Человеческий капитал как фактор экономического роста

Автор: 3****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Перспективы экономического развития регионов Российской Федерации должны быть определены и реализованы в рамках общих основных тенденций, складывающихся в современном мире. Одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне неуклонно возрастает. При этом необходимо учитывать, что недостаточно высокий уровень человеческого капитала сегодня главное препятствие для экономического обновления страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..31. Экономический рост и его факторы…………………………………………………………...…..………..….5
1.1. Типы экономического роста……………………………………………………………………………..…5
1.2. Факторы экономического роста…………………...…………………………………..…………………..…...7
1.3. Темпы экономического роста………………………………………………11
2. Человеческий капитал как фактор экономического роста……………...….15
2.1. Теория человеческого капитала……………………………………………15
2.2. Вклад в человеческий капитал……………………………………………..22
3. Основные направления формирования человеческого капитала на современном этапе………………………………………………………………………………24
3.1. Роль человеческого капитала в экономическом росте……………………24
3.2. Некоторые пути и методы повышения уровня и качества
российского человеческого капитала ………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.69 Кб (Скачать)

- Предоставление льгот и преференций юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в человеческий капитал.

- Кардинальное увеличение государственных инвестиций в дошкольное и школьное образование.

- Увеличение целевых образовательных детских пособий.

- Компьютеризация образования, начиная с дошкольного образования.

- Опережающее увеличение финансирования образования в области естественных наук.

- Консолидация научных и образовательных сил в области естественных наук на приоритетных направлениях, в которых сохранились еще передовые позиции России.

- Опережающее увеличение финансирования фундаментальных естественных наук, прежде всего академических институтов.

 - Целевое финансирование возврата ведущих российских ученых на родину.

- Опережающее увеличение финансирования труда эффективных научных работников.

- Ускоренное создание национальной инновационной системы.

- Ускоренное создание национальной венчурной системы.

- Создание эффективной государственной просветительской системы, направленной на пропаганду знаний, роста авторитета профессионалов высокой квалификации, роста значимости образования по естественным специальностям и экономике.

- Создание и финансирование технополисов, в частности, на базе существующих академгородков и университетских городков.

- Эффективная трансформация медицинского обслуживания населения.

- Эффективная трансформация социальной сферы.

     Наряду с негативными тенденциями в отношении российского человеческого капитала имеют место и естественные положительные тенденции в условиях относительной демократии и некоторых элементов рыночной экономики.

- Формирование слоя топ-менеджеров, получивших современное образование и опыт в развитых странах.

- Появление значительного слоя молодых образованных людей с новым рыночным мировоззрением, способных к предпринимательству. Эти молодые люди прошли школу малого и среднего бизнеса и при условии выполнения государством своих обязанностей, включая подавление криминала, в принципе способны постепенно сформировать бизнес-элиту российского государства.

- Ослабление влияния на население остатков советской идеологии.

- Преодоление первого самого бандитского этапа формирования государства и постсоветский экономики.

- Понимание ряда проблем, стоящих перед страной в высшем руководстве страны.

- Сближение с западными странами, включая США.

- Благоприятная мировая ценовая конъюнктура на природные ресурсы.

- Благодаря этому, наличие огромных свободных средств у российского государства в мировых валютах и золоте (золотовалютные резервы, стабилизационный фонд, другие фонды и резервы)

- Рост тяги населения к образованию, включая высшее образование.

- Переход системы образования в экономике, в гуманитарных дисциплинах на стандарты, близкие к общепринятым в развитых странах.

- Предоставление в этой сфере разнообразных образовательных продуктов и услуг, государственных и частных.

- Быстрое развитие сферы платных медицинских услуг и приближение их качества к мировым уровням.

- Постепенное улучшение качества законов.

- Постепенный переход на прозрачную отчетность юридических лиц по мировым стандартам.

- Постепенное изменение менталитета населения в лучшую стороны в части его рыночных составляющих. Молодые россияне почти и не знают особенностей действительности советской эпохи и выросли в основном «рыночниками», насколько это возможно в российских условиях.  
 
 
 
 

Заключение

     Человеческий  капитал – наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные  ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

     Таким образом, человеческий капитал в  современных экономических системах является необходимым самостоятельным  ресурсом и имеет важное значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. Разработка доктрины развития человеческого капитала, как основного фактора прогресса общества – требование сегодняшнего дня. Центром приложения главных усилий государства должен стать человек. Чем больше возможностей – образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. – будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей нации и государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 38.
    2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Т.2. - М: Республика, 1992. - 400 с.
    3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.
    4. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. - 56с.
    5. Слезингер Г.Э. Социальная экономика: Учебник. – М.: ДИС, 2001 – 366 с.
    6. Теория человеческого капитала и его применение в оценке финансовых потоков здравоохранения// Экономический лабиринт (дальневосточный экономико-правовой журнал). – 2002, № 4 (45).
    7. Эффективный экономический рост: теория и практика / Науч. ред. проф. Т.В. Чечелева. М.: ФА, 2001.
    8. Социальная политика: Учебник. / Под ред. Волгина Н.А.  – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
    9. Экономическая теория. Николаева Л.А., Черная И.П. М., 2000 г.
    10. Основы экономической теории (курс лекций). П. Г. Еремишин. М., 1998 г.
    11. Основы учения об экономике. Х. Зайдель, Р. Теммен. М. 1994 г.
    12. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2002 г. – 832 с.
    13. Н. Шмелев, Экономические перспективы России // "Вопросы экономики", 1995, №1
    14. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации. // ВЭ, 2004. - № 5. – С.: 86.
    15. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. // ВЭ, 2003, № 2.

Информация о работе Человеческий капитал как фактор экономического роста