Человеческий капитал и предприимчивость как современные факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и предприимчивости и их роли в развитии современной экономики в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
-Изучить понятие предприимчивости, человеческого капитала и его виды
-Проанализировать реализацию человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику на примере Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Сущность человеческого капитала и предприимчивости 5
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 5
1.2 Классификация видов человеческого капитала 9
1.3 Предприимчивость как особый вид человеческого ресурса 10
2. Анализ роли человеческого капитала и предприимчивости в современном производстве 14
3. Основные проблемы формирования человеческого капитала в РБ 23
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 23
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 27
3.3 Пути развития человеческого капитала 30
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал и предприимчивость как современные факторы производства..doc

— 454.00 Кб (Скачать)

 В подобной  ситуации представляется целесообразным  строить систему распределения так, чтобы работники получали достаточные материальные стимулы для выполнения в том числе и новых задач, которые ставит перед ними новая экономика.

3.2 Реализация  человеческого  капитала в Республике Беларусь

Процесс системной трансформации в Беларуси сопровождался гигантским, одномоментным обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Оно коснулось как общего человеческого капитала (то есть знаний, навыков, мыслительных привычек, способов восприятия, которые люди получают в системе формального образования), так и специфического человеческого капитала (то есть знаний и умений, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности непосредственно на рабочих местах). Это массовое обесценение образовательного потенциала не могло не сказаться на производительности труда и стало одним из главных факторов ее резкого снижения.

Как следствие, возник глубокий разрыв между фактическими и желаемыми запасами человеческого капитала на уровне каждого отдельного человека. Не удивительно, что участники рынка труда начали предпринимать активные усилия, направленные на восполнение этого разрыва (т. е. на оптимизацию имевшихся у них запасов человеческого капитала). Можно без преувеличения сказать, что в первой половине 1990-х годов вся страна превратилась в один огромный учебный класс. Естественно, что этот процесс всеобщего переобучения протекал не столько в стенах учебных заведений, сколько по ходу трудовой деятельности и шире - по ходу жизнедеятельности каждого человека. По имеющимся оценкам, в 1990-е годы 40% белорусских работников сменили профессию.

Обратимся сначала  к общему человеческому капиталу, который производится в рамках формальной системы образования. Известно, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Реально это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший диплом, скажем, об окончании вуза, практически ничего не выигрывал. Однако в переходный период ситуация резко изменилась. Оценки, которые относятся к середине-концу 1990 годов, показывают уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования достигла 7-8% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве других стран мира, как развитых, так и постсоциалистических.

О том же говорит  и более грубый индикатор, нередко  используемый в межстрановых сопоставлениях, - относительная разница в заработках между работниками с высшим и  полным средним образованием.

Рисунок 3.2 - Экономическая активность, занятость и безработица по в возрасте 24-49 лет в зависимости от уровня образования, 2008, %

П р и м  е ч а н и е. Источник: [14, с. 17]

Как видно из рис. 3.2 и табл. 3.1, в Беларуси  условиях высокое образование действительно усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем выше образовательный потенциал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица и меньше доля "отчаявшихся" работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков (эта закономерность нарушается лишь в одном-единственном случае - для работников с незаконченным высшим образованием) [14, с. 17].

Так, в 2008 году «выигрыш», которые лица с высшим образованием в возрасте от 25 до 49 лет имели по сравнению с лицами со средним образованием, составлял: с точки зрения активизации участия в рабочей силе - около 10 процентных пунктов (94% против 85%), с точки зрения улучшения перспектив занятости - почти 15 процентных пунктов (90% против 76%), с точки зрения сокращения риска безработицы - 6,5 процентного пункта (3,7% против 10,1%) - см. рис. 3.2.

 

Таблица 3.1 -  Экономическая активность, занятость и безработица по основным возрастным группам и уровню образованию, 2008, %

 

Показатели

Возрастные группы**

Высшее профес-сиональ-ное

Неполное высшее профес-сиональ-ное

Среднее профес-сиональ-ное

Начальное профес-сиональ-ное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего

