Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проблемы дефицита бюджета и государственного долга как в теоретическом плане, так и в практическом, а так же доказать, что именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие государственного долга и бюджетного дефицита………..4
2. История государственного долга в России………………………….7
2.1 Внешний долг………………………………………………………..11
2.2 Внутренний долг…………………………………………………….13
2.3 Пути решения проблем государственного долга………………….14
2.4 Проблема бюджетного дефицита…………………………………...18
3. Влияние государственного долга на национальную экономику….20
Заключение……………………………………………………………….22
Список используемой литературы
Российское
правительство в результате длительных
и кровопролитных усилий сумело создать
репутацию надежного заемщика, который
действует на рынке аккуратно, не
злоупотребляя своим
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись
платить долги своим и
В период советской власти государственный кредит продолжал функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государственного кредита претерпевали существенные изменения. В 20-е гг. еще существовали нормальные кредитные отношения и были некоторые элементы государственного долга. После установления в начале 30-х гг. режима централизованного планирования, когда все стало государственным, кредит в общепринятом понимании этого термина исчез, остались только денежные расчеты, проводимые через единственный на всю страну банк. Но доходы населения оказались относительно независимыми от указаний государства. Вот эти-то доходы и стали объектами государственного кредита. Были введены принудительные ежегодные займы у населения в размере не менее месячного фонда оплаты труда. Эти займы выпускались с 1925 до 1956 г. включительно. Затем они были прекращены. Погашение накопленной задолженности было отложено на 20 лет, выплата процентов по задолженности не предусматривалась. Так возник внутренний государственный долг.
Каким-то
подобием государственного долга могла
считаться огромная задолженность
по кредитам Госбанка, прежде всего
аграрного сектора, т.е. колхозов и
совхозов. Но теоретически она не образовывала
государственного долга, так как
с обеих сторон этого долгового
отношения выступало
Падение
производства, начавшееся в 1990 г., не было
остановлено с переходом к
реформам. Сокращение объема реальных
доходов в стране и рост дефицита
бюджета вынудили государство обратиться
к заемным ресурсам для обеспечения
текущих расходов бюджета. Это произошло
в форме организации рынка
государственных ценных бумаг в
1993-1994 гг. До этого практиковалась прямое
кредитование дефицита бюджета Центральным
банком России. Замену банковского
кредитования выпуском ценных бумаг, несомненно,
следует рассматривать как
2.1 Внешний долг
Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Может взиматься:
- правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)
- кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
- напрямую крупными предприятиями страны
- у кредитно-финансовых организаций других стран
В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов2, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны.3 По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.4
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года.3
Наименование | Сумма, млрд. долларов США | Сумма, млрд. ЕВРО |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба | 999,8 | 696,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба | 1 820,4 | 1 268,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1 300,1 | 906,2 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 830,5 | 578,9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 793,9 | 2 644,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 239,6 | 18 290,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | 1 775,3 | 1 237,5 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 881,4 | 614,4 |
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
37 641,0 | 26 237,9 |
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.3
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.5
2.2 Внутренний долг
Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная
сумма долга по
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем
обязательств по
5) объем
иных (за исключением указанных)
долговых обязательств
К июлю 2010 года государственный внутренний долг РФ вырос на 74,465 миллиарда рублей, или на 4,05 процента, и составил 1 триллион 911,599 миллиарда рублей. Такие данные опубликовало Министерство финансов России.
В 2010 году правительство разрешило Минфину осуществить выпуск рублевых государственных ценных бумаг в объеме до 869,3 миллиарда рублей.
В июне был принят закон, увеличивающий верхний предел государственного внутреннего долга России на конец 2010 года с 3 триллионов 353,1 миллиарда рублей на 373,6 миллиарда рублей.6
2.3 Пути решения проблем государственного долга
До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.
Конверсия
— это изменение размера
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.
Совместно
с консолидацией может
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.
В
настоящее время