Центробанк

Автор: Ирина Колышева, 28 Сентября 2010 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов, состоящей из 4,5 тыс. учреждений; он обслуживал 4,8 млн. различных предприятий, учреждений и организаций. Здесь ежедневно проводилось более 9 млн. операций.
Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Принятие законодательных актов Федеральным Собранием, постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ на указанную тему будоражат умы россиян уже не первый год. Множество людей подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам неопознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери.
В этом реферате я постараюсь рассказать о том, что представляет собой сейчас Центральный Банк РФ, его задачах и функциях

Работа содержит 1 файл

ЦБР его функции и политика.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     В проекте бюджета 2000 г. просматривается  подчинение всей бюджетной политики задаче погашения внешнего долга. Профицит бюджета в размере 162 млн. руб. почти полностью (156,8) направляется на погашение внешнего долга.

     Общая сумма долга  федерального бюджета  составит на конец 2000 г. 6,3 трлн. руб., что  в 1,2 раза превышает прогнозируемый объем ВВП (5,1 трлн.руб.) и почти  в 8,5 раза величину доходов бюджета.

     Выплаты по обслуживанию внешней задолженности (не считая расходов по погашению основной суммы долга) составляют 71% всех расходов по обслуживанию госдолга. На эти цели придётся направить 3% ВВП, что в 2 раза превышает рост ВВП, проектируемый  на 2000 г., и составит почти 20% от общего объёма расходов федерального бюджета. Сумма процентных выплат в $ составит 4,9 млрд. Кроме того, иностранным кредиторам будет выплачено $5,3 млрд. в порядке погашения основной суммы долга за счёт новых займов.

     Вторая характерная черта проекта бюджета состоит в том, что он не способствует в должной мере решению самых насущных задач российской экономики. Прогнозируется: рост реальных располагаемых доходов населения в виде «вилки» на 1,5-3%; розничный товарооборот на 1%; увеличение доходов населения, рост реальных располагаемых доходов на 2% (с учётом дефлятора); доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – 33-34% (в 1999 г. – 35%). Но, что особенно противоречит концепции ориентации экономической политики  повышения доходов населения, это повышение уровня безработицы до 14,8% против 14,3%.

     В целом совокупный спрос на товары и услуги российского производства составит 101-102%, прогнозируется рост импорта  на 7-13%10.

     Ненадежны корректировки доходов бюджета, базирующихся на высоких мировых ценах на нефть. Есть основание полагать, что в 2000 г. квоты на добычу нефти увеличатся, предложение возрастёт, и мировые цены снизятся.

     Предложение денег, исчисленное по бюджетным  проектировкам, занижено на сотни млрд.руб., поскольку бюджет и в целом экономическая политика не решают проблем трансформации сбережений в накопление, репатриации сбежавших капиталов.

     Проблема  погашения внешнего долга решается на суженном доходном поле. Между тем  основой погашения внешних долгов должны быть дополнительные накопления, полученные за счёт расширения производства и внутреннего рынка товаров и услуг. Стагнация же доходной базы бюджета создаёт чрезмерную нагрузку на резервы банковской системы, ведет, в конечном счете, к сокращению золото-валютных резервов.

     Сложившийся рыночный механизм со слабой конкуренцией не создаёт стимулов к экономическому росту, порождает спрос на дешёвые  деньги. Бюджет сегодня – резервуар, из которого черпаются дешёвые деньги. Спрос на такие деньги всегда будет  превышать предложение. Выход из этого положения видится в строгом целевом использовании бюджетных средств, в отладке сквозного финансового контроля, в недопущении бюджетных средств на спекулятивные операции фондового рынка.

     Для улучшения координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик необходимо проектировки денежно-кредитных индикаторов сделать органической частью прогнозов социально-экономического развития, обеспечив необходимую увязку прогнозов ВВП с прогнозами не только балансов денежных доходов населения, но и совокупной денежной массы.

     Следует снизить ставки кредитования, что  позволит сократить спрос на дешёвые  бюджетные средства. Целесообразно  разработать новую кредитную  политику, предусматривающую государственное  регулирование процентов за кредит и  нацеленную на переориентацию денежных потоков с финансовых рынков в реальную экономику, повысить роль банков в инвестиционном процессе, разработать меры по воссозданию и укреплению доверия к национальной валюте, стимулировать вовлечение огромных валютных и рублёвых сумм, накопленных и хранимых дома, в хозяйственный оборот.

     В существующей модели развития российская экономика не способна расплатиться с внешним долгом, профицит её ещё  больше обескровит, поскольку насущные потребности останутся без источников финансирования.

     Необходимо  инициировать переговоры с МВФ и  др. финансовыми структурами о  выработке принципиально новых  подходов к погашению Россией  государственного внешнего долга, учитывая, что он составляет сейчас сумму, значительно  превышающую признанные в мире (в частности Маастрихтскими соглашениями) нормы. Выплаты и обслуживание этого долга, даже с учётом последних соглашений о его реструктуризации, угнетающе действуют на российскую экономику. Продолжение этой политики грозит полной деградацией производства и обострением социальных конфликтов.

     Целесообразно склонить МВФ и др. международные  финансовые структуры к установлению строгой зависимости сумм выплат и обслуживания государственного внешнего долга от темпов роста российского  ВВП. Тогда основной целью экономической политики России действительно станет рост экономики. 

 

     

     Девальвация рубля  в 2008-2009 годах

     Центральный банк Российской Федерации на прошедшей  неделе объявил о повышении ставки рефинансирования до 13% и ряда других ключевых ставок денежного рынка с 1 декабря 2008 года. Это решение центробанка, которое призвано ограничить отток капитала из страны и повысить привлекательность рублевых вкладов, многие специалисты не считают необходимым в данной ситуации в экономике страны.

     Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в ответ на действия ЦБ РФ сказал, что конкурентоспособность российских компаний снизится в результате недоступности финансовых ресурсов.

     Стоимость российского рубля как национальной валюты (девальвация рубля) зависит от четырех факторов:

  • стоимости пары евро-доллар на международном валютном рынке,
  • оттока капитала из России (сейчас это порядка 50 млрд долларов в месяц);
  • цены на нефть;
  • действия финансовых властей.

     Снижение  курса рубля (девальвация), завязанного на цене барреля нефти, продолжится до того уровня, на котором платежный баланс страны будет сбалансированным. Сроки: 2008 - первая половина 2009 года. Именно в начале 2009 года некоторые специалисты прогнозируют цену за баррель нефти в 30-40 долларов.

     Удерживать  рубль в жестких рамках ЦБ уже  не в состоянии (отказался от этого). Кстати, только за октябрь 2008 года Банк России выделил на поддержку курса  рубля золотовалютные резервы страны в объеме более 72 млрд долларов.

     От девальвации рубля выиграют экспортеры, так как получат больше денег (в рублях), и производители потребительского сектора, так как импортная продукция на российском рынке будет стоить дороже. А вот сектору услуг придется нелегко (например, операторы связи, строительные компании), в особенности это касается компаний, которые брали кредиты за рубежом, а таких не мало.

     Если  оглядываться на 90-е, то девальвация  рубля может снова вернуть  к жизни “родные” у.е. (условные единицы) на ценниках в некоторых  магазинах.

     Возможно, что в феврале 2009 года президент США Барак Обама объявит дефолт по внешнему долгу США (долг частного и федерального сектора - сейчас составляет более 13,8 трлн долларов; государственный долг США - более $10,6 трлн), отменит доллары и введет амеро (североамериканскую объединенную валюту).

 

      Заключение.

 

     В заключение своего реферата хочется  подвести итоги всему вышеперечисленному.

     Каково  же значение ЦБ для функционирования системы распределения финансов? Есть ли перспективы развития? И  что для этого всё же необходимо?

     Прежде  всего, хочется отметить, что для  положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для  всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка  – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

     Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства  государства).

     Огромное  значение имеет привлечение к  разработке управленческих решений  в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

     Так же необходимо поддерживать конкуренцию  в банковской сфере. Здесь следует  отметить как положительное явление вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.

     Защите  конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых  комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.11 Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.

     Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

     Немаловажным  является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

     Необходим пересмотр системы надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности банковской деятельности;12 б) создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.

     в) Строго контролировать целевое использование средств бюджета.

     Обеспечить  ускорение денежного оборота  и расширить рынок банковских услуг.  В этой связи интересна  новация Гута Банка, предлагающего  систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система “Remote trader” относится к системам класса “Internet broker”. Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физ.лиц.”Remote trader” позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.

     Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объёму и движению криминального капитала.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Список литературы

  1. «Банковское дело»: №№ 6, 11, 12 – 1999 г.; 2, 3 – 2000 г.
  2. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М., «ИНФРА - М», 1996 г.
  3. «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова Е.Ф., М., «Банки и биржа», 1995 г.
  4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"        (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г.,  27 февраля, 28 апреля 1997 г.)
  5. «Большой экономический словарь», А.Н.Азрилиян, М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.

Информация о работе Центробанк