Человеческий капитал как фактор инновационного развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 10:06, реферат

Описание работы

В своей работе я раскрою сущность человеческого капитала более подробно, остановлюсь на этапах его развития и видах, а также определю его как основу инновационного развития предприятия.

Содержание

Введение2
1. Человеческий капитал и его сущностная характеристика3
2. Влияние человеческого капитала на инновационное развитие предприятия7
3. Управление процессами совершенствования применения человеческого капитала11
3.1. Развитие человеческого капитала на предприятии11
3.2. Повышение качества трудовой жизни персонала12
Заключение13
Список литературы14

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

    Во  время найма на работу кандидату  предоставляется информация о предприятии. При этом информация должна быть такой, чтобы ожидания нового сотрудника в процессе его будущей работы были реалистичными. За этим следует обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что является эффективной работой на данном предприятии. Правила, процедура и наставления со стороны старших по должности представляют формальные дополнительные методы адаптации работников коллективе предприятия.

    Обучение  персонала трудовым навыкам. Профессиональная подготовка сотрудников с целью повышения их квалификации и трудовых навыков необходима предприятию для эффективного выполнения работы, так как имеется постоянная потребность в высокой производительности труда персонала. Одним из способов достижения общего качества человеческого капитала является отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников, руководство должно также реализовывать программы систематического обучения и подготовки своих сотрудников, помогая полному раскрытию их возможностей на предприятии. Кроме того, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его персонал будет иметь навыки выполнения конкретной работы хуже конкурентов. В силу этого подготовка персонала (кадров) должна быть ориентирована на обучение сотрудников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда и обеспечить уровень этих навыков, достаточный для того, чтобы делать конкретную работу не хуже конкурентов. [10, c.375]

    Оценка  результатов трудовой деятельности и перемещение  кадров направлены на определение наиболее результативных (потенциально значимых для предприятия) сотрудников и обеспечение реального подъема уровня их достижений, переводя на более привлекательные и престижные должности.

    При этом оценка результатов деятельности сотрудников решает три задачи:

  • административную - задача связана с перемещением сотрудников на другие должности путем их повышения или понижения по должности с учетом полезности и перспективности профессионального роста для развития предприятия, а также перевода на другую равнозначную работу или прекращения трудового договора;
  • информационную - задача решается путем информирования сотрудников о результатах деятельности за оцениваемый период и относительном уровне результативности их работы, а также об оценке их значимости для предприятия;
  • мотивационную - задача заключается в том, что результат оценки является важным средством стимулирования сотрудников к более результативной работе путем дальнейшего повышения производительности труда и самосовершенствования. [10, c.376]

    Подготовка  руководящих кадров направлена на развитие навыков и умения, необходимых сотрудникам для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. Чтобы готовить руководителей к продвижению по службе, необходим тщательный анализ и планирование работы по подготовке руководящих кадров, развитие системного и стратегического мышления менеджеров всех уровней.

    Наиболее  распространенными  методами подготовки руководящих кадров, зарекомендовавшими себя положительно, являются:

  • организация лекций, дискуссий в составе небольших учебных групп;
  • разбор конкретных деловых ситуаций и изучение литературы;
  • участие в деловых играх и тренинге.

    Вариантами  этого метода являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам  управления, повышение профессиональных знаний в рамках конкретного бизнеса (отрасли).         [10, c.376]  

    3.2. Повышение качества  трудовой жизни  персонала 

    Этот  термин появился в США и отражает одну из важных разработок в области  управления человеческим капиталом, суть которой связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни. Авторы разработки Дж. Р. Хекман и Дж. Слайд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, за которой члены производственной организации могут удовлетворять свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации». [11, c.204]

    В США внимание к проблеме качества трудовой жизни стимулировали несколько общественных и частных организаций (Национальный центр качества трудовой жизни, Институт труда Америки, Огайский центр трудовой жизни). Интерес к качеству рудовой жизни распространился и в странах Западной Европы.

