Центробанк

Автор: Ирина Колышева, 28 Сентября 2010 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов, состоящей из 4,5 тыс. учреждений; он обслуживал 4,8 млн. различных предприятий, учреждений и организаций. Здесь ежедневно проводилось более 9 млн. операций.
Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Принятие законодательных актов Федеральным Собранием, постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ на указанную тему будоражат умы россиян уже не первый год. Множество людей подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам неопознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери.
В этом реферате я постараюсь рассказать о том, что представляет собой сейчас Центральный Банк РФ, его задачах и функциях

Работа содержит 1 файл

ЦБР его функции и политика.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     сроков  предоставления (среднесрочные -  на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или  несколько дней);

     целевого  характера (корректирующие кредиты  и продленные сезонные кредиты). 

     Регулирование деятельности кредитных  институтов.

     Банк  России является органом банковского  регулирования  и надзора за деятельностью  кредитных организаций.

     Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

     Контроль  над деятельностью банков  проводится с целью  обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

     Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и кредиторов.  Банк  России  не  вмешивается  в  оперативную   деятельность кредитных   организаций,   за   исключением   случаев,    предусмотренных федеральными законами.

     При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:

     -  устанавливает  обязательные  для  кредитных организаций   правила    проведения    банковских    операций,    ведения бухгалтерского  учета,  составления  и  представления   бухгалтерской   и статистической отчетности.

      - регистрирует кредитные  организации   в  Книге государственной   регистрации  кредитных  организаций,  выдает   кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций и отзывает их.

       В целях обеспечения  устойчивости  кредитных  организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

          1)  минимальный размер уставного  капитала  для   вновь   создаваемых  кредитных организаций, минимальный  размер собственных средств  (капитала) для действующих кредитных организаций;

          2) предельный размер не денежной  части уставного капитала;

          3) максимальный размер риска на  одного заемщика или группу  связанных заемщиков;

          4) максимальный размер крупных  кредитных рисков;

          5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

          6) нормативы ликвидности кредитной  организации;

          7) нормативы достаточности капитала;

          8) максимальный размер привлеченных  денежных вкладов (депозитов)  населения;

          9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

          10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые  активы;

          11)      нормативы использования  собственных средств банков      для приобретения долей (акций)  других юридических лиц;

          12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). 

     Для осуществления своих  функций  в  области  банковского надзора  и  регулирования  ЦБ  проводит   проверки   кредитных организаций  и их филиалов,  направляет  им  обязательные  для  исполнения предписания об  устранении  выявленных  в  их  деятельности  нарушений  и применяет  предусмотренные законом  санкции   по отношению к нарушителям.

     В случае  нарушения  кредитной  организацией  федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка  России,  непредставления  информации, представления  неполной  или  недостоверной  информации ЦБ имеет  право  требовать  от  кредитной   организации   устранения выявленных  нарушений,  взыскивать  штраф в размере до  одной десятой процента от  размера минимального уставного капитала  либо  ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

          В случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении нарушений,  а  также  в  случае,  если  эти  нарушения  или совершаемые  кредитной  организацией  операции  создали  реальную  угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

          1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента  от  размера оплаченного уставного капитала, но не более 1  процента  от  минимального размера уставного капитала;

          2) потребовать от кредитной организации:

          а) осуществления мероприятий  по финансовому  оздоровлению  кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

          б) замены руководителей кредитной  организации;

          в) реорганизации кредитной организации;

          3) изменить для кредитной организации  обязательные нормативы на срок  до шести месяцев;

         4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций,  предусмотренных выданной  лицензией,  на  срок  до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

          5)  назначить  временную   администрацию  по   управлению   кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

          6) отозвать лицензию на осуществление  банковских операций в порядке,  предусмотренном федеральными законами. 
 

     Функция финансового агента правительства.

     Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов9, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

     Важная  роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует  его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

     Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

     Выполняя  функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных  бюджетных средств, ведение учета  и отчетности. В основу кассового  исполнения бюджета положен принцип  единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

     Единство  кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств. 

 

      4. Отчетность и   аудит Банка  России

 

       Банк России  ежегодно  не  позднее  15  мая  представляет Государственной  Думе годовой отчет, утвержденный  Советом директоров.

           Годовой отчет Банка России  включает:

          1) отчет о деятельности Банка   России,  анализ  состояния   экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения  и  кредита, банковской системы, валютного положения и платежного  баланса  РФ,  а  также  перечень  мероприятий  по  единой   государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

          2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

          3) порядок  формирования  и   направления  использования   резервов  и фондов Банка России;

          4) аудиторское заключение по годовому  отчету Банка России.

     (Решение  об аудите ЦБР и определение  аудиторской  фирмы, имеющей  лицензию  на  осуществление  банковского  аудита, Государственная  Дума принимает до  завершения  отчетного   года. В  соответствии  с  заключенным  с аудиторской  фирмой  договором Банк  России  обязан представлять  отчетность  и   информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.) 

     По  итогам рассмотрения годового отчета Банка России  Государственная  Дума принимает решение.

       Банк России перечисляет в  федеральный бюджет 50 процентов  фактически полученной балансовой  прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом  директоров  в  резервы  и  фонды  различного назначения. 
 

 

      Консолидация денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой  политик.

 

     Является важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики. Эта взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух векторов экономической политики и зависимости от базовых условий её осуществления; во-вторых, на совпадении ряда объектов, на которые направлено их воздействие (госдолг, дефицит бюджета и др.); в-третьих, на взаимодействии инструментов и институтов, с помощью которых осуществляются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.

     Базовой основой обеих политик является экономический рост и, прежде всего увеличение ВВП и реальных доходов населения, поскольку только в условиях роста раскрываются возможности рыночной экономики, действуют основные рыночные категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада платежеспособный спрос подавлен и все факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, НТП) недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость.

     На  протяжении, по крайней мере, 7-8 лет  реформирования российской экономики  бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей, задача сбалансированности бюджета приобрела самодовлеющий характер. Опыт показывает, что сделать это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование бюджета за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к  увеличению внутреннего долга и к повышению доли расходов на его обслуживание (до 30%). Наступает такой период, когда доходы от выпуска новых ГКО не компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в финансовом кризисе в августе 1998 г.

     В настоящее время в экономической  политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он представляется раньше, чем основные направления единой государственной политики. Неспособность  с помощью бюджета решить ряд  фундаментальных проблем российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития социальной сферы и науки – создают крайне неустойчивую основу для формирования денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных доходов российской экономики.

Информация о работе Центробанк