Человеческий капитал и предприимчивость как современные факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и предприимчивости и их роли в развитии современной экономики в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
-Изучить понятие предприимчивости, человеческого капитала и его виды
-Проанализировать реализацию человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику на примере Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Сущность человеческого капитала и предприимчивости 5
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 5
1.2 Классификация видов человеческого капитала 9
1.3 Предприимчивость как особый вид человеческого ресурса 10
2. Анализ роли человеческого капитала и предприимчивости в современном производстве 14
3. Основные проблемы формирования человеческого капитала в РБ 23
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 23
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 27
3.3 Пути развития человеческого капитала 30
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал и предприимчивость как современные факторы производства..doc

— 454.00 Кб (Скачать)

Другим важным фактором развития человеческого капитала является институт образования, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь в «обучение в течение всей жизни». Белорусская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В белорусских вузах ведется всего 4,5% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы.

Естественным  препятствием для инвестирования предприятий  в развитие своего человеческого  капитала является вероятность того, что вложения в образование работников могут оказаться бессмысленными и даже весьма вредными, поскольку, получив более высокую квалификацию, они смогут перейти на работу в конкурирующие фирмы. Данная проблема особо остро стоит перед компаниями в западных странах, что объясняется мобильностью рабочей силы, которая может свободно перемещаться в границах страны или группы стран (например, ЕС) при наличии вакансий с лучшими условиями оплаты труда. Для белорусских фирм, в первую очередь крупных, регионообразующих промышленных предприятий, указанная проблема не так болезненна. С одной стороны, это объясняется особенностями ментальности белорусов, формировавшейся в условиях прикрепления крестьян к земле, традиционного общинного уклада жизни, диктовавшегося экономической целесообразностью, системы прописок в советский период. С другой — переезд в другое место связан и с объективными трудностями: необходимостью приобретения жилья, отсутствием средств на переезд и т.д. Таким образом, затраты на образование своих работников вряд ли станут косвенными инвестициями в развитие других фирм. К тому же в Беларуси квалифицированные преподаватели готовы работать с высокой отдачей за весьма скромное вознаграждение, а значит, сами затраты не будут для предприятий непосильными.

В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое качество образования, заключается в том, что существует вероятность утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и более высокую зарплату.

Повышение уровня оплаты труда, необходимость которого неоднократно подчеркивалась выше, важно еще и для того, чтобы эмиграция не приобрела массовый характер. Снижение налогового бремени должно стать резервом, который позволит средства, ранее «тратившиеся» на «нерыночные» слои населения, направить на эти цели. Ожидать всплеска инфляции не следует, поскольку в данном случае происходит не номинальный рост зарплаты, а перераспределение доходов населения. При этом, вероятно, потребительский спрос будет частично перенаправлен с продуктов первой необходимости на современную информационную технику, образовательные услуги и т.д., что должно подстегнуть их предложение и производство. [1, 90-93]

Одним из основных факторов развития экономики, помимо накопления капитала, естественного увеличения численности населения и роста производительности труда, выступает технический прогресс. Данный фактор тесно переплетается с повышением производительности человеческого капитала и вряд ли отделим от него: с увеличением объема знаний и улучшением технологии работники и машины, созданными ими, становятся производительнее. Развить навыки работы на высокотехнологичном производстве при его сложности работники могут, только имея непосредственный контакт с технологией. К тому же многие знания не являются общедоступными, а выступают лишь в качестве приложения к оборудованию, на котором они используются. Получение подобных знаний невозможно без приобретения соответствующих лицензий. Внедрение в производство таких технологий требует значительных финансовых вложений, которые не под силу большинству белорусских промышленных предприятий.

Таким образом, процесс воспроизводства человеческого  капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

Заключение

Человеческий капитал  – важнейший ресурс постиндустриального  общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные  затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.

Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей – работников отдельной фирмы или населения региона или страны.

Во-вторых, физиологические  свойства и природные способности  человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого  капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может  быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

В-четвертых, данный капитал  используется его носителями для  получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.

Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории человеческого капитала.

Уровень общеобразовательной  и специальной подготовки в Беларуси является одним из наиболее значимых  показателей, характеризующих человеческий капитал в образовательной сфере. По уровню образованности населения Республика Беларусь (уровень грамотности взрослого населения 99,6%) опережает многие развитые страны.

Современная кадровая политика белорусских фирм  обеспечивает наиболее эффективное использование человеческого капитала компании, делает заинтересованными своих сотрудников в данном виде деятельности. Анализ эффективности инвестиций в человека показывает насколько значимым становится для фирм затрачивать огромные средства на здоровье и образование работников, поскольку в будущем обеспечивается больший доход всей компании.

 Экономические оценки  человеческого капитала стали  широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Выделяя в структуре человеческого капитала три основных составляющих - капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, современная наука в качестве решающего фактора развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование и, в особенности, его высокие уровни. Это связано со специфической функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который в значительной мере определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает человека методологией выбора во все возрастающем потоке информации, развивает его креативные способности.

 

 

Список использованных источников

  1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2003. – 440с.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 384с.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 512с.
  4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.: ил.
  5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь / Мн.: Юнипак, 2004. – 412 с.
  6. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.
  7. Основы экономической теории: Схемы, диаграммы, таблицы / Л.Н. Давыденко, В.А. Войцеховский, С.Г. Галуза и др. – Мн.: Выш.шк., 2002. – 207с.
  8. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.
  9. Развитие социальной политики Республики Беларусь, основные направление регулирования.//НЭГ-.№78.-2009 -С.1,4
  10. Социальная политика Республики Беларусь и перспективы ее развития.//НЭГ-.№76.-2009 -С.1,4
  11. Семенов А.Кузнецов С. Социальная политика в РБ// Человек и труд.-№2.-2009.- С.35-38
  12. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. –: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
  13. Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 2001. – 168с.
  14. Тихонова Л.Е. Ванкевич Е.В. Рыночная экономика в Республике Беларусь// Беларуски час.-№4.-2009.-С.32-42
  15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 2003. – 864с.
  16. Чижова Л.   Социальная политика в Республике Беларусь // Человек и труд. - 2009. - №2.-С.29-34

Информация о работе Человеческий капитал и предприимчивость как современные факторы производства