Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и предприимчивости и их роли в развитии современной экономики в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
-Изучить понятие предприимчивости, человеческого капитала и его виды
-Проанализировать реализацию человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику на примере Республики Беларусь.
Введение 3
1. Сущность человеческого капитала и предприимчивости 5
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 5
1.2 Классификация видов человеческого капитала 9
1.3 Предприимчивость как особый вид человеческого ресурса 10
2. Анализ роли человеческого капитала и предприимчивости в современном производстве 14
3. Основные проблемы формирования человеческого капитала в РБ 23
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 23
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 27
3.3 Пути развития человеческого капитала 30
Заключение 37
Список использованных источников 39
В подобной
ситуации представляется
Процесс системной трансформации в Беларуси сопровождался гигантским, одномоментным обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Оно коснулось как общего человеческого капитала (то есть знаний, навыков, мыслительных привычек, способов восприятия, которые люди получают в системе формального образования), так и специфического человеческого капитала (то есть знаний и умений, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности непосредственно на рабочих местах). Это массовое обесценение образовательного потенциала не могло не сказаться на производительности труда и стало одним из главных факторов ее резкого снижения.
Как следствие, возник глубокий разрыв между фактическими и желаемыми запасами человеческого капитала на уровне каждого отдельного человека. Не удивительно, что участники рынка труда начали предпринимать активные усилия, направленные на восполнение этого разрыва (т. е. на оптимизацию имевшихся у них запасов человеческого капитала). Можно без преувеличения сказать, что в первой половине 1990-х годов вся страна превратилась в один огромный учебный класс. Естественно, что этот процесс всеобщего переобучения протекал не столько в стенах учебных заведений, сколько по ходу трудовой деятельности и шире - по ходу жизнедеятельности каждого человека. По имеющимся оценкам, в 1990-е годы 40% белорусских работников сменили профессию.
Обратимся сначала к общему человеческому капиталу, который производится в рамках формальной системы образования. Известно, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Реально это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший диплом, скажем, об окончании вуза, практически ничего не выигрывал. Однако в переходный период ситуация резко изменилась. Оценки, которые относятся к середине-концу 1990 годов, показывают уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования достигла 7-8% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве других стран мира, как развитых, так и постсоциалистических.
О том же говорит
и более грубый индикатор, нередко
используемый в межстрановых сопоставлениях,
- относительная разница в
Рисунок 3.2 - Экономическая активность, занятость и безработица по в возрасте 24-49 лет в зависимости от уровня образования, 2008, %
П р и м е ч а н и е. Источник: [14, с. 17]
Как видно из рис. 3.2 и табл. 3.1, в Беларуси условиях высокое образование действительно усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем выше образовательный потенциал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица и меньше доля "отчаявшихся" работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков (эта закономерность нарушается лишь в одном-единственном случае - для работников с незаконченным высшим образованием) [14, с. 17].
Так, в 2008 году «выигрыш», которые лица с высшим образованием в возрасте от 25 до 49 лет имели по сравнению с лицами со средним образованием, составлял: с точки зрения активизации участия в рабочей силе - около 10 процентных пунктов (94% против 85%), с точки зрения улучшения перспектив занятости - почти 15 процентных пунктов (90% против 76%), с точки зрения сокращения риска безработицы - 6,5 процентного пункта (3,7% против 10,1%) - см. рис. 3.2.
