Центральный банк и его роль в кредитно-денежных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в нашей работе будет выступать сущность и назначение Центрального Банка России

Задачами нашего исследования заключаются в том, чтобы:

 изучить организационную структуру Центрального Банка России;

 выявить особенности функционирования Центрального Банка России;

 описать взаимодействие Центрального Банка России с кредитными организациями.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Рост  объема наличных денег в 2007г., в значительной степени был связан с продолжающим увеличением денежных доходов населения. В тоже время на фоне более низких темпов роста денежных доходов населения темпы роста денежного агрегата М0 в 2007 г. замедлились и составили 32,9% против 38,6% в 2006г.(14,9%  в IV квартале 2007 г. против 16,0% в аналогичный период 2006 года). (см. Приложение2)7

В современной  практике рыночного хозяйствования основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом рынке - это покупка или продажа Центральным банком ценных государственных бумаг.

Центральный банк осуществляет выпуск государственных  краткосрочных ценных бумаг с  целью покрытия дефицита государственного бюджета. Операции на открытом рынке  проводятся Центральном банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Отметим, что купля и продажа коммерческим банком государственных облигаций  приводит к изменению его активов  и неизбежно затрагивает резервы  банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально  норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.

Под рефинансированием  банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и  различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Главным инструментом Центрального банка в  осуществление денежно- кредитной  политики является изменение учетной  ставки рефинансирования. Учетная ставка – это процент, под который  Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде государственных краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.8

 Можно проследить зависимость  между общей экономической обстановкой  и процентной ставкой рефинансирования. Так, например Россия в 1998 г. оказалась на грани экономического кризиса. Спровоцировало его резкое падение мировых цен на основные экспортные товары. В результате этого были установлены высокие учетные ставки. И, наоборот, с началом экономического роста в 2000 г. ставка рефинансирования стала постепенно снижаться. (см. Приложении 3)9

Коммерческие  банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установиться равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные  средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют  основу процесса мультипликативного расширения депозитов  аналогично резервам, получаемым в  банковской системе путем операции на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде способ действия этого инструмента заключается в следующем: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что приводит к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Механизм  обязательного резервирования, заключающийся  в депонирование части привлеченных кредитной организацией средств  на отдельном счете в Центральном  банке РФ и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего  периода функционирования банка, позволяет говорить о том, что обязательные резервы также выступают в качестве страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

Размер  обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной  организации, а также порядок  их депонирования устанавливаются  Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в  соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики. (см. Приложение 4)

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной  политики. Даже небольшое изменение  уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Глава 2. Банк России и его  взаимоотношения  с кредитными организациями

2.1.Лицензирование  деятельности кредитных организаций

      Порядок регистрации и лицензирования кредитных  организаций регламентирован законодательством  Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О  банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.

В настоящее  время действующим законодательством  и Банком России установлены жесткие  требования, которые должны соблюдаться  физическими и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению.

Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством  порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации требуется предварительное согласие Банка России.

Формирование  уставного капитала за счет иностранных  инвестиций также требует разрешения Банка России.

Вклады  в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы.

Основания и порядок отказа в государственной  регистрации кредитной организации  изложены в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Кредитные организации в зависимости от спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные организации (ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Для получения  лицензии, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, минимальный размер собственных  средств (капитала) составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных организаций - 1,25 млн. ЭКЮ).

Кредитным организациям могут быть предоставлены различные виды лицензий. (см. Приложение 5)

Лицензия  на право осуществления операций с драгоценными металлами может  быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.

Уполномоченными банками на проведение операций и  сделок с драгоценными природными камнями являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драгоценными металлами (либо разрешения на совершение операций с драгоценными металлами (золотом, серебром)).

При наличии  лицензии на проведение банковских операций кредитная организация вправе совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитные организации, ходатайствующие о  расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).10 

2.2. Обязательные нормативы  деятельности кредитных  организаций

В целях  обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами.

В декабре 1987 г. Банк международных расчетов, расположенный в городе Базель (Швейцария), учредил международный комитет по определению общих принципов расчета банковского капитала и классификации активов, их соотношений с капиталом и другими пассивами. В состав комитета вошли представители центральных банков 12 развитых стран мира. В следующем году комитет утвердил соответствующие международные рекомендации.

Россия  пока в работе этого комитета не участвует. Вместе с тем Банк России при разработке соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским комитетом. Однако содержание компонентов, участвующих в расчетах нормативов, да и сами нормативы отражают специфику настоящего этапа эволюции российской банковской системы.

В первую группу входят коммерческие банки, созданные  на базе бывших государственных банков, во вторую — не имевшие такой базы, т.е. вновь созданные банки. Надо полагать, что подобная дифференциация была определена в первоначальный период формирования новой банковской системы.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает  методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк  России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее, чем за месяц до их введения в действие.

Перечень  нормативов и порядок их расчета  устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются обязательные экономические нормативы деятельности банков. (см. Приложение 6)11

Предельный  размер неденежной части уставного  капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры процентного, валютного и иных рисков устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России.

      Группировка активов по степени  риска

Экономические нормативы предполагают определенные пропорции между активами и пассивами коммерческого банка. Их соблюдение призвано обеспечить оптимальные отношения между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать соответствующий уровень ликвидности банка.

Ликвидность коммерческого банка это его возможность своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами. Это в свою очередь определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств, размещаемых по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

Важное  практическое значение имеет соблюдение рекомендуемых обязательных нормативов. Для расчета как директивных, так и оценочных нормативов  активы банка корректируют исходя из показателей их риска. Банк России рекомендовал все активы коммерческих банков распределить на шесть групп исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются соответствующие поправочные коэффициенты риска, выраженные в процентах. Например, если конкретному активу соответствует коэффициент риска 20% , то это означает, что вероятность надежности возврата инвестирванных сюда денег равна 80% первоначально выданной суммы.

Информация о работе Центральный банк и его роль в кредитно-денежных отношениях