Безработицы,виды,структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Массовая безработица представляет собой одну из острейших социально экономических проблем и является реальной угрозой существования общества и цивилизованных форм отношений между людьми. Поэтому борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах всегда уделялось самое серьезное внимание. Разрабатываются различные стабилизационные программы по решению наиболее острых проблем, связанных с безработицей. Программы улучшения занятости всегда занимают одно из центральных мест в политике государств.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение различных систем по ликвидации безработицы и её последствий на государственном уровне

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Безработица и государственая политика занятости…………………..5
1.1.Общее понятие безработицы, её сущность, виды и причины
возникновения.…… … ………………………………………………...…….5
1.2. Последствия безработицы. Закон Оукена………………………………….9
1.3. Анализ современного уровня безработицы ………………………………13
Глава 2. Система социальной защиты………………………………………….15
2.1. Необходимость социальной защиты.……………………………………..15
2.2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в
системе социальной защиты населения………………..............................18
2.3. Государственная система социальной защиты в условиях рынка………27
2.4. Анализ программы социальной защиты безработных…………………...30
2.5. Современные условия для реализации социальной защиты
безработных………………………………………………………...............34
Заключение………………………………………………………………………37Список использованных источников……………………...……………………39
Приложение……………………………………………………………………....40

Работа содержит 1 файл

безработица готовая.docx

— 159.21 Кб (Скачать)

GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

где Y –  фактический ВНП, а Y* – потенциальный ВВП. 
Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска  от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена». (см.рис. 1.2)

Данный закон имеет отражение  в следующей формуле:


В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, b- коэффициент Оукена (b> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным). Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Yt – фактический ВВП данного  года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Чтобы избежать резких последствий  безработицы, которые могут повлечь за собой заметные изменения в структуре экономики правительство оказывает некую поддержку безработным:

21. Государство гарантирует безработным:

– выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; (в ред. Федерального закона от 30.04.1999 N 85-ФЗ)

– выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; (в ред. Федерального закона от 30.04.1999 N 85-ФЗ)

– возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

 

 

1.3. Анализ современного уровня безработицы

 

По данным Росстата, общая  численность безработных в России в январе 2011 года возросла на 5,9% по сравнению  с предыдущим месяцем и составила 5,709 млн человек. Это 7,6% всего экономически активного населения страны. Число официально зарегистрированных безработных в январе 2011 года увеличилось на 1,2%, до 1,609 млн человек.

Безработица в 7,6% является допустимой нормой для государства, выходящего из кризиса. Однако увеличение в январе числа безработных по сравнению с декабрем прошлого года нельзя назвать положительным фактором. Пособие по безработице получали 1,4 млн человек. По сравнению с концом января 2010 года общая численность безработных в России сократилась на 16,4%, а официально зарегистрированных – на 26,9%, что говорит нам, о проведении верной социальной политики по вопросам безработицы в условиях выхода России из кризиса.

Уровень занятости населения  России в декабре 2010 года составил 62,5%, а уровень безработицы – 7,2%, сообщает Росстат. При этом численность экономически активного населения России в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в декабре 2010 года насчитывала 75 млн человек (53% от общей численности населения страны). По сравнению с декабрем 2009 года численность занятого населения увеличилась на 375 тыс. человек (0,5%), а численность безработных – на 781 тыс. человек (12,7%). В среднем за 2010 год численность занятого населения составила 69,8 млн человек, а численность безработных – 5,6 млн человек. В конце декабря в государственных учреждениях службы занятости населения были зарегистрированы в качестве безработных 1 млн 589 тыс. человек.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил на встрече с главой Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым, что за последний  год в России было восстановлено  более 1 млн рабочих мест, а общее количество безработных снизилось с 6,2 млн до 5,1 млн человек

По мнению лидера профсоюзов, на сегодняшний день по количеству зарегистрированных безработных Россия почти вышла на докризисный уровень. «За сентябрь-октябрь количество зарегистрированных безработных также  снизилось. Сейчас это примерно 1 млн 500 тыс. человек, а до кризиса был 1 млн 300 тыс. Нам осталось не так много, чтобы выйти на докризисный уровень», – констатировал Шмаков и уточнил, что «профсоюзы всегда выступали и выступают за нулевую безработицу». Шмаков также подчеркнул, что его беспокоит возраст безработных: 27% из них не достигли 35 лет. Комментируя действовавшую в 2009–2010 годах программу стабилизации рынка труда, Шмаков сообщил, что программа дает неплохие результаты и уже продлена на 2011 год. Однако «пока не решен вопрос трудоустройства выпускников школ и вузов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Социальная защита – система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты.

Государственные формы:

– доступное здравоохранение;

– льготы;

– доступное образование;

– пенсионное обеспечение (Пенсия);

– система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

– меры социальной поддержки.

Негосударственные формы:

– добровольное социальное страхование;

– благотворительность;

– частные системы здравоохранения и др.

 

2.1. Необходимость социальной защиты населения

 

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная  помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием  цивилизации, технического прогресса  и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.    

Формирование  и развитие рыночной экономики привело  к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

В условиях рыночных отношений человек может  обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако  в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.3

Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

  1. Государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни».
  2. Всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.
  3. Социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

Развитие  цивилизованного рынка может  нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Взаимодействие  рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

Главная цель социальной защиты состоит в  том, чтобы оказать необходимую  помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.

Жизнь требует  новых экономических подходов в  целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

– обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

– использования новых стимулов к труду и экономической деятельности;

– формирования экономической системы самозащиты.

Экономическая политика государства – это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.

Разрабатывая  и осуществляя экономическую политику, государство не должно допускать бесконтрольного роста инфляции, вмешиваться в механизмы экономики и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т.п.).

2.2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения

 

В обществе рыночных отношений главную  функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные  социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном  этапе просматриваются две основные функции в системе государственной  социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные  гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.4 Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

Информация о работе Безработицы,виды,структура