Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Массовая безработица представляет собой одну из острейших социально экономических проблем и является реальной угрозой существования общества и цивилизованных форм отношений между людьми. Поэтому борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах всегда уделялось самое серьезное внимание. Разрабатываются различные стабилизационные программы по решению наиболее острых проблем, связанных с безработицей. Программы улучшения занятости всегда занимают одно из центральных мест в политике государств.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение различных систем по ликвидации безработицы и её последствий на государственном уровне
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Безработица и государственая политика занятости…………………..5
1.1.Общее понятие безработицы, её сущность, виды и причины
возникновения.…… … ………………………………………………...…….5
1.2. Последствия безработицы. Закон Оукена………………………………….9
1.3. Анализ современного уровня безработицы ………………………………13
Глава 2. Система социальной защиты………………………………………….15
2.1. Необходимость социальной защиты.……………………………………..15
2.2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в
системе социальной защиты населения………………..............................18
2.3. Государственная система социальной защиты в условиях рынка………27
2.4. Анализ программы социальной защиты безработных…………………...30
2.5. Современные условия для реализации социальной защиты
безработных………………………………………………………...............34
Заключение………………………………………………………………………37Список использованных источников……………………...……………………39
Приложение……………………………………………………………………....40
а) оплаты труда;
б) пенсионного обеспечения;
в) образования;
г) здравоохранения;
д) культуры;
е) социального обслуживания;
ж) жилищно-коммунального обслуживания.
Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.
Минимальные
пределы государственных
В качестве
государственных минимальных
– минимальный размер оплаты труда;
– единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы .
Минимальная
заработная плата - это уровень заработной
платы работника
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
Трудовой кодекс РФ (ст. 129) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».
Минимальный размер оплаты труда 5 имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. (см.табл.2.1) Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствовать величине заработной платы.
Для определения
абсолютного уровня прожиточного минимума
наиболее точным является метод потребительской
корзины. В состав такой корзины
входят самые необходимые продукты
для поддержания
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:
– в качестве базы для адресной социальной поддержки;
– в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;
– для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
– для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;
– в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.
Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий.
Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.
Динамика изменения прожиточного минимума в Российской Федерации в 2000-2010 гг 6. (в среднем на душу населения; рублей в месяц). (см.табл.2.2)
Сокращение
разрыва между прожиточным
В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.
Минимальные
социальные гарантии в области оплаты
труда не будут действительны, пока
не будет восстановлена
Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек, об этом говорит численность экономически активного населения. 7
Безработица,
с которой мы сейчас сталкиваемся,
связана не с техническим прогрессом
или кризисом перепроизводства, как
это происходит циклически в рыночной
экономике, а с факторами, обусловленными
глубокими деформациями в развитии
народного хозяйства. Если на Западе
безработица возникает в
В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка – с другой.
Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).
Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.
Государство гарантирует безработным:
– выплату пособий по безработице;
– выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
– возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
– возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
– оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.
В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности – 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование – в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев.
Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.
Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности, также все это ведет к конфликтам, если брать безработицу, то к трудовым конфликтам. 8
В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.9
Одной из
важнейших функций системы
Специфическим
видом государственных
2.3. Государственная система социальной защиты в условиях рынка
Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка являются:
а) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
б) обеспечение помощи самым бедным семьям;
в) выдача помощи на случай безработицы;
г) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
д) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
е) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Прежде чем говорить о социальных программах, направленных на ликвидацию безработицы необходимо рассмотреть общую систему социальной защиты, её положительные и отрицательные стороны в условиях рынка.
Глобальный финансовый кризис последних
лет подкосил практически все
мировые экономические системы,
включая даже самые устойчивые и
передовые. В связи с этим обстоятельством
остро встал вопрос социальной защиты
населения. Её настоятельно просят, а
иногда даже требуют от правительства.
Однако, в связи с тем, что в
странах наблюдается
Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение.
Однако, если снизить производство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно.