Центральный Банк: Основные функции и операции. Роль ЦБ РФ в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Содержание

Введение

Ι. Центральный банк: основные функции и операции ЦБ РФ…..4

1. Банк России выполняет следующие функции…………………………………….7

а) Эмиссия банкнот……………………………………………………………………………………………………………………7

б) Хранение золотовалютного запаса страны…………………………………………………………………………7

в) Общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений………………………….9

г) Денежно-Кредитное регулирование……………………………………………………………………………………11

д) Хранение кассовых резервов коммерческих банков…………………………………………………….13

е) Предоставление кредитов коммерческим банкам……………………………………………………………14

ж) Выпуск и погашение государственных бумаг………………………………………………………………….15

з) Управление счетами правительства…………………………………………………………………………………….20

и) Осуществление финансовых операций с другими странами…………………...21

2.Основные операции ЦБ………..…………………………………………...22

3.Политика «дорогих» и «дешевых» денег………………………………...24

4.Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка ….27

ΙΙ. Роль ЦБ в рыночной экономике……………………………….28

Заключение

Список источников

Работа содержит 1 файл

курсовая новая.docx

— 102.47 Кб (Скачать)

            После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:

- кредит  банку-санатору, осуществляющему санацию  кредитной организации (до 1 года); 
- кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);  - кредит
на поддержку ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года); 
- кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года), 
- стабилизационный кредит (до 1 года).

Процентные  ставки по этим кредитам изменялись с  изменением ставки рефинансирования Центрального банка. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики Банк России прекратит выдачу указанных кредитов.

ж) Выпуск и погашение государственных бумаг (Управление гос. долгом).

            Вы́пуск (эмиссионных ценных бумаг) — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.

             Различают основной и дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг:

            Основной выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг с определённым объемом прав, предоставляемых их владельцам, и определённой номинальной стоимостью, размещаемых эмитентом впервые; в состав основного выпуска включаются также бумаги дополнительного к нему выпуска после погашения государственного регистрационного номера (кода) последнего.

            Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — временно обособленная (на период размещения ценных бумаг и последующий трехмесячный срок исковой давности) совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска.

            С тех пор как культурные государства достигли возможности заключать бессрочные и непогашаемые займы, суммы государственных долгов стали быстро и значительно увеличиваться; вместе с тем возрастало и податное бремя. Обе эти причины стали вызывать заботу правительств о сокращении долгов путем их погашения. Вопрос этот допускает различные решения, отличающиеся друг от друга как самыми средствами П., так и в зависимости от характера или целей займов. Бывают займы, заключаемые ради таких единовременных затрат, которые имеют народно-хозяйственное значение (напр. займы на постройку сети железных дорог) или связаны с социально-политическими реформами вроде нашей грандиозной выкупной операции. При таких займах средства для их П. создаются, так сказать, сами собою, т. е. непосредственными реальными результатами займов или затрат. Так, железные дороги рано или поздно сами окупают себя, или прямо, или косвенно, увеличивая производительность страны и тем, создавая новые источники налогов; крестьяне сами уплачивают выкупные или погасительные платежи. Все подобные займы по самому существу своему являются срочными и погашаемыми, а потому и самый вопрос об их П. разрешается просто и правильно (разумеется — при условии, что погасительные платежи и текущие не слишком обременительны по - своим размерам). Гораздо более сложным и трудным вопрос о П. является при займах другого рода, цель которых — затраты чисто финансовые, или непроизводительные с точки зрения народного хозяйства. Таковы все займы на военные цели как в смысле средств, для ведения самой войны, так и в мирное время, на перевооружение, устройство крепостей, постройку военных судов; сюда же относятся займы для покрытия дефицитов. Среднее место между теми и другими целями займов занимают так назыв. государственно-хозяйственные затраты, вызываемые задачами управления, напр. преобразованием административных или судебных учреждений, устройством учебных заведений и т. п. Материальных результатов, а стало быть и средств на П., затраты последнего рода не создают; но общее свойство государственного хозяйства заключается в том, что оно превращает получаемые тем или иным путем (от налогов или займов) материальные средства в нематериальные услуги. При разрешении вопроса о П. долгов необходимо еще иметь в виду, что если займы вызывают увеличение податного бремени (на уплату процентов), то и самое П. (при займах второго рода) совершается на счет тех же податных средств, которые для этой цели могут быть и увеличиваемы. Увеличение податного бремени, в свою очередь, может происходить путем возвышения размеров всех прежних налогов, или только некоторых, или же, наконец, путем введения каких-либо новых налогов. Отсюда тесная связь между системой налогов и П. долгов. Предпринимать П. следует лишь по соображении с влиянием налогов на плательщиков и с значением изменений, вызываемых П. в налоговой системе. Целесообразным П. может быть признано только тогда, если благодаря ему податное бремя распределится правильнее, т. е. пропорциональнее доходам.

            Решать вопросы о П. приходится как в самый момент заключения займов, так и впоследствии, когда долги в совокупности сильно возрастут и платеж по ним процентов станет слишком обременять бюджет. В первом случае решение сводится к заключению займов срочно-погашаемых, или погашаемых без указания определенного срока и плана (обыкновенный тип — рента), или же, наконец, вовсе непогашаемых. С точки зрения П., существует, далее, различие между долгами консолидированными, или отвержденными, и текущими (см. Кредит). Текущие долги, возникая в сфере задач управления (напр. при задержках в получении средств для производства срочных платежей), по существу своему только и могут быть срочно (и притом краткосрочно) погашаемыми, почему они называются иногда платежным или казначейским кредитом. На самом деле, однако, это далеко не всегда так бывает; наши билеты государственного казначейства, напр., фактически не только не погашались, но прогрессивно увеличивались в своем количестве. То же самое следует сказать и о временных выпусках бумажных денег. П. долгов отвержденных имеет связь с курсом государственных процентных бумаг, т. е. с ценою, по которой они выпускаются или обращаются. Оно совершается иногда даже при тяжелых податных условиях, с целью поддержания государственного кредита, измеряемого курсом процентных бумаг, а также ради поддержания вексельного курса, который в странах с бумажно-денежным обращением находится в теснейшей связи с размерами государственной и вообще национальной задолженности. Источниками П., кроме указанных выше — т. е. налогов и затрат, произведенных при помощи займов (жел. дор., выкупная операция и т. п.), — могут служить (в сравнительно редких случаях) избытки бюджетных средств, или свободная наличность госуд. казначейства. Это — наилучшее назначение, которое можно дать бюджетным избыткам; но они получают его далеко не всегда. У нас, напр., более 40 млн., накопившихся от платежей по выкупной крестьянской операции, не пошли на сокращение этих платежей или на ускорение выкупа, а оказались причисленными к общим государственным средствам (при министре финансов И. А. Вышнеградском). Как особый, но скорее по форме, чем по существу, источник или способ П. должен быть рассматриваем так наз. фонд П. Сущность этого способа заключается в следующем: основывается особое учреждение для П. долгов, которому передаются все государственные процентные бумаги, подлежащие П. срочному, т. е. ежегодному, в количестве, заранее определенном планами займов. В этом погасительном учреждении бумаги не погашаются, т. е. не уничтожаются, а только накопляются, и государство (казна) продолжает по ним уплачивать проценты. Последние, будучи обращаемы опять в процентные бумаги, возрастают по системе сложных процентов, т. е. (математически и теоретически) очень быстро, и таким образом скоро образуется очень крупная сумма, которою и можно сразу погасить всю или почти всю сумму государственного долга. Идея такого способа П. принадлежала англичанину Прайсу, успевшему увлечь ею В. Питта. В основе этого способа лежит грубейший самообман. Проценты — не фруктовые деревья и не хлебные зерна, которые по своим естественным свойствам могут разрастаться и размножаться; нельзя также считать их реальными результатами или продуктами производства, так как государство, занимая деньги, не дает им производительного в материально-экономическом смысле назначения (за исключением займов на цели народно-хозяйственные, о которых здесь не говорится; да и они, впрочем, не создают реальных продуктов производства, если только на добытые ими средства не были прямо устроены фабрики, заводы и т. п.). В действительности все проценты по чисто государственным займам суть слабо замаскированные подати; следовательно, возрастание сумм в погасительной кассе по сложным процентам, по существу дела, невозможно. Это — фикция, прикрывающая собою быстро прогрессирующее возрастание налоговых платежей, в скором времени делающихся непосильными для народа. В конечных результатах самообман всегда обнаруживался, хотя временно он усугублялся иногда тем, что для доставления средств таким кассам заключались даже новые займы. Несмотря на всю несостоятельность этой системы П., она довольно долго практиковалась (в Англии, с перерывами, с 1786 по 1828 г.; во Франции, также с перерывами, до 1871 г., а номинально даже до настоящего времени; в Австрии — с 1817 г. по 1859 г.). В свое время отчасти в этом духе оперировала и наша комиссия П. госуд. долгов (см.), также выделенная в более или менее самостоятельное учреждение. За полной несостоятельностью этой системы П. долгов сводится на практике к следующим двум основным формам: I) срочное, т. е. точно обозначенное в условиях заключения займов, постепенное их П., т. е. ассигнование из общегосударственных средств ежегодного процента П., идущего на выплату капитала, большею частью по нарицательной цене фондов, облигаций и т. п., выходящих в тираж. Эта форма П. в России была до последнего времени почти исключительной, если не считать замены прежних займов с высоким процентом новыми, с более низким процентом, что совершалось в форме конверсии (см.). Признавать наши конверсии погашением долгов отнюдь нельзя, так как они не только увеличивали общую сумму наших долгов, но еще и в значительной мере удлиняли сроки П. 2) Другой способ П. применяется к так наз. рентным займам, т. е. таким, в условиях выпуска которых не указан прямо обязательный срок их П. Самый способ погашения обусловливается двумя видами рент. Одни из них не представляют собою какой-либо определенной нарицательной стоимости, а лишь определенный платеж процентов, в год или в часть года Это так назыв. у немцев "unkündbare Rente", у англичан "консоли" — форма, весьма распространенная в Западной Европе. Так как при выпуске таких займов-рент не определяются ни условия их П., ни даже нарицательная их стоимость, то погашать их возможно лишь посредством обыкновенной покупки (выкупа) их государством по биржевой цене. Другая форма рент, единственная пока из существующих у нас, есть обыкновенная процентная бумага, имеющая определенную нарицательную стоимость и приносящая определенный процент. Хотя П. таких рентных займов государство и не считает для себя обязательным, по крайней мере по заранее определенному плану (т. е. в известном количестве ежегодно), но П. вообще предусмотрено, и именно по нарицательной цене. Из двух форм рентных займов последняя удобнее для государства, которое легче может без ущерба для себя погашать эти займы или их конвертировать. Вообще рентные займы в странах с строго правовыми основами финансового хозяйства представляют несомненные преимущества перед другими формами, так как они не связывают государство срочными и иногда трудно осуществимыми обязательствами П. С другой стороны, однако, рентные займы, именно в силу их необязательной, неопределенной погашаемости, представляют и некоторую опасность, приводя иногда к растягиванию П. на слишком долгий срок. Особенно успешно погашало свои экстренные займы правительство Сев.-Американских Соединенных Штатов, успевшее сократить свой государственный долг с 2274 млн. долл. в 1866 г. до 1724 млн. долл. в 1880 г. Франция также погасила значительную часть своего долга, вызванного уплатой пятимиллиардной контрибуции Германии. Других примеров значительного и удачного П. долгов можно привести немного, так как обыкновенно государственные долги, в общем, только увеличиваются, а не сокращаются.

            УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ - совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменениям условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. К таким мероприятиям относятся рефинансирование, конверсия займа, консолидация, аннулирование и унифицирование займов.

            КОНСОЛИДАЦИЯ (лат. consolidatio) - 1) один из видов систематизации законодательства. Цель К. - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Консолидированными называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Термин "К." преимущественно применяется в английском праве; на континенте соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией; 2) в гражданском праве - прекращение права пользования вследствие его слияния с правом собственности (напр., собственник наследует узуфрукт; 3) в финансовом праве - одно из мероприятий по управлению государственным долгом; заключается в изменении сроков действия ранее выпущенных займов.

            УНИФИЦИРОВАНИЕ ЗАЙМОВ - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Способ управления государственным долгом.

з) Управление счетами правительства.

            Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

              Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление

1. Размещение  бюджетных средств на банковских  депозитах, получение дополнительных  доходов в процессе исполнения  бюджета за счет размещения  бюджетных средств на банковских  депозитах и передача полученных  доходов в доверительное управление  не допускаются, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Кодексом.

2. Действие  настоящей статьи не распространяется  на Российскую Федерацию, а  также субъекты Российской Федерации  в части размещения бюджетных  средств на банковских депозитах,  в бюджетах которых расчетная  доля межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета (за  исключением субвенций) в течение  двух из трех последних отчетных  финансовых лет не превышала  20 процентов объема собственных  доходов консолидированного бюджета  субъекта Российской Федерации.  Порядок размещения бюджетных  средств на банковские депозиты  определяется соответственно Правительством  Российской Федерации, высшими  исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

            Действие абзаца второго пункта 2 статьи 236 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ) не распространяется на отношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона

            Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

            Действие абзаца первого пункта 3 статьи 236 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ) не распространяется на отношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Срок  размещения бюджетных средств  на банковских депозитах субъектами  Российской Федерации не может  превышать шесть месяцев.

            Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за обеспечение возврата средств соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.5 

Информация о работе Центральный Банк: Основные функции и операции. Роль ЦБ РФ в рыночной экономике