Таблица 3.1 - Экономическая активность, занятость и безработица по основным возрастным группам и уровню образованию, 2008, %
Показатели |
Возрастные группы** |
Высшее профес-сиональ-ное |
Неполное высшее профес-сиональ-ное |
Среднее профес-сиональ-ное |
Начальное профес-сиональ-ное |
Среднее (полное) общее |
Основное общее |
Начальное общее, не имеют начального общего |
Уровень экономической активности |
Молодежь |
89,7 |
25,7 |
83,3 |
84 |
32,7 |
17,2 |
13,7 |
Лица зрелого возраста |
94 |
82 |
91,8 |
90,5 |
85 |
75,7 |
39,5 | |
Лица предпенсионного возраста |
89,2 |
80,9 |
83,6 |
80,8 |
77,5 |
68,7 |
46,7 | |
Лица пенсионного возраста |
38,7 |
24,2 |
27,9 |
22,3 |
20,1 |
13,4 |
8,7 | |
Все население |
83,3 |
47 |
79,4 |
80,6 |
60,7 |
33,9 |
14 | |
Уровень занятости |
Молодежь |
80,7 |
21,2 |
72,5 |
71,4 |
25,7 |
12,6 |
9,9 |
Лица зрелого возраста |
90,5 |
75,9 |
86,4 |
82,7 |
76,4 |
65,3 |
32,3 | |
Лица предпенсионного возраста |
85,9 |
73,6 |
78,9 |
76,1 |
71,9 |
62,5 |
42,9 | |
Лица пенсионного возраста |
37,3 |
22,8 |
26,6 |
21,5 |
19 |
12,7 |
8,5 | |
Все население |
79,9 |
42 |
74,3 |
73,3 |
53,8 |
28,9 |
12,4 | |
Уровень безработицы |
Молодежь |
10 |
17,6 |
12,9 |
15 |
21,4 |
26,6 |
27,4 |
Лица зрелого возраста |
3,7 |
7,4 |
5,8 |
8,6 |
10,1 |
13,7 |
18,3 | |
лица предпенсионного возраста |
3,7 |
9 |
5,6 |
5,9 |
7,2 |
9 |
8,1 | |
Лица пенсионного возраста |
3,5 |
5,9 |
4,8 |
3,6 |
5,4 |
5,2 |
1,6 | |
все население*** |
4,1 (0,5) |
10,7 (1,2) |
6,5 (1,0) |
9,1 (1,7) |
11,3 (2,9) |
14,6 (6,6) |
11,4 (9,1) |
П р и м е ч а н и е. Источник: [9, с. 14]
В табл. 3.1 приведены соответствующие показатели и для других возрастных групп - молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста. В целом для всего населения, с точки зрения уменьшения опасности быть вытесненным с рынка труда, "выигрыш" тех, кто имел высшее образование, по сравнению с лицами со средним образованием составлял 2,4 процентного пункта (0,5% против 2,9%).
Однако со специфическим человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В Беларуси он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что белорусская экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть.
В целом Республика Беларусь относится к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП = 0,788) и занимает 29-е место среди 36 европейских государств и 56-е место из 173 стран мира. Кроме того, Беларусь стабильно, на протяжении пяти лет, держит 1-е место по данному показателю среди стран СНГ.
Уровень ожидаемой продолжительности жизни в Европе варьируется от 66,1 (Российская Федерация) до 79,7 года (Швеция). Республика Беларусь с ожидаемой продолжительностью жизни в 68,5 года отстает от таких развитых стран, как Норвегия, Швеция, Исландия, Швейцария, Франция, Италия и Испания на 10 и более лет. Превышение наблюдается только в сравнении с Украиной, Молдовой и Российской Федерацией[9, с. 14].
Проведенный анализ показывает, что достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала Республики Беларусь является одним из основных факторов интеграции республики в Европейское экономическое сообщество.
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий
капитал имеют ряд
К инвестициям в человеческий
капитал сегодня актуально
Культура (в
том числе религиозная
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
И главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Приведенные выше соображения об изменении роли труда в процессе производства создают теоретические предпосылки для того, чтобы рассматривать такую цель как стратегически важнейшую с точки зрения обеспечения высоких темпов роста. Статистика также говорит о том, что в развитых странах, которые уже вступили в эпоху раннего постиндустриализма доля зарплаты в ВВП значительно выше, чем в Беларуси. Однако нормальное функционирование закрытой экономики при высоком уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики капитал развитых стран «дополучает» прибыль, используя более дешевый труд работников в бедных странах. Правительства развитых стран активно поддерживают в этом свои национальные (по признаку получения прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются транснациональными.
По нашему мнению,
для оценки возможностей повышения
оплаты труда наемного работника
путем изменения пропорций
Информация о работе Человеческий капитал и предприимчивость как современные факторы производства