    Высокое качество трудовой жизни характеризуется, по мнению авторов этого направления  исследований, определенными факторами, отражающими характеристики самой  работы, ее организацию и отношение  к персоналу высшего руководства  организации. Прежде всего, работа должна быть интересной и рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда. Рабочая среда должна быть чистой, иметь благоприятные экологические условия с учетом прогрессивных медико-биологических норм. Должны быть обеспечены необходимые средства бытового и медицинского обслуживания сотрудника и его семьи. Важное место в определении качества трудовой жизни персонала занимают взаимоотношения руководства и персонала в процессе работы, в том числе надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в этом возникает необходимость; рабочие должны принимать участие в принятии решений, касающихся их работы. Также должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами. [11, c.204]

    Качество  трудовой жизни персонала можно  повысить, изменив некоторые организационные  условия (параметры, определяющие эти  условия), влияющие на людей. Это затрагивает  уже рассмотренные ранее методы, в том числе децентрализацию управления, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программу управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе и т.д. Меры по повышению качества трудовой жизни должны быть направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.

    Дополнительные  льготы и качество трудовой жизни  персонала играют важную роль в создании благоприятного климата в организации, способствующего росту производительности труда [11, c.205]

    При внедрении конкретных программ повышения  качества трудовой жизни необходимо учитывать, что традиционные факторы  мотивации труда (оплата труда и продвижение по службе) по-прежнему оказывают преимущественное влияние на производительность. Увязка этих факторов с показателями производительность труда способствует стабильному росту производительности производства и эффективности деятельности предприятия в целом. Для мотивационного воздействия традиционных факторов на рост производительности необходимо повысить объективность его оценки, создавая новые средства контроля степени соответствия производительности установленным показателям и используя результаты, оценки как основу для принятия решений о поощрениях персонала. [11, c.205]

 

Заключение 

    Огромные  преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

    Понимание и выбор человеческого капитала в качестве главного фактора развития буквально диктует системный  и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального человеческого капитала как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

    Человеческий  капитал приобретает все большее значение по причине усложнения производства и само его понятие как экономической категории постоянно развивается и расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний. Все ведущие профессионалы мира уже поняли, что источники информации составляют основу их интеллектуальной деятельности и инструментарий развития идей, создания инновационных продуктов, развития науки.

    Таким образом, следует заострить внимание на значимости человеческого капитала для предприятия, так как именно его подготовленность и высокое качество способны максимально повысить эффективность любого инновационного проекта.

    Поэтому руководство предприятия должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала персонала. Эта работа должна быть направлена на постоянное обеспечение роста производительности и увеличение ценности человеческого капитала предприятия, а также его рационального использования.

    В своей работе я раскрыла сущность человеческого капитала, остановилсь на этапах его развития и видах, а также дала возможность определить его сильнейшее влияние на инновационное развитие предприятия с помощью системы показателей и специального анализа человеческого капитала на конкретном предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 
 

    1. Корчагин Ю.А. Российский человеческий  капитал: Фактор развития или  деградации? - Воронеж: ЦИРЭ, 2005

    2.  Экономическая теория. Трансформирующая  экономика //Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Инити-Дана, 2004

    3. Соболева И.В., Парадоксы измерения  человеческого капитала. Институт экономики, РАН, 2009.

    4. Психология человеческого капитала. / Под ред. А.И. Юрьева. - Санкт-Петербург:  Изд. «Logos», 2006

    5. Красина О., Крутий И. Развитие  человеческого капитала в условиях перехода к обществу знания  - Воронеж: ЦИРЭ, 2005.

    6.  Нестеров Л., Аширова Г. Национальное  богатство и человеческий капитал  // ВЭ, 2003, №2

    7. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.

    8. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном  воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996.

    9. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

    10. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие, – Мн.: Мисанта, 2003.

    11. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В «Управление  персоналом», – М.: «Финстатинформ», 2004.

    12. А.В. Бондарь, М.А. Бондарь, И.В.  Корневец, Л.Н. Маркусенко. Человеческий капитал в контексте макроэкономической стабилизации и конкурентоспособности национальной (малой открытой экономики) экономики – Минск, ред. газеты «Настаунiцкая газета», 2006.

    13. Злобин, Е. Человеческий капитал – главный резерв развития производства / Е. Злобин // АПК: экономика, управление. – 2005.- №2. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Человеческий капитал как фактор инновационного развития предприятия