Человеческий капитал как фактор экономического роста

Автор: 3****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Перспективы экономического развития регионов Российской Федерации должны быть определены и реализованы в рамках общих основных тенденций, складывающихся в современном мире. Одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне неуклонно возрастает. При этом необходимо учитывать, что недостаточно высокий уровень человеческого капитала сегодня главное препятствие для экономического обновления страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..31. Экономический рост и его факторы…………………………………………………………...…..………..….5
1.1. Типы экономического роста……………………………………………………………………………..…5
1.2. Факторы экономического роста…………………...…………………………………..…………………..…...7
1.3. Темпы экономического роста………………………………………………11
2. Человеческий капитал как фактор экономического роста……………...….15
2.1. Теория человеческого капитала……………………………………………15
2.2. Вклад в человеческий капитал……………………………………………..22
3. Основные направления формирования человеческого капитала на современном этапе………………………………………………………………………………24
3.1. Роль человеческого капитала в экономическом росте……………………24
3.2. Некоторые пути и методы повышения уровня и качества
российского человеческого капитала ………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.69 Кб (Скачать)

     Размер вложений в человеческий капитал очень трудно, если вообще возможно, оценить. В отличие от физического капитала, стоимость которого можно подсчитать напрямую, человеческий капитал оценивается опосредованно - величиной будущих доходов. Каким образом оценить эти будущие доходы и, соответственно, подсчитать реальную цену инвестирования в человеческий капитал - серьезная эмпирическая проблема. Так же трудно, почти невозможно, определить точное количество человеческого капитала.

     В отличие от физического капитала, инвестирование в который обычно производится только в целях развития производства, средства, вкладываемые в человеческий капитал, могут частично использоваться непроизводительно. Таким образом, расходы на него не могут быть полностью отнесены к инвестициям. Например, большинство студентов, занимающихся историей, изобразительным искусством и литературой, делают это не только и не столько в целях повышения производительности своего труда. Все это затрудняет подсчет стоимости и окупаемости вложений в человеческий капитал.

     Стоимость и возврат инвестиций  в человеческий капитал.

     Вложение средств в человеческий капитал обычно происходит в трех формах. Во-первых, это могут быть прямые расходы "из кармана", идущие на оплату обучения и покупку учебников, а также стоимость переездов, необходимых для поиска работы, и т. д. Во-вторых, это "возможные издержки" от упущенного заработка. Даже если, например, человек работает полный рабочий день и посещает вечерние курсы, он несет "возможные издержки", в том смысле, что он мог бы потратить свое время и энергию с тем, чтобы что-нибудь произвести. В-третьих, затраты, составляющие инвестирование в человеческий капитал, часто можно отнести к психологическим. Так, например, занятия на курсах зачастую предполагают трудности, стресс, тревогу, скуку и усталость; а миграция означает прощание с друзьями и родственниками, отказ от привычного окружения. Все это относят к психологическим затратам, вложенным в человеческий капитал.

     Уровень окупаемости вложений может дать четкую и достаточно полную картину экономических последствий инвестирования в человеческий капитал. Одной из трудностей точного подсчета реального уровня окупаемости является то, что продуктивность определенного количества и типа инвестиций в человеческий капитал может быть весьма различной, что существенно отличает его от капитала физического. Основной проблемой является определение экономического эффекта от инвестирования в человеческий капитал. Многочисленные эмпирические исследования показали, что уровни возврата инвестиций в него и в физический капитал сопоставимы, хотя различные формы вложений в человеческий капитал могут определять и различные уровни возврата.

     Применение теории человеческого  капитала.

     Теория человеческого капитала  предоставляет одно из основных  объяснений различий в заработной  плате в зависимости от уровня  квалификации, возраста и профессии.  Она также позволяет объяснить  и разные уровни безработицы  в зависимости от навыков, знаний  и профессии - среди работников  более высокого уровня профессиональной  подготовки она несколько ниже, чем среди персонала, занятого  менее квалифицированным трудом. Кроме того, данная теория может оказаться полезной при исследовании таких процессов, как миграция рабочей силы и поиск работы.

     Человеческий капитал и экономическое  развитие.

     Одно из важных положений теории  человеческого капитала заключается  в том, что его увеличение  находится среди главных причин  экономического развития, поскольку  человеческий капитал составляет  большую часть благосостояния  общества. Исследователи указывают,  что большие социальные и экономические  достижения являются результатом  вложений капитала в образование,  обучение, здравоохранение и питание,  а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого  капитала. Поэтому инвестирование  в человеческий капитал является  абсолютно необходимым для любой  национальной экономики, особенно  в развивающихся странах.

     Подобно любому рынку капиталовложений, рынок человеческого капитала  не свободен от недостатков.  Среди них можно указать следующие: 1) относительная свобода передвижения  рабочей силы снижает готовность  работодателей вкладывать средства  в ее развитие;

2) недостаток  информации о ценности образования, особенно среди молодежи, приводит к недостаточному или неправильному вложению в человеческий капитал;

3) значительной  части населения не хватает  средств для серьезных капиталовложений.

     Из-за этих и некоторых других  изъянов рынка инвестиций в  человеческий капитал, вероятно, не стоит рассчитывать на то, что рыночные механизмы сами  по себе обеспечат оптимальный  для экономики уровень подобных  вложений. Поэтому жизненно необходимым  становится участие правительства в инвестировании в человеческий капитал. Правительствам необходимо изучить его различные формы и все издержки и прибыли, с ним связанные, а затем оптимально распределить ресурсы.

     Спорные вопросы.

     Ряд спорных вопросов по теории  человеческого капитала существует  как на практическом, так и  на теоретическом уровне. 

     Хотя для анализа некоторых аспектов рынка труда она подходит лучше, чем неоклассическая экономическая теория, обе они изначально основываются на допущении, что существует "идеальная" информация о возможностях инвестиций в человеческий капитал, как в заданный момент, так и в будущий период времени. Теория предполагает, что индивид правильно оценивает инвестиционные затраты и предполагаемую отдачу в виде будущих заработков. Это допущение не учитывает множества экономических и даже политических факторов, способных повлиять на возможность заработка при определенных навыках и профессии.

     Второй вопрос связан с эмпирической значимостью теории человеческого капитала. Некоторые исследования показали, что такие вложения в человеческий капитал, как образование, определяют только небольшую часть колебаний в размерах заработка людей. Если не учитывать такие факторы, как происхождение и мотивация, это может привести к завышенной оценке будущей самоокупаемости при инвестировании в человеческий капитал.

     Третьим является вопрос о том, действительно ли могут такие формы инвестирования как, в частности, образование и профессиональное обучение, реально увеличивать продуктивность. В этой связи представляет интерес замечание Майкла Спенса о том, что обучение не повышает производительность человека, оно лишь выявляет его врожденные способности и указывает на его потенциальную производительность потенциальному работодателю.

2.2. Вклад в человеческий капитал

     Человеческий капитал может принимать различные формы. В целом, любые приобретенные навыки, знания или даже информация, которые помогут человеку повысить производительность и таким образом больше заработать, могут рассматриваться как одна из форм человеческого капитала. Типичными формами инвестирования в человеческий капитал являются следующие виды деятельности:

     1. Образование. Оно может состоять и в получении формального высшего образовании, и в последующем продолжении его, и в посещении вечерних курсов по повышению, к примеру, компьютерной грамотности. Образование в различных его видах является главным из направлений деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств.

     2. Обучение. Оно может быть профессиональным, т. е. направленным на приобретение знаний и навыков в области профессиональной деятельности, или специальным, нацеленным на приобретение особых умений. Оно может проводиться как в процессе работы (ученичество), так и в отрыве от нее - на специальных курсах. Обучение также может подразделяться на общее (повышение уровня грамотности) и специальное (навыки для определенного вида работы или учреждения). Обучение также составляет большую часть инвестиций в человеческий капитал.

     3. Миграция и поиск работы. Миграция рабочей силы рассматривается как инвестиция в человеческий капитал, поскольку переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию умений человека. Поиск работы считается вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда.

     4. Здравоохранение и питание. Различного рода услуги по охране здоровья и организации питания также представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость и смертность, и помогают сохранить здоровье и, соответственно, увеличить длительность продуктивного периода жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные  направления формирования человеческого  капитала на современном этапе

   3.1. Роль человеческого капитала  в экономическом росте

     Накопление человеческого капитала играет решающую роль в экономическом развитии страны.

     Вопрос о том, что является движущей силой экономического роста, волнует экономистов с момента возникновения экономической мысли. Адам Смит связывал рост экономики с разделением труда. Т. Мальтус разработал формальную модель процесса динамического роста, в которой каждая страна стремится к постоянному доходу на капитал. В соответствие с его моделью уровень смертности падает и рождаемость растет, когда доходы выше равновесного уровня. Действительность не подтвердила верность теории Мальтуса. В ХIХ в. рождаемость скорее падала, чем росла, тогда, как доходы росли. В ХХ в. население мира увеличилось в 4 раза, а мировой ВВП – в 18,8 раз.

     Кейнсианские теории роста придают решающее значение инвестициям. Рост национального дохода является функцией накопления капитала. При этом подчеркивается, что рост капиталовложений осуществляется, прежде всего, с помощью государства.

     Неоклассические модели роста определяют зависимость прироста национального дохода от использования факторов производства, каковыми являются труд, земля, капитал. Однако основной постулат, согласно которому убывающая норма отдачи капитала неизбежно ведет к затуханию экономического роста в долгосрочной перспективе, противоречил доминирующим общественным настроениям. Вслед за Р. Солоу в неоклассические модели роста стали включать и фактор технического прогресса. Исследования, выполненные на базе трехфакторной модели (труд, капитал, технический прогресс) на статистическом материале США, в разные периоды всегда давали достаточно высокие оценки вклада технического прогресса в обеспечение экономического роста. Технический прогресс рассматривался как экзогенный фактор, независящий от процессов, происходящих внутри экономической системы.

     Все эти подходы не уделяли достаточного внимания человеческому капиталу. Практика второй половины ХХ в. показывает, что каждая страна имела свои особенности в достижении экономических успехов и неудач. В то же время для группы наиболее развитых стран свойственны общие закономерности в социально-экономическом развитии. Изменения в развитых странах сводятся к одной общей черте – выдвижению человека в центр воспроизводственного процесса. Сегодня именно человеческий капитал определяет темп и уровень развития, как отдельной фирмы, так и общества в целом. Капитал и земля превратились в пассивные факторы роста, а человеческий капитал, воплощенный в людях, в активный фактор. За последние годы было собрано огромное количество данных, полученных на основе эконометрических моделей, которые свидетельствуют о положительной связи экономического роста и человеческого капитала. В большинстве из них исследуется связь экономического роста, и образования как важнейшей части человеческого капитала.

     «Эффективное функционирование экономики все более и более зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов. Общий уровень образования работника, его профессиональная квалификационная подготовка становятся решающим фактором экономического роста. Нехватка высококвалифицированных кадров непосредственно сказывается на производстве национального дохода и уровне накопления».

     Под человеческим капиталом понимают приобретенные знания, навыки, мотивацию и энергию, которыми наделены индивидуумы и которые могут использоваться для производства товаров и услуг. Важнейшими формами вложений в человека принято считать общее и профессиональное образование, здравоохранение, миграцию, доступ к информации. Образование и подготовка на производстве увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, увеличивают срок и интенсивность использования способностей человека. Миграция и владение информацией способствуют перемещению человека в районы, где его труд оплачивается наилучшим образом. Подобно физическому капиталу, формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивида, так и от общества в целом. Инвестирование будет осуществляться только в том случае, если оно приносит определенные выгоды.

Информация о работе Человеческий капитал как фактор экономического роста