Уровень экономической активности

Молодежь

89,7

25,7

83,3

84

32,7

17,2

13,7

Лица зрелого возраста

94

82

91,8

90,5

85

75,7

39,5

Лица предпенсионного возраста

89,2

80,9

83,6

80,8

77,5

68,7

46,7

Лица пенсионного возраста

38,7

24,2

27,9

22,3

20,1

13,4

8,7

Все население

83,3

47

79,4

80,6

60,7

33,9

14

Уровень занятости

Молодежь

80,7

21,2

72,5

71,4

25,7

12,6

9,9

Лица зрелого возраста

90,5

75,9

86,4

82,7

76,4

65,3

32,3

Лица предпенсионного возраста

85,9

73,6

78,9

76,1

71,9

62,5

42,9

Лица пенсионного возраста

37,3

22,8

26,6

21,5

19

12,7

8,5

Все население

79,9

42

74,3

73,3

53,8

28,9

12,4

Уровень безработицы

Молодежь

10

17,6

12,9

15

21,4

26,6

27,4

Лица зрелого возраста

3,7

7,4

5,8

8,6

10,1

13,7

18,3

лица предпенсионного возраста

3,7

9

5,6

5,9

7,2

9

8,1

Лица пенсионного возраста

3,5

5,9

4,8

3,6

5,4

5,2

1,6

все население***

4,1 (0,5)

10,7 (1,2)

6,5 (1,0)

9,1 (1,7)

11,3 (2,9)

14,6 (6,6)

11,4 (9,1)


П р и м  е ч а н и е. Источник: [9, с. 14]

В табл. 3.1 приведены  соответствующие показатели и для  других возрастных групп - молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста. В целом для всего населения, с точки зрения уменьшения опасности быть вытесненным с рынка труда, "выигрыш" тех, кто имел высшее образование, по сравнению с лицами со средним образованием составлял 2,4 процентного пункта (0,5% против 2,9%).

Однако со специфическим  человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным  показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В Беларуси он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что белорусская  экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть.

В целом Республика Беларусь относится к странам  со средним уровнем развития человеческого  потенциала (ИРЧП = 0,788) и занимает 29-е место среди 36 европейских государств и 56-е место из 173 стран мира. Кроме того, Беларусь стабильно, на протяжении пяти лет, держит 1-е место  по данному показателю среди стран СНГ.

Уровень ожидаемой  продолжительности жизни в Европе варьируется от 66,1 (Российская Федерация) до 79,7 года (Швеция). Республика Беларусь с ожидаемой  продолжительностью жизни в 68,5 года отстает от таких развитых стран, как Норвегия, Швеция, Исландия, Швейцария, Франция, Италия и Испания на 10 и более лет. Превышение наблюдается   только в сравнении с Украиной, Молдовой и Российской Федерацией[9, с. 14].

Проведенный анализ показывает, что достаточно высокий  уровень накопленного человеческого  капитала Республики Беларусь является одним из основных факторов интеграции республики в Европейское экономическое сообщество.

3.3 Пути развития человеческого  капитала

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к  инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью[6, с. 186].

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию  высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших  компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению  трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
  6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества[8, с. 216].

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на   фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются  интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии  производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как  хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.

Культура (в  том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие  встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий.  Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и  духовно-моральную структуру.

Источником вложений в человеческий капитал может  выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

И главным условием роста продуктивности труда наемных  работников должно стать повышение  оплаты труда. Приведенные выше соображения об изменении роли труда в процессе производства создают теоретические предпосылки для того, чтобы рассматривать такую цель как стратегически важнейшую с точки зрения обеспечения высоких темпов роста. Статистика также говорит о том, что в развитых странах, которые уже вступили в эпоху раннего постиндустриализма доля зарплаты в ВВП значительно выше, чем в Беларуси. Однако нормальное функционирование закрытой экономики при высоком уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики капитал развитых стран «дополучает» прибыль, используя более дешевый труд работников в бедных странах. Правительства развитых стран активно поддерживают в этом свои национальные (по признаку получения прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются транснациональными.

По нашему мнению, для оценки возможностей повышения  оплаты труда наемного работника  путем изменения пропорций деления полученного дохода можно использовать оценки оптимального размера налогового бремени государства для предпринимателей. Обосновать такой подход можно схожестью ситуации: капитал как бы обкладывает труд налогом, изымая часть добавленной стоимости в виде факторного дохода. Мы считаем, что предпринимательская активность на макроуровне и производительность труда наемных работников определяются ставкой налогообложения (долей «изъятого» дохода). Согласно кривой Лаффера, при превышении критического значения — предельной налоговой ставки — снижаются стимулы к расширению производства, уменьшается доля прибыли, предъявляемая к налогообложению, а часть налогоплательщиков полностью переходит в «теневой» сектор экономики. Результат этого — снижение налоговых поступлений. Представляется, что на производительность труда аналогично воздействуют пропорции распределения получаемого дохода.

Информация о работе Человеческий капитал и предприимчивость как современные факторы производства