Центральный Банк: Основные функции и операции. Роль ЦБ РФ в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитных рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.

Содержание

Введение…………….…………………………………………………………….3
История Центрального Банка Российской Федерации……………………4
ЦБ Российской империи…………………………………………………4
ЦБ СССР………………………………………………………………….5
ЦБ России…………………………………………………………………8
Центральный банк: основный функции и операции………………………12
3.1.Функции ЦБ……………………………………………………………..12
3.2. Функция кредитно-денежного регулирования и операции ЦБ……15
Роль ЦБ в рыночной экономике……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 333.86 Кб (Скачать)

     Поскольку практически все банки в той  или иной степени прибегают к  кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых  им ставок распространяется на всю  экономику.

     Операции  с ценными бумагами и иностранной  валютой. Операции на открытом рынке  – купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе  государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

     Операции  Центрального Банка на открытом рынке  оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся  у коммерческих банков, что стимулирует  либо сокращение, либо расширение кредитных  вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков. Это  воздействие осуществляется посредством  изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

     Объемы  данных операций в 2010 году, как и  в предыдущие годы, оставались небольшими относительно общего масштаба операций Банка России по предоставлению/изъятию  банковской ликвидности. В 2010 году в  условиях формирования устойчивого  профицита банковской ликвидности Банк России использовал только операции по продаже на открытом рынке ценных бумаг из собственного портфеля. Основной объем операций в 2010 году пришелся на операции с государственными облигациями (23,9 млрд. рублей), однако Банк России также реализовывал муниципальные и корпоративные ценные бумаги, попавшие в его портфель в результате недобросовестного выполнения обязательств кредитных организаций по сделкам прямого РЕПО (1,6 млрд. рублей). Доля собственного портфеля государственных ценных бумаг Банка России в общем объеме рынка в 2010 году заметно снизилась, что в большой мере определялось ростом данного сегмента.

     Информация  об использовании данного инструмента  раскрывается в Годовом отчете Банка  России. Данные о величине портфеля ценных бумаг Банка России размещаны в схеме № 1 "Обзор центрального банка" раздела Статистика сайта Банка России Схема №1.

     При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, ЦБ РФ уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

     Операции  на открытом рынке различаются в  зависимости от: условий сделки (купля-продажа  за наличные или покупка на срок с обязательной обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с  государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные  до 3 мес., долгосрочные до 1 года и более  операции с ценными бумагами); сферы  проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или  и на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых или центральным банком или рынком).

     Для достижения поставленных перед ЦБ целей  он имеет право осуществлять операции с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством РФ.

     ЦБ  имеет право:

      1) предоставлять кредиты на срок  не более одного года под  обеспечение ценными бумагами  и другими активами;

      2) покупать и продавать государственные  ценные бумаги на открытом  рынке; 

      3) покупать и продавать облигации,  эмитированные Банком России, и  депозитные сертификаты; 

      4) покупать и продавать иностранную  валюту, а также платежные документы  и обязательства, номинированные  в иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными  организациями; 

      5) покупать, хранить, продавать драгоценные  металлы и иные виды валютных  ценностей; 

      6) проводить расчетные, кассовые  и депозитные операции, принимать  на хранение и в управление  ценные бумаги и другие активы;

      7) выдавать поручительства и банковские  гарантии;

      8) осуществлять операции с финансовыми  инструментами, используемыми для  управления финансовыми рисками; 

      9) открывать счета в российских  и иностранных кредитных организациях  на территории Российской Федерации  и территориях иностранных государств;

      10) выставлять чеки и векселя  в любой валюте;

      11) осуществлять другие банковские  операции и сделки от своего  имени в соответствии с обычаями  делового оборота, принятыми в  международной банковской практике.

       Банк России вправе осуществлять  банковские операции и сделки  на комиссионной основе, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными  законами.

       Обеспечением для кредитов Банка  России могут выступать: золото  и другие драгоценные металлы  в различной форме; иностранная  валюта; векселя в российской  и иностранной валюте со сроками  погашения до 6 месяцев; государственные  ценные бумаги.

       Банк России не имеет права: 

       – осуществлять банковские операции  с юр лицами, которые не имеют  лицензии на проведение банковских  операций, и физ. лицами, за исключением  случаев, предусмотренных ФЗ;

       – приобретать акции (доли) кредитных  и иных. организаций, за исключением случаев, предусмотренных в ФЗ;

       – осуществлять операции с  недвижимостью, за исключением  случаев, связанных с обеспечением  деятельности Банка России и  его организаций; 

       – заниматься торговой и производственной  деятельностью, за искл. случаев, предусмотренных ФЗ;

       – пролонгировать предоставленные  кредиты. Исключение может быть  сделано по решению Совета  директоров.

       Банк России может осуществлять  банковские операции по обслуживанию  государственных органов и органов  местного самоуправления, их учреждений  и организаций, государственных  внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка  России. Банк России может обслуживать  клиентов, которые не являются  кредитными организациями, в тех  регионах, где отсутствуют кредитные  организации.

    3.Роль ЦБ в рыночной экономике.

     Как известно, центральные банки возникают  тогда, когда в них возникает  экономическая необходимость, и  их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют  решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся  капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка — и производители, и потребители, и посредники.

     Задача  эта поистине сложная: с одной  стороны, надо сохранить свободу  предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой — ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» — задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.

     В условиях рыночной экономики или  перехода к ней государственное  регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:

  1. создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
  2. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  3. решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:
  4. поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
  5. осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
  6. выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
  7. добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

     Реализация  перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой  необходимое условие нормального  функционирования и развития каждого  банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с  другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.

     Отсутствие  таких общих условий может  иметь несколько объяснений.

     Во-первых, их могли еще не успеть создать. Применительно  к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4—5 лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

     Во-вторых, ситуация может объясняться неумением  властей взяться за дело и создавать  указанные условия по крайней  мере в тех объемах, в каких  это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта  причина частично действует.

     В-третьих, здесь может сказываться влияние  ориентации властей и части самих  предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого цивилизованными  средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение  тысячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

     Следует только заметить, что в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость  иметь и совершенствовать Центральный  банк РФ как таковой. Первобытно-дикий  рынок не приемлет и не нуждается  ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном  банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство в лице правительства добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.

     В-четвертых, следует иметь в виду и такую  причину, как неадекватное понимание  Центральным банком РФ целей своей  деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед  банковским сообществом, но и перед  всей экономикой, всем обществом, необходимости  более активно отстаивать право  на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского  дела, интересы здоровья денежно-кредитной  системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.

     Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину —  дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Информация о работе Центральный Банк: Основные функции и операции. Роль ЦБ РФ в рыночной экономике