Бюджетный дефицит и государственный долг: механизм финансирования, обслуживания и погашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть проблемы дефицита бюджета и государственного долга как в теоретическом плане, так и в практическом, а так же доказать, что именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие государственного долга и бюджетного дефицита………..4
2. История государственного долга в России………………………….7
2.1 Внешний долг………………………………………………………..11
2.2 Внутренний долг…………………………………………………….13
2.3 Пути решения проблем государственного долга………………….14
2.4 Проблема бюджетного дефицита…………………………………...18
3. Влияние государственного долга на национальную экономику….20
Заключение……………………………………………………………….22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая оригинал 2.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

    Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

    Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного  проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

    Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры (к моменту прихода большевиков  к власти сумма взятых займов составляла примерно 15 млрд. руб. по золотому курсу  на начало 1917 г.). Этот “революционный”  способ решения финансовых трудностей в дальнейшем оказал громадное отрицательное  влияние на экономическое развитие страны. Так началась новая кредитная  история России, которая продолжалась до 1992 г., когда был легализован (т.е. узаконен, официально признан) внутренний государственный долг путем принятия целого комплекса решений правительства  и указов президента по конверсии  и обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами.

    В период советской власти государственный  кредит продолжал функционировать  в нашей стране в различных  формах, поскольку он по-прежнему оставался  важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государственного кредита претерпевали существенные изменения. В 20-е гг. еще  существовали нормальные кредитные  отношения и были некоторые элементы государственного долга. После установления в начале 30-х гг. режима централизованного планирования, когда все стало государственным, кредит в общепринятом понимании этого термина исчез, остались только денежные расчеты, проводимые через единственный на всю страну банк. Но доходы населения оказались относительно независимыми от указаний государства. Вот эти-то доходы и стали объектами государственного кредита. Были введены принудительные ежегодные займы у населения в размере не менее месячного фонда оплаты труда. Эти займы выпускались с 1925 до 1956 г. включительно. Затем они были прекращены. Погашение накопленной задолженности было отложено на 20 лет, выплата процентов по задолженности не предусматривалась. Так возник внутренний государственный долг.

    Каким-то  подобием государственного долга могла  считаться огромная задолженность  по кредитам Госбанка, прежде всего  аграрного сектора, т.е. колхозов и  совхозов. Но теоретически она не образовывала государственного долга, так как  с обеих сторон этого долгового  отношения выступало государство: оно было и кредитором в лице государственного банка, и заемщиком в лице государственных предприятий, колхозов. Нарастание этой задолженности началось с начала 70-х гг. и продолжалось до начала «перестройки» (середина 80-х гг.).

    Падение производства, начавшееся в 1990 г., не было остановлено с переходом к  реформам. Сокращение объема реальных доходов в стране и рост дефицита бюджета вынудили государство обратиться к заемным ресурсам для обеспечения  текущих расходов бюджета. Это произошло  в форме организации рынка  государственных ценных бумаг в 1993-1994 гг. До этого практиковалась прямое кредитование дефицита бюджета Центральным  банком России. Замену банковского  кредитования выпуском ценных бумаг, несомненно, следует рассматривать как успех  государственной финансовой политики в 1994-1995 гг. Но в дальнейшем развитие рынка государственных ценных бумаг  вышло из-под контроля.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Внешний долг

         Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

        Может взиматься:

- правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)

- кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)

- напрямую крупными предприятиями страны

- у кредитно-финансовых организаций других стран

         В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно.

         В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов2, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны.3 По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.4        

Структура государственного внешнего долга по состоянию  на 1 января 2010 года.3

Наименование Сумма, млрд. долларов США Сумма, млрд. ЕВРО
Задолженность перед официальными кредиторами  — членами Парижского клуба 999,8  696,9
Задолженность перед официальными кредиторами  — не членами Парижского клуба 1 820,4  1 268,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 300,1  906,2
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 830,5  578,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 793,9  2 644,6
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6  18 290,5
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) 1 775,3  1 237,5
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 881,4  614,4
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией) 37 641,0  26 237,9
 

        Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

        В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

        Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.3

        По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.5

2.2 Внутренний долг

        Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в валюте Российской Федерации;

2) объем  основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем  основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

4) объем  обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

5) объем  иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие Бюджетного  Кодекса РФ.

        К июлю 2010 года государственный внутренний долг РФ вырос на 74,465 миллиарда рублей, или на 4,05 процента, и составил 1 триллион 911,599 миллиарда рублей. Такие данные опубликовало Министерство финансов России.

        В 2010 году правительство разрешило Минфину осуществить выпуск рублевых государственных ценных бумаг в объеме до 869,3 миллиарда рублей.

        В июне был принят закон, увеличивающий верхний предел государственного внутреннего долга России на конец 2010 года с 3 триллионов 353,1 миллиарда рублей на 373,6 миллиарда рублей.6

     2.3 Пути решения проблем  государственного  долга

     До  введения в действие Бюджетного кодекса  РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

     Конверсия — это изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение  процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

     Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока  действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

     Совместно с консолидацией может проводиться  и унификация займов, т.е. объединение  нескольких займов в один.

     Отсрочка  погашения займа или всех ранее  выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

     Под аннулированием государственного долга  понимается отказ государства от долговых обязательств.

     В настоящее время законодательством  предусмотрена реструктуризация долга, под которой понимается погашение  долговых обязательств с одновременным  осуществлением заимствований (принятием  на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий  обслуживания долговых обязательств и  сроков их погашения. В Бюджетном  кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с  частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг: механизм финансирования, обслуживания и погашения