Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:18, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
o Рассмотреть инвестиции как источник экономического роста, раскрыть эффект мультипликатора;
o Показать специфику инвестиций в человеческий капитал как главного фактора экономического роста, показать особенности оценки эффективности использования человеческого капитала;
o Раскрыть значимость проблемы повышения производительности труда и её взаимосвязь с затратами на образование и обучение, улучшение здоровья и среды обитания в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Инвестиции как источник экономического роста. Эффект мультипликатора 6
2. Инвестиции в человеческий капитал как главный фактор экономического роста. Оценка эффективности использования человеческого капитала 10
3. Затраты на образование и обучение, улучшение здоровья и среды обитания в России и проблема повышения производительности труда 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
На втором этапе оценки инвестиций в человеческий капитал производится оценка непосредственно экономического эффекта.
Для вычисления данного показателя предлагается применять показатель ROI (Return on Investment) - "возврат на инвестиции":
где ДЕЛЬТАD - прирост доходов после реализации инвестиционного проекта; Z - прямые и косвенные затраты на реализацию инвестиционного проекта.
Данный
параметр является основным показателем
эффективности инвестиционного проекта.
Его высокое значение, безусловно, свидетельствует
о положительной динамике, однако на этот
параметр могли повлиять не только тренинги
в рамках инвестиционного проекта, но
и другие внешние факторы, которые нельзя
исключать. Чтобы убедиться в том, что
на достигнутый результат в большей степени
повлиял тренинг, необходимо проводить
анализ ROI по трем направлениям, рассмотренным
А. Афанасьевым. И если по ним получены
высокие результаты, то можно утверждать,
что искажение оценки ROI незначительно
или настолько мало, что им можно пренебречь.
Следовательно, инвестиционный проект
был экономически эффективен [9, с. 13].
Накопление человеческого капитала (прирастает человеческий капитал двумя способами: когда организация использует максимальный объем знаний своих сотрудников, и когда максимальное число людей владеет знаниями) подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни человека, а следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.
Неудовлетворительное состояние здоровья снижает производительность труда: физически слабые и больные работники не могут в полной мере реализовать свой человеческий капитал, поэтому организация экономически заинтересована в инвестициях в здоровье сотрудников. В связи с этим приобретают особое значение расходы организации на поддержание хорошего физического состояния своих сотрудников: профилактику профзаболеваний, предоставление диетического питания для отдельных работников и (или) бесплатного питания для всех сотрудников, медицинское обслуживание по месту работы и оплату путевок в дома отдыха, лечение в медицинских учреждениях, профилакториях и санаториях, улучшение жилищных условий, страхование работников от несчастных случаев [13, с. 42].
Интеллектуальное богатство России, оцениваемое некоторыми экспертами по стоимости только учтенных объектов интеллектуальной собственности, составляет сегодня более 11 трлн руб. Но в стране только 15% взрослого населения имеют законченное высшее образование, а для перехода к экономике, основанной на знаниях, число работников с высшим образованием должно составлять 60 - 90%.
Оценка
интеллектуального капитала на ближайшие
годы во многом обусловлена медико-
Таблица
1. Показывает динамику инвестиций в
образование, здравоохранение и предоставление
прочих социальных услуг в России за 2005-2008
годы.
Таблица 1.
Финансовые
вложения организаций по образованию,
здравоохранению и
2005 | 2007 | 2008 | |||||||
Всего | в том числе | Всего | в том числе | Всего | в том числе | ||||
долго-срочные | кратко-срочные | долго-срочные | кратко-срочные | долго-срочные | кратко-срочные | ||||
Финансовые вложения - всего | 9209175 | 1848851 | 7360324 | 18779439 | 4431508 | 14347931 | 26402422 | 4545368 | 21857054 |
образование | 1649 | 59 | 1590 | 2037 | 126 | 1911 | 2389 | 230 | 2159 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 886 | 156 | 730 | 4804 | 503 | 4301 | 7863 | 686 | 7177 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 9565 | 3443 | 6122 | 54055 | 9940 | 44115 | 63345 | 24065 | 39280 |
Важнейшими
характеристиками человеческого капитала
являются численность трудовых ресурсов
и их распределение по сферам занятости,
а также профессионально-
Нехватка
квалифицированных кадров по отдельным
специальностям во многом объясняется
несоответствием структуры
По
оценкам экспертов, в ближайшие 20
лет численность
Для сохранения количественных параметров трудового потенциала Россия должна принимать ежегодно в течение 20 лет не менее 800 тыс. мигрантов при нулевой эмиграции. По прогнозу ООН, результативность миграционных перемещений в России будет составлять 50 тыс. человек в год. Как считают эксперты, в условиях демографического спада безработица может не сократиться, а вырасти. Дисбаланс поколений неравномерно распределит дефицит кадров между различными профессиональными и квалификационными группами. Наиболее проблематичным будет возмещение "потерь" среди представителей рабочих профессий.
Серьезные риски в кадровом обеспечении ожидаются в группе квалифицированных рабочих индустриальных отраслей - одной из самых многочисленных (16%). За предстоящие 20 лет потери (по естественным причинам) квалифицированных рабочих составят 80 - 90% от сложившейся численности занятых в этой группе.
Рассматривая
структуру профессионального
В то же время структура начального и среднего профессионального образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих и специалистов не может быть полностью удовлетворен.
Более половины безработных граждан имеют профессиональное образование, из них около 2 млн, или 75%, - начальное и среднее профессиональное образование. Численность безработной молодежи в возрасте до 29 лет, имеющей профессиональное образование, насчитывает более 1 млн человек. Около 2,0 млн безработных не имеют профессионального образования.
Суммируя все отраженные в консолидированном бюджете 2007 г. ассигнования на социальные нужды и межбюджетные трансферты, направляемые на поддержку отраслей социальной сферы и социальные программы, величина социальных расходов государства достигает 15,57% ВВП, что существенно ниже среднего уровня финансирования социальных функций государства не только развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%).
В соответствии с общемировыми данными расходы на здравоохранение должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый ВОЗ) до 10% (уровень наиболее благополучных стран), на образование - от 5 до 7% ВВП. Средние затраты на здравоохранение в странах ЕС составляет примерно 9%, в России - около 50% от уровня ЕС.
Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Несмотря на то что наша страна занимает третье место в мире по числу ученых - по результатам мы далеки от передовых позиций. Это - прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций [14, с. 28].
Социально-экономическое развитие в начале нового тысячелетия характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. Сегодня по-новому понимается роль человеческого капитала. Он выступает главным фактором повышения конкурентоспособности компании. В связи с этим инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом успешного развития предприятия.
В век информации главным критерием оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.
В
современной экономике
Многие мировые лидеры современной экономики уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания.
Анализ особенностей инвестиций в человеческий капитал показал следующее. Несмотря на то что, во-первых, инвестиции носят сугубо индивидуальный характер, во-вторых, многие компании считают инвестиции в человеческий капитал рискованными, так как имеет место возможность перехода высококвалифицированных специалистов в другую компанию, тем не менее большинство компаний осуществляет инвестирование в человеческий капитал, что позволяет обеспечивать доход не только в денежной форме, но и в виде морального, психологического удовлетворения, повышения социального статуса самого носителя человеческого капитала.
В заключение можно отметить следующее: благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.
Информация о работе Человеческий капитал как главный фактор экономического роста