределы трудоспособного возраста и смертностью оно сократится на 50 млн человек. Молодежь, вступающая в трудоспособный возраст в 2006 - 2025 гг., возместит убыль рабочей силы только наполовину. Благоприятная миграционная ситуация позволит возместить еще 7 - 8% выбытия. Однако этого недостаточно для полного восстановления трудового потенциала. Наиболее драматичным окажется период 2011 - 2015 гг., на который придется около 40% всех потерь двадцатилетия.

     Для сохранения количественных параметров трудового потенциала Россия должна принимать ежегодно в течение 20 лет  не менее 800 тыс. мигрантов при нулевой эмиграции. По прогнозу ООН, результативность миграционных перемещений в России будет составлять 50 тыс. человек в год. Как считают эксперты, в условиях демографического спада безработица может не сократиться, а вырасти. Дисбаланс поколений неравномерно распределит дефицит кадров между различными профессиональными и квалификационными группами. Наиболее проблематичным будет возмещение "потерь" среди представителей рабочих профессий.

     Серьезные риски в кадровом обеспечении  ожидаются в группе квалифицированных рабочих индустриальных отраслей - одной из самых многочисленных (16%). За предстоящие 20 лет потери (по естественным причинам) квалифицированных рабочих составят 80 - 90% от сложившейся численности занятых в этой группе.

     Рассматривая  структуру профессионального образования, следует отметить ее смещение в пользу высшей школы. Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения составляет сегодня 25,1%. Однако потребность работодателей в специалистах с высшим образованием ниже, чем соответствующее предложение на рынке труда.

     В то же время структура начального и среднего профессионального образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих и специалистов не может быть полностью удовлетворен.

     Более половины безработных граждан имеют  профессиональное образование, из них около 2 млн, или 75%, - начальное и среднее профессиональное образование. Численность безработной молодежи в возрасте до 29 лет, имеющей профессиональное образование, насчитывает более 1 млн человек. Около 2,0 млн безработных не имеют профессионального образования.

     Суммируя  все отраженные в консолидированном  бюджете 2007 г. ассигнования на социальные нужды и межбюджетные трансферты, направляемые на поддержку отраслей социальной сферы и социальные программы, величина социальных расходов государства достигает 15,57% ВВП, что существенно ниже среднего уровня финансирования социальных функций государства не только развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%).

     В соответствии с общемировыми данными  расходы на здравоохранение должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый ВОЗ) до 10% (уровень наиболее благополучных стран), на образование - от 5 до 7% ВВП. Средние затраты на здравоохранение в странах ЕС составляет примерно 9%, в России - около 50% от уровня ЕС.

     Развитие  национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Несмотря на то что наша страна занимает третье место в мире по числу ученых - по результатам мы далеки от передовых позиций. Это - прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций [14, с. 28].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Социально-экономическое  развитие в начале нового тысячелетия  характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. Сегодня по-новому понимается роль человеческого капитала. Он выступает главным фактором повышения конкурентоспособности компании. В связи с этим инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом успешного развития предприятия.

     В век информации главным критерием  оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.

     В современной экономике человеческий капитал приобретает определяющую роль, являясь важнейшим фактором экономического роста и благосостояния общества. В связи с этим в большинстве компаний уделяется особое внимание накоплению человеческого капитала как самого ценного из всех видов капитала.

     Многие  мировые лидеры современной экономики  уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания.

     Анализ  особенностей инвестиций в человеческий капитал показал следующее. Несмотря на то что, во-первых, инвестиции носят сугубо индивидуальный характер, во-вторых, многие компании считают инвестиции в человеческий капитал рискованными, так как имеет место возможность перехода высококвалифицированных специалистов в другую компанию, тем не менее большинство компаний осуществляет инвестирование в человеческий капитал, что позволяет обеспечивать доход не только в денежной форме, но и в виде морального, психологического удовлетворения, повышения социального статуса самого носителя человеческого капитала.

     В заключение можно отметить следующее: благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого  капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
 
  1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт-М, 2007. – 384 с.
  2. Валдайцев,  С. В Инвестиции: Учебник [Текст] /С. В. Валдайцев, П.П. Воробьев и др.; Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 440 с.
  3. Вахрин, П. И. Инвестиции: Учебник  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 384 с.
  4. Данилова, О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиций в человеческий капитал / О.В. Данилова // Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 15.
  5. Ермаков, Ю.В. Человеческий капитал и ключевые компетенции ВУЗа / Ю. В. Ермаков, Пашкус В.Ю. // Проблемы современной экономики, 2008. - N 1.
  6. Игонина, Л. Л. Инвестиции: Учеб. пособие  [Текст]/ Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В. А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2003. – 478 с.
  7. Корчагин, Ю.А.  Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? : Монография. – Воронеж: ЦИРЭ, 2005 . – С.: 252 .
  8. Котырло, Е.С. Влияние человеческого капитала на экономический рост в регионах российского севера // Проблемы современной экономики, 2007. - N 4.
  9. Лесников, И. Оценка влияния инвестиций в человеческий капитал на рыночную стоимость предприятия / И. Лесников // Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2009. -  N 1.
  10. Ложко, В.В. Человеческий капитал – стратегический приоритет развития государства и региональных социально-экономических систем // Проблемы современной экономики, 2008. - N 2.
  11. Нестеров, Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. // Вопросы экономики, 2003. - № 2.
  12. Тугускина, Г.  Интеллектуальный капитал - прорывной фактор экономики /  Г.Тугускина // Управление персоналом", 2008. - N 22 .
  13. Тугускина, Г.  Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий / Г.Тугускина // Управление персоналом, 2009. -  N 3.
  14. Тугускина, Г.Моделирование структуры человеческого капитала "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009. -  N 9.
  15. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт // [Электронный ресурс] / Режим доступа:  www.gks.ru

Информация о работе Человеческий капитал как главный фактор экономического роста