Автор: 3****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа
Перспективы экономического развития регионов Российской Федерации должны быть определены и реализованы в рамках общих основных тенденций, складывающихся в современном мире. Одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне неуклонно возрастает. При этом необходимо учитывать, что недостаточно высокий уровень человеческого капитала сегодня главное препятствие для экономического обновления страны.
Введение………………………………………………………………….………..31. Экономический рост и его факторы…………………………………………………………...…..………..….5
1.1. Типы экономического роста……………………………………………………………………………..…5
1.2. Факторы экономического роста…………………...…………………………………..…………………..…...7
1.3. Темпы экономического роста………………………………………………11
2. Человеческий капитал как фактор экономического роста……………...….15
2.1. Теория человеческого капитала……………………………………………15
2.2. Вклад в человеческий капитал……………………………………………..22
3. Основные направления формирования человеческого капитала на современном этапе………………………………………………………………………………24
3.1. Роль человеческого капитала в экономическом росте……………………24
3.2. Некоторые пути и методы повышения уровня и качества
российского человеческого капитала ………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список использованной литературы…………………………………………...38
Выгода индивида от инвестирования в человеческий капитал выражается в повышении постоянного дохода. В развитых странах отмечена устойчивая зависимость между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни. По оценкам данных за 1996 г. у американцев с начальным уровнем образования полученный в течение всей жизни совокупный доход составил 590 тыс. долл., со средним образованием – 770 тыс. долл., высшим – 1150 тыс. долл. и с послевузовским образованием – 1465 тыс. долл..
Сложнее определить выгоды от инвестирования в человека на уровне национальной экономики, поскольку эффект, получаемый от повышения образования, улучшения здоровья, слишком рассеян, трудно измеряется и проявляется долгое время спустя.
Признание важности человеческого капитала нашло свое отражение в моделях экономического роста. Например, в усовершенствованной модели Р. Солоу наряду с инвестициями и увеличением численности занятых учитывается также и фактор технического прогресса, под которым понимается не только растущая машинизация производства, но и увеличение эффективности труда работников, зависящей от их здоровья, образования и
квалификации. В работах Г. Мэнкью, Д. Ромера и Д. Уэйла капитал разделен на физический и человеческий. При этом они пришли к выводу, что доля физического капитала в доходе равна 1/3, а доля человеческого капитала колеблется в пределах от 1/3 до 1/2.
Интересна модель экономического роста Р. Лукаса. В своей модели ученый рассматривает как запас человеческого капитала, так и его эффективность. Он предложил оригинальную трактовку производственной функции, в которую включил долю затрат труда на создание человеческого капитала, запас человеческого капитала и средний уровень человеческого капитала в экономике. В состоянии динамического равновесия при постоянстве темпов роста физического и человеческого капиталов и в случае отсутствия внешних эффектов темп роста выпуска полностью определяется ростом человеческого капитала.
Модель Лукаса позволяет решить проблему интерпретации различий параметров роста для разных стран, а также объяснить все увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами. Для этого Лукас и его последователи выдвинули гипотезу, в соответствии с которой важнейшей частью в накоплении человеческого капитала является обучение на практике. Согласно этому предположению, человеческий капитал увеличивается в основном в процессе работы в определенной производственной сфере. Чем больше производится продукции, тем больше опыт работников и тем больше происходит открытий и изобретений. Если страна имеет сравнительное преимущество в более передовом производстве, то благодаря специалистам и обучению на практике она будет в дальнейшем развивать это преимущество. Это в некоторой степени позволяет объяснить низкие темпы роста в развивающихся странах, где низкий уровень развития производства не дает возможности развивать технику и повышать квалификацию рабочих.
Основная задача работы Э. Денисона заключалась в выборе, изучении и сопоставлении относительного веса многочисленных факторов, определивших темпы экономического роста в США и 8 странах Западной Европы за период 1929–1970 гг. В классификацию факторов экономического роста Э. Денисон включил более двух десятков переменных. Четыре фактора относились к труду (занятость, отработанные часы, половозрастная структура, уровень образования), четыре фактора – к капиталу (жилой фонд, международные активы, нежилые здания, сооружения и оборудования, товарно-материальные запасы), кроме того, рассматривались такие факторы, как земля и научно-технический прогресс.
При этом доля фактора образования в приросте национального дохода составила, по оценкам Э. Денисона, для США – 15%, Бельгии – 14, Голландии – 5, Англии – 12, Италии и Норвегии – 7, Франции – 6, Дании – 4, ФРГ – 2% .
Расчеты для более позднего периода были осуществлены А. Меддисоном. Согласно его данным в 1973–1984 гг. вклад фактора образования в экономический рост США составил 23,4%, Великобритании – 30,2, Японии – 11,3, Франции – 27,5, ФРГ – 5,9%. Расчеты показывают, что вклад образования существенно вырос за последние десятилетия.
О важности человеческого капитала свидетельствует и опыт послевоенных десятилетий. Несмотря на отсутствие природных ресурсов, Япония, Тайвань и другие азиатские страны добились значительных успехов в развитии, опираясь на хорошо обученную, образованную и дисциплинированную рабочую силу. За последние 25 лет ХХ в. валовой внутренний продукт «азиатских тигров» вырос примерно в 4 раза.
Помимо непосредственного положительного влияния на производительность в экономике, человеческий капитал приносит социальные и культурные выгоды. Неденежные внешние эффекты принимают различные формы. Так, выпускник вуза может принимать более активное участие в политической жизни, деятельности добровольных организаций. Он может на более высоком уровне удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Это свидетельствует о повышении качества и рабочей силы, и экономического роста.
Улучшение социальной обстановки и повышение культурного уровня будут иметь и прямой экономический эффект. Например, появляется возможность уменьшить государственные расходы на поддержание правопорядка и обеспечение социальной справедливости.
Всеми исследователями признается значимость технологических и научных знаний для экономического роста. Предпринимается попытка обосновать эндогенную природу научно-технического прогресса. Система образования готовит кадры ученых и инженеров. Именно способности и знания последних определяют возможность появления новых знаний и инноваций, а наличие высококвалифицированных рабочих – возможность их практического применения. Инвестиции в человека имеют экстернальный эффект, поскольку результатами в виде прироста знаний может пользоваться все общество. Таким образом, еще одним способом воздействия человеческого капитала на экономический рост является влияние на научные исследования и разработки.
Вывод теоретиков о том, что повышения темпов экономического роста и национального дохода можно добиться за счет улучшения качества рабочей силы, нашел отражение в политике многих государств. В «третьем мире» на сферу образования приходится от 15 до 30% расходов государственного бюджета, но должная отдача не всегда проявляется. Источником развития образование становится тогда, когда созданы условия для его практической реализации. Самый лучший человеческий капитал не обеспечит экономического роста без эффективного рынка труда. Человек должен иметь возможность реализовать свои знания и умения в процессе производства товаров и услуг, на основе самозанятости или продав рабочую силу.
Проблема источников экономического роста особо актуальна для современной России, где после длительного спада начался экономический рост. Однако этот рост в значительной мере обусловлен конъюнктурными факторами, главным образом высокими ценами на нефть. Опыт развитых стран показывает, что возможность перехода к устойчивому экономическому росту в условиях постиндустриальной экономики зависит от накопления и использования человеческих ресурсов.
3.2. Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала
Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в человеческий капитал, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономии на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в человеческий капитал кредитными учреждениями и фирмами.
Опыт создания рыночной экономики в России, в основном негативный опыт, показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского человеческого капитала невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования и диверсификации экономики и повышения эффективности государства. Причем, решить проблему эффективной диверсификации экономики РФ в направление технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационной и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики. Проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового - проблему повышения уровня и качества жизни населения.
Главное условие роста человеческого капитала в России это рост заработной платы. И главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Точнее, производительность труда зависит от стоимости человеческого капитала, который формируется из накоплений семейных бюджетов, зарплаты, государственных расходов на социальные нужды и т.д. Но если власть идет па снижение государственных расходов (при бедности большой части населения), можно утверждать, что оплата труда становится главным источником финансирования повышения квалификации человека.
Следующим условием роста человеческого капитала являются инвестиции в образование. Здесь выделяется проблема «утечки мозгов». Естественным препятствием для инвестирования предприятий в развитие своего человеческого капитала является вероятность того, что вложения в образование работников могут оказаться бессмысленными и даже весьма вредными, поскольку, получив более высокую квалификацию, они смогут перейти на работу в конкурирующие фирмы, такая проблема особо остро стоит перед компаниями в западных странах, что объясняется мобильностью рабочей силы, которая может свободно перемещаться в границах страны или группы стран (например, ЕС) при наличии вакансий с лучшими условиями оплаты труда. В российских фирмах, в первую очередь крупных, регионообразующих промышленных предприятий, указанная проблема не так болезненна. Россиянин с трудом покидает свое место жительства даже при наличии привлекательных для него рабочих мест в других регионах.
В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое качество образования, заключается в том, что существует вероятность утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и более высокую плату. Повышение уровня оплаты труда важно еще и для того, чтобы эмиграция не приобрела массовый характер. Снижение налогового бремени должно стать резервом, который позволит средства, ранее тратившиеся на "нерыночные" слои населения, направить на эти цели.
Тесно связывается проблема технологического развития страны и роста человеческого капитала. Россию принято включать в число среднеразвитых стран, и по отношению ко многим странам она является более развитой. Это формирует прекрасные условия для развития более высокими темпами по сравнению со странами-лидерами мировой экономики. Подобный подход создает резерв увеличения затрат на развитие собственного человеческого капитала и постепенное совершенствование технологий. Примером могут служить деловые контакты в области продвижения российских вооружений на мировой рынок. Преимущество же в данном процессе для России заключается в возможности постепенно перенимать действительно современные технологии у более развитых западных стран.
Еще одним важным вопросом для общества, стремящегося к технологическому прорыву, является соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Можно выделить два принципиально различных подхода к этой проблеме. Либеральная точка зрения заключается в том, что получение нового знания всеми заинтересованными сторонами будет способствовать извлечению обществом максимума содержащихся в нем полезных возможностей и ускорению его совершенствования. Противоположный подход базируется на том, что для развития технологий необходимо безусловное соблюдение прав на интеллектуальную собственность. В большинстве развитых демократий право частной собственности — наивысшая ценность. Ее незыблемость в отношении как физической, так и виртуальной собственности считается основой деловой активности. Для многих развивающихся стран ответ на данный вопрос становится политическим, поскольку несоблюдение прав интеллектуальной собственности может стать препятствием для их принятия в мировые торгово-экономические организации, признания экономики рыночной и т.д. При этом высокий уровень трансакционных издержек в международной торговле и движении капитала может обусловить значительные убытки, которые перевесят любые доводы против соблюдения прав интеллектуальной собственности.
Для решения проблемы ускоренного роста российского человеческого капитала и кардинального повышения его качества необходимо, прежде всего, осознать значимость этой важнейшей общенациональной задачи на высшем государственной уровне. Необходимо разработать системный подход к решению этой проблемы, составить детальную программу финансирования роста человеческого капитала.
В целом для решения этой проблемы необходимо следующее.
- Разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского человеческого капитала. Начало этой программы - решение государством задач перевода на современные принципы и базу воспитание и образование. Венец завершения программы – создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства.
- Разработать общую идеологию государства.
- Осуществить декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического государства решить проблему роста человеческого капитала, в принципе, невозможно).
- Кардинально увеличить прямые государственные и частные инвестиции в человеческий капитал.
Информация о работе Человеческий капитал как фактор экономического роста