Центральный банк и его функции. Денежно-кредитная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России и его организационной структуры.

Содержание

Введение ..............................................................................................................1
Глава 1 История возникновения и правовой статус Банка России.................3
1.1 Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ …………………………………7
Глава 2 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………10
2.1 Цели денежно-кредитного регулирования 10
2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 16
2.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………………………18
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе………………………………………………………………………………
3.1 Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ. ……………………………………………21
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России …………………………………………………………………………… 30
Заключение………………………………………………………………………. 39
Список использованной литературы……………………………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАя по эконом.теории.docx

— 83.28 Кб (Скачать)

7

   применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями; 
6)утверждает внутреннюю структуру Банка России; 
7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

 Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам;

- развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации; - обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной  политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической  деятельности. 
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. 
Банк России выполняет следующие функции: 
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 
                                                           8

6) осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций;  выдает и отзывает лицензии  кредитных организаций и организаций,  занимающихся их аудитом; 
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской 
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России; 
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской 
Федерации; 
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской 
Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;                                                                                                                  13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

9

Глава 2. Цели, объекты  и методы денежно-кредитного регулирования

2.1. Цели денежно-кредитного регулирования.

  Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

 Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

 Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной). С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования

10

капиталовложений  в различные отрасли экономики  страны.                                       Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

 Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. А вот что показывает западная статистика:

“ Уровень  роста предложения денег и  средний уровень цен практически  линейно зависимы с коэффициентом  более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).

Уровень роста предложения денег и  реального производства абсолютно  не связаны между собой там, где  прирост денежной массы более  чем примерно 18% в год. В странах  же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом  около 0.1

Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег, которая  заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной  ставки и, в-третьих, нужно нормативы  по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими

11

банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение  денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит  процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого  национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным  с тем, чтобы увеличить объем  совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика  сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим  образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков.

 Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Необходимо отметить сильные и слабые стороны

12

 использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены  ограничить объем кредитов. А это  означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.                                                                                           Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя

                                                                    13

изменения в предложении  денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

 Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

 В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

 Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом. В чем же суть этих разногласий?

Кейнсианская  теория денег.

Джон Мейнард Кейнс  полагал, что рыночная структура экономики обладает внутренними "пороками", что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки. Основополагающим кейнсианским уравнением является: ВНП=С+I+G+NX (С - потребительские расходы

14

населения, I - инвестиции, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX - чистый экспорт).

Кейнсианцы считали, что  фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной  в период экономического кризиса, чем  денежная политика. Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов, население будет держать больше денежных активов с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает. Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.

 Выше было отмечено, что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.

 Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.

На самом деле все зависит  от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции.

Если же на рынке предложение  эластично (товаров много - денег  не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы считают, что  главной проблемой в государственном  регулировании является подстегивание  эффективного спроса, а не борьба с  инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Информация о работе Центральный банк и его функции. Денежно-кредитная